- •История
- •Удалось ли Абхазии реализовать себя в качестве независимого государства перед ее признанием Россией, Никарагуа, Венесуэлой, Науру, Вануату и Тувалу?
- •Соответствует ли Абхазия международно-признанным критериям для ее квалификации в качестве государства?
- •Что можно сказать о (не)признании Абхазии в свете международного права?
- •Ослабляет ли международные позиции Абхазии факт ее силового выхода из Грузии?
- •Является ли Абхазия субъектом международного права?
- •Нарушила ли Россия международное право, признав независимость Абхазии?
- •Что может служить в качестве юридического прецедента для признания Абхазии?
- •Выводы:
- •Деятельность Миссии оон по наблюдению в Грузии (мооннг) в новых условиях
- •Участие оон в Женевских консультациях
Деятельность Миссии оон по наблюдению в Грузии (мооннг) в новых условиях
В условиях, когда Российская Федерация признала самостоятельность Абхазии и Южной Осетии, что противоречило ранее подтверждавшейся ООН приверженности всех государств-членов суверенитету, независимости и территориальной целостности Грузии, структуры ООН пытались продолжать свою посредническую роль. Миссия ООН по наблюдению в Грузии призывала стороны к необходимости обеспечить уважение положений Соглашения о прекращении огня и разъединении сил от 14 мая 1994 года. Специальный представитель Генерального секретаря СБ ООН поддерживал контакты с основными международными заинтересованными сторонами в целях обсуждения возможного нового режима безопасности.
Грузия продолжала протестовать против российских планов по созданию военных баз в Абхазии и Южной Осетии. Она призывала международное сообщество добиться того, чтобы Россия вывела свои войска с грузинской территории и отменила решение о признании Абхазии и Южной Осетии. Российские должностные лица неоднократно повторяли, что военные базы были созданы на основе соглашений с руководством Абхазии и Южной Осетии. Они также утверждали, что грузинская сторона расширила своё военное присутствие и активизировала свою военную деятельность.
30 апреля 2009 года в Москве были подписаны Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Абхазия и Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Южная Осетия о совместных усилиях в охране государственной границы Республики Южная Осетия. Эти соглашения были подписаны на пятилетний срок с возможностью их продления ещё на пять лет. Грузинские власти охарактеризовали подписание этих документов как нарушение соглашения от 12 августа 2008 года и призвали международное сообщество помочь им «предотвратить эскалацию агрессии со стороны России».
В июне 2009 года деятельность Миссии ООН была свёрнута в связи с разногласиями постоянных членов СБ по вопросу о территориальной целостности Грузии. 15 июня 2009 г. семь стран, включая США, Великобританию и Францию, внесли на обсуждение Совета Безопасности проект резолюции о продлении мандата миссии ООН на две недели — до 30 июня 2009 года. В проекте резолюции содержалась ссылка на три последние резолюции СБ ООН по данной теме, включая резолюцию 1808, подтверждающую территориальную целостность Грузии.
Россия, однако, потребовала упомянуть в тексте принимаемой резолюции республики Абхазия и Южная Осетия и границы этих государственных образований. Такой подход оказался неприемлемым для других членов Совета, придерживающихся позиции о неизменности границ Грузии. В итоге Россия на заседании СБ ООН 15 июня 2009 года наложила вето на проект резолюции о техническом продлении мандата МООННГ.
Участие оон в Женевских консультациях
Планом Медведева — Саркози было предусмотрено проведение международных дискуссий по статусу Абхазии и Южной Осетии. За период с октября 2008 года по июнь 2010 года прошло несколько раундов переговоров, на которых обсуждались вопросы стабильности и безопасности в регионе, положения беженцев и гуманитарной помощи. Несмотря на попытки Франции, ЕС, ОБСЕ и ООН настоять на обсуждении статуса Абхазии и Южной Осетии, Россия и представители провозглашённых республик отказались участвовать в таком обсуждении. Как заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров, статус Южной Осетии и Абхазии «прояснён раз и навсегда».
По итогам последнего раунда переговоров в июне 2010 г. представители Южной Осетии и Абхазии заявили, что переговоры зашли в тупик. Главной причиной противоречий явилось соглашение о неприменении силы, на подписании которого настаивали представители России, Южной Осетии и Абхазии. Россия заявила, что не является стороной конфликта и Грузия должна подписать это соглашение с Абхазией и Южной Осетией. Грузия, со своей стороны, заявляла, что и так выполняет соглашение о прекращении огня, подписанное в августе 2008 года, в котором уже содержится обязательство о неприменении силы. Грузия заявляла о готовности подписать ещё одно отдельное соглашение с тем условием, что Россия будет стороной этого соглашения. Также грузинская сторона настаивала на внесении в этот документ обязательств по выводу вооружённых сил из зон конфликта.
В дальнейшем российское руководство неоднократно поднимало вопрос о возобновлении дискуссий в ООН по вопросам статуса Абхазии и Южной Осетии, однако речь шла не о поиске компромиссов, а лишь о констатации собственной позиции, которая заключалась в необходимости «заключения юридически обязывающего документа о неприменении силы между Грузией и Абхазией, а также Грузией и Южной Осетией». Для предотвращения дальнейшей ремилитаризации Грузии Россия настаивала на введении международного эмбарго на поставки Грузии наступательных вооружений.
НАСТЯ
Что качается признания Абхазии, то после референдума 1999 года, по результатом которого 97,5% проголосовавших высказались в поддержку Конституции, провозглашающей Абхазию суверенным демократическим государством. В Южной Осетии дважды — в январе 1992 года и в ноябре 2006 года — абсолютное большинство (около 99%) проголосовавших на референдумах высказалось за независимость республики.
В первой половине августа 2008 года Южная Осетия и Абхазия обратились к России с просьбой признать их независимость от Грузии. Обе палаты Федерального Собрания РФ 25 августа 2008 года приняли обращение к президенту России Дмитрию Медведеву с предложением признать независимость Абхазии и Южной Осетии.
26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев, учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями Устава ООН, декларацией 1970 года о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским заключительным актом ОБСЕ 1975 года, другими основополагающими международными документами, подписал Указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии Грузия в ответ на решение России о признании независимости Абхазии и Южной Осетии разорвала дипломатические отношения с Москвой и объявила две закавказские республики оккупированными территориями.
Вслед за этим, второй страной, которая признала обе республики Южного Кавказа, стала Республика Никарагуа.
5 сентября 2008 года президент Никарагуа Даниэль Ортега издал официальный указ о признании независимости Южной Осетии и Абхазии.
10 сентября 2009 года президент Венесуэлы Уго Чавес объявил о признании его страной независимости Южной Осетии и Абхазии.
15 и 16 декабря 2009 года республика Науру признала Абхазию и Южную Осетию и объявила об установлении с ними дипломатических отношений.
В мае 2011 года независимость Абхазии признало островное государство Вануату.
В сентябре 2011 года независимость Южной Осетии и Абхазии признало островное государство Тувалу. Совместные заявления об установлении дипотношений между Абхазией и Тувалу и между Южной Осетией и Тувалу были подписаны 18 и 19 сентября соответственно.
Признание этими государствами независимости Абхазии вызвало различные реакции со стороны правительств целого ряда стран, многие из которых были неодобрительными или резко отрицательными. Знакомство с этими реакциями показывает, что основное возражение против признания независимости Абхазии является юридическим: такое признание якобы представляет собой нарушение международного права, а именно, нарушение территориальной целостности Грузии в пределах ее международно-признанных границ.
Таким образом, США и Евросоюз отказались признать независимость Южной Осетии и Абхазии, заявив о поддержке территориальной целостности и суверенитета Грузии.
Примечательно, что подобное же обвинение в нарушении территориальной целостности государства-члена ООН не применяется в случае с Косово, и крайне негативная реакция на признание Абхазии исходит от тех правительств, которые в том же году признали независимость этой сербской провинции. Аргумент, который они выдвигают в защиту своей позиции по вопросу Косова и против признания Абхазии является совершенно неубедительным: случай Косово уникален (sui generis) и, следовательно, не может быть применен к каким либо иным случаям и использован как прецедент.
Поскольку основным аргументом, приводимым правительствами различных стран и некоторыми международными организациями (например, Европейским Союзом, НАТО, ОБСЕ, ПАСЕ) против признания Абхазии является юридический – нарушение международного права.
Однако существует мнение, что Абхазия и Южная Осетия имеют больше прав на независимость, чем Косово. Прежде всего, знак равенства между двумя кавказскими республиками и Косово нельзя ставить потому, что Абхазия и Южная Осетия подверглись прямой вооружённой агрессии (в 1992 г. - Абхазия; в 1990, 1992 и 2008 гг. - Южная Осетия - ред.).
И именно факт нападения Грузии на Южную Осетию привел к тому, что Россия признала ее вместе с Абхазией. Напомню, что на протяжении долгих лет Россия этого не делала.
История с Косово совершенно иная. Сербы не совершали агрессии против автономного края Косово и даже не имели на то возможностей. Как и не планировали враждебных действий против стран Запада. Мало того – они даже хотели и хотят войти в европейские институты. Но получили войну.
В 1999 - 2008 гг. Косово фактически находилось под контролем ЕС и НАТО. Всё это время они имели там военное присутствие, благодаря чему регулировали политические процессы в крае. Только на американской базе Bon Steel в Косово постоянно находились 50 тысяч военных.
По сути, она была привезена в обозе вошедшего в Косово экспедиционного корпуса стран альянса после войны Запада против Югославии. Тогда как Абхазия и Южная Осетия добились независимости самостоятельно.
Кроме того, на территории республик в соответствии с международными нормами находились российские миротворцы, численность которых не идет ни в какое сравнение с силами НАТО, введенными в Косово после агрессии против Югославии.
