Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
6
Добавлен:
21.12.2022
Размер:
1.28 Mб
Скачать

Часть IV (Глава XI)

245

существует общепризнанный принцип, запрещающий применение силы и даже угрозы силой государством против территориальной целостности и политической неприкосновенности другого государ- ства или иным образом, несовместимым с целями ООН. Несомнен- но, что такие попытки оправдать агрессию и тянуть международное право вспять обречены на провал.

Другим примером этих реакционных тенденций является под- держка колониализма сторонниками политики “с позиции силы”, попытки отрицать принцип самоопределения народов как принцип современного международного права, а также попытки превратить указанный принцип в пустышку. Но жизнь обрекает на неудачу внешнюю политику и дипломатию государств, которые поддержи- вают такие тенденции. Несмотря на их потуги, принцип самоопре- деления народов укрепляется и претворяется в жизнь.

Политика “с позиции силы” терпит поражение и во многих других областях международного права. Так, на первой конферен- ции по морскому праву в 1958 г. сторонники этой политики потер- пели неудачу в своих попытках навязать другим государствам трех- мильную ширину территориальных вод в качестве нормы междуна- родного права. На второй конференции по морскому праву в I960 г., несмотря на то что США использовали до отказа все средства на- жима на малые государства, сторонникам политики “с позиции си- лы” снова не удалось провести свое предложение, на этот раз уже о шестимильной ширине территориальных вод.

Политика навязывания норм международного права с помощью экономического и политического давления, угроз и подкупов, явля- ющаяся составной частью политики “с позиции силы”, терпит про- вал за провалом.

Глава XI

ВЛИЯНИЕ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА НА ВНЕШНЮЮ ПОЛИТИКУ И ДИПЛОМАТИЮ

Международное право, так же как и национальное право, ока- зывает влияние на общественные отношения, которые оно регули- рует. Это влияние осуществляется путем нормативного воздействия на поведение субъектов международного права.

Принципы и нормы международного права определяют права и обязанности государств и других субъектов международного пра- ва. Отсюда два вида связей между внешней политикой и диплома- тией и международным правом: а) в аспекте обязательств госу- дарств международное право выступает как ограничение в отноше- нии внешней политики и дипломатии; б) в аспекте прав оно, наобо-

246

Теория международного права

рот, выступает как средство или опора для внешней политики и дипломатии1.

Нужно, однако, оговориться, что это противопоставление не является абсолютным. Элемент ограничения имеется не только в правовой обязанности, но и в субъективном праве, так как всякое право есть ограниченное право.

Общий характер воздействия международного права на отно- шения между государствами, а следовательно, на внешнюю полити- ку отдельных государств, на их дипломатию определяется характе- ром данного конкретного международного права, которое, как и вся- кое право, может содействовать прогрессивному развитию общества или тормозить его. Разумеется, право, в том числе и международ- ное, не может остановить процесс общественного развития, и если право становится в резкое противоречие с закономерностями обще- ственного развития, оно неизбежно уступает дорогу этим объектив- ным законам. Тогда на смену устаревшим нормам приходят новые.

Современное международное право является правом мирного сосуществования и свободного развития народов. Этим и определя- ется характер воздействия современного международного права на международные отношения, внешнюю политику и дипломатию го- сударств в целях обеспечения мирного сосуществования и свободы народов.

Насколько эффективно воздействие международного права на внешнюю политику и дипломатию государств?

Ранее уже рассматривалась концепция, согласно которой со- временное международное право является “неэффективным”, “при- митивным” и “настоящее” международное право будет возможно только в результате создания мирового государства или возможно большего приближения к нему (см. гл. IX). С этой концепцией свя- зано, в частности, преувеличение роли обязательной международ- ной юрисдикции, которая нередко изображается как панацея от всех международных зол1 2.

Возможность применения государственного принуждения, что- бы обеспечить соблюдение норм, является одной из важных отли- чительных черт права, в том числе и международного. Общеизвес- тно, однако, что принуждение в международном праве, в силу осо- бенностей этого права, менее эффективно, чем принуждение в на- циональном праве. Но следует иметь в виду, что реальное воздей-

1 Профессор М. Виралли очень ярко выразил это состояние следую- щими словами: “В зависимости от того, для чего он им (правом. — Г. Т.) пользуется, субъект права видит систему права или как направленную против него, или как предоставленную к его услугам” (Virally М. Le phe- nomene juridique // Revue du droit public et de la science politique en France et a l’etranger. Janv.-fevr. 1966. P. 11).

2 См.: Тункин Г. И. Идеологическая борьба и международное право. 1967. С. 158—166.