
- •Иерусалимский Орден Госпитальеров Св. Иоанна .
- •История Мальтийского Ордена.
- •1048 Иерусалим
- •1291 Кипр
- •1310 – Родос
- •1530 – Мальта
- •1571 – Лепантское сражение
- •1798 – Изгнание
- •Миссия Ордена
- •Международные организации – медицинская и гуманитарная деятельность.
- •Князь и Великий Магистр
- •Суверенность мальтийского органа. (захаров международно-правовое положение ордена,раиса печникова)
- •I. Природа Мальтийского Рыцарского Ордена как суверенного ордена
- •II. Природа того же Ордена
- •III. Границы и взаимосвязь положения Ордена как суверенного и религиозного,
Суверенность мальтийского органа. (захаров международно-правовое положение ордена,раиса печникова)
Первая попытка заявить о себе как о субъекте международного права была предпринята Мальтийским орденом еще в 1930 году. Тогда были впервые установлены дипломатические отношения со Святым престолом. В 1937 г. подобные отношения были оформлены с франкистской Испанией. Затем наступило затишье на десять лет. И только после второй мировой войны, с 1947 г., стали открываться посольства в различных государствах.
А в 1994 г. орден получил статус постоянного наблюдателя при ООН, но не как государство, а как общественная организация.
Для изучения вопроса правового положения Мальтийского Ордена Папа Римский Пий XII поручил специально созданной для этих целей комиссии кардиналов. Комиссия досконально исследовала всю историю вопроса и пришла к следующим заключениям.
Прежде всего, была подтверждена, упомянутая уже в ленной грамоте Императора Карла V двойственная природа Мальтийского Ордена как суверенного субъекта международного права с одной стороны и религиозного Ордена Католической Церкви с другой стороны. При этом было особо отмечено, что суверенитет Ордена является функциональным, то есть, зависит от задач Ордена и исполнения его целей и, собственно, строится на их основе.
Выводы Комиссии Великого Трибунала Кардиналов были оформлены специальным Приговором:
I. Природа Мальтийского Рыцарского Ордена как суверенного ордена
Качество суверенности Ордена, описываемое в статье 2, разделе 1 действующей Конституции Ордена и неоднократно признанное Святым Престолом, представляет собой пользование некоторыми преимущественными правами, которые свойственны Ордену как субъекту международного права. В соответствии с основами международного права такие привилегии являются следствием суверенитета и признаны некоторыми государствами по примеру Святого Престола, но для Ордена они не представляют собой того комплекса власти и прав, которые свойственны субъектам международного права, суверенным в полном смысле этого слова.
II. Природа того же Ордена
как религиозного ордена
Мальтийский рыцарский Орден, состоящий из обетных рыцарей и капелланов в соответствии со статьями 4 и 9 раздела 1 Конституции Ордена, является орденом, точнее религиозным орденом, одобренным Святым Престолом .Наряду с освящением членов своего Ордена он преследует религиозные и благотворительные цели, цели оказания помощи разного рода (Конституция Ордена, раздел 1, статья 10).
III. Границы и взаимосвязь положения Ордена как суверенного и религиозного,
отношения со Святым Престолом
Оба качества Ордена – суверенность и религиозность, описанные в пунктах 1 и 2 этого приговора, тесно связаны между собой.
Качество суверенности направлено на достижения его целей и обеспечение его положения в мире.
Мальтийский рыцарский Орден подвластен Святому Престолу (см.: послание Папы Бенедикта XIV от 12 марта 1753 г., Кодекс Рогана и действующая Конституция Ордена) и является религиозным Орденом, поскольку находится в компетенции Священной Религиозной Конгрегации в соответствии с каноническим правом и действующей Конституции Ордена.
Вопросы суверенности Ордена, описанные в первом пункте приговора, рассматривал Государственный Секретарь Его Святейшества.
По смешанным вопросам решения приняты Священной Религиозной Конгрегацией и Государственным Секретарем Его Святейшества в обоюдном согласии.
Благоприобретенные права, обычаи и привилегии, предоставленные Ордену Святейшими Отцами, остаются в неприкосновенности, если не противоречат Каноническому Праву (CIC can. 4 и 5, can. 23–30? can. 63–79) и действующая Конституция Ордена.
Настоящий приговор подлежит немедленному исполнению.
Решение принято в Ватикане в зале заседаний Конгрегаций в Ватиканском дворце 24 января 1953 г.» [8а].
Однако, в связи с тем, что данный текст Приговора многократно и не всегда объективно интерпретировался, что привело к различным толкованиям его содержания, Святой Престол и Мальтийский Орден дополнительно пояснили понятие двойственной природы Ордена в официальной дипломатической переписке. В послании Верховного Совета Суверенного Мальтийского Ордена на имя заместителя Государственного Секретаря Святого Престола сообщалось:
«Внимательно и объективно изучив текст Приговора, который был вынесен Великим Трибуналом Кардиналов 24 января 1953 г. и провозглашен 10 февраля того же г., Верховный Совет пришел к заключению, что содержащиеся в статьях Приговора понятия следует интерпретировать следующим образом:
1. Относительно пункта I. Природа Мальтийского Ордена как суверенного.
Признание суверенитета Ордена, соответствующего его предназначению, представляет собой пользование преимущественными правами, носителем которых является Орден как субъект международного права.
2. Относительно пункта II. Природа Мальтийского Ордена как религиозного.
Религиозная природа Ордена ограничивается членством в Ордене обетных рыцарей и капелланов.
3. Относительно пункта III. Область смешанных компетенций и т.д.
Взаимоотношения двух качеств Ордена – суверенности и религиозности, определяется тем, что вопросами относительно суверенных качеств Ордена занимается Государственный Секретарь Его Святейшества, но не в том смысле, что Орден подчинен Государственному Секретариату и тот направляет его деятельность, а в том, что компетенция Государственного Секретариата определяется вышеуказанными вопросами, которые могут возникнуть в этой связи. Все вопросы относительно смешанных компетенций следует интерпретировать аналогично» [8а].
В ответном послании от 23 марта 1953 г. заместитель Государственного Секретаря сообщил, что Государственный Секретариат Его Святейшества принял к сведению интерпретацию, изложенную в послании Ордена.
Как видим, Приговор Великого Трибунала Кардиналов и переписка относительно его содержания лишний раз подтверждают суверенность Ордена как субъекта международного права в отношении его светской природы, задач и целей, при этом констатируют, что нельзя отождествлять осуществляемые суверенные права по их происхождению и объему и реальную политическую власть суверенного государства, что никоим образом не ограничивает суверенитет, поскольку Мальтийский Орден для сохранения своего существования не нуждается в фактической власти, которая необходима политическому государству.
Понятие «функционального суверенитета», соответствующее, как ни какое другое международно-правовой ситуации Мальтийского Ордена, сразу стало предметом множества правоведческих исследований, которые, тем не менее, не всегда точно определяли суть этого понятия, поскольку относили функциональную зависимость не к задачам Ордена в качестве наднациональной организации, а к его положению в иерархии Католической Церкви, в то время как Приговор совершенно недвусмысленно указывает на то, что суверенитет и правоспособность Мальтийского Ордена в международных отношениях являются исключительно следствием его деятельности и его организации.
Это заключение не только соответствует историческому правовому статусу Мальтийского Ордена, но и явственно согласуется с положениями международно-правового учения о сущности и качестве суверенитета международных организаций.
Так, уже в 1868 г. граф Кибарио, уполномоченный итальянским правительством, исследовать вопрос правового положения Мальтийского Ордена в Италии, констатировал: «В соответствии с европейским международным правом Орден никогда не переставал быть суверенным». Государственный Совет Италии заявил в своем заключении от 10 ноября 1869 г., что Мальтийский Орден является суверенным институтом, поэтому Указы Великого Магистра Ордена не нуждаются в экзекватуре короля Италии.
Суверенное положение Мальтийского Ордена подтверждается также в Конвенции итальянского военного министерства и Ордена от 20 февраля 1884 г. и в законодательных Декретах итальянского правительства от 7 октября 1923 г., 28 ноября 1929 г. и 4 апреля 1938 г. В итоге отношения между Итальянской Республикой и Мальтийским Орденом были окончательно определены дипломатическими нотами, которыми стороны обменялись 11 января 1960 г. Итальянская нота подтверждает все привилегии, пожалованные Мальтийскому ордену, как Королевством, так и Республикой Италии начиная с 1861 г. и подтвердившие качество Ордена как субъекта международного права, экстерриториальность его резиденции в Риме (виа Кондотти и виа Авентин) и правовое положение Великого Магистра в качестве главы государства со всеми соответствующими привилегиями. Тем самым Итальянская Республика признала существование Мальтийского Ордена на своей территории в качестве суверенного государства, государства, с которым она поддерживает дипломатические отношения
Трибунал Рима подтверждает данное решение в Приговоре от 3 ноября 1954 г.: «Мальтийский Рыцарский Орден является правовым субъектом международного права», который «сохраняет свою независимость также в отношении Святого Престола» и имеет «право на признание своего суверенного положения другими государствами подобно Итальянскому Государству», а в Приговоре от 27 апреля 1957 г. заявляет: «Мальтийский Орден несомненно является суверенной корпорацией, субъектом международного права», вследствие чего даже служебный договор, заключенный Орденом, имеет общественно-правовой характер.
Мальтийский Рыцарский Орден находится в зависимости от Святого Престола, и он, в частности, является религиозным орденом и входит в сферу компетенции Священной религиозной конгрегации в соответствии с каноническим правом и действующей конституцией Ордена»
Ордену удалось 24 июня 1961 г. добиться одобрения новой конституции. Так завершился тринадцатилетний кризис в истории ордена, когда под вопрос были поставлены его суверенитет, право владения и управления орденским имуществом и самостоятельного решения вопросов внутреннего управления. И все же главной для ордена была проблема его суверенитета.
Реформа Конституционной Хартии
и Кодекса Ордена
В апреле 1997 г. в резиденции магистра на Авентинтийском холме в Риме под председательством Великого Магистра фра Эндрю Берти проходило внеочередное заседание Генерального Капитула с целью реформирования Конституционной Хартии и Кодекса Суверенного Мальтийского Ордена.
Значительные изменения претерпели отношения с Ватиканом. Если до сих пор папа римский утверждал избрание нового Великого Магистра, то с принятием новой Конституции Мальтийский орден получил в этом вопросе полную самостоятельность. Теперь вновь избранный Великий Магистр лишь извещает папу о своем избрании. Это решение, утвержденное Ватиканом, еще больше подчеркивает суверенитет Мальтийского ордена в современном мире.
Hendrik Johannes Hoegen Dijkhof
It has to listen to the Pope and is a religious Order of the Church
No Order of St. John is Sovereign anymore. It should be noted however
that the International Commission for Orders of Chivalry specifically
mentioned that the only recognised Order with the style of Sovereign,
existing nowadays, is SMOM, whose international diplomatic status as an
independent non-territorial power, is recognised officially not only by the
Holy See, but also by 94 States.