
Экзамен Зачет Учебный год 2023 / Сетевые группы. Хирама
.rtf"табели о рангах". Аналогия с "хирамой" особенно ощутима в различных межминистерских координирующих комиссиях, создаваемых для преодоления временных кризисов, спонтанно формируется эта структура и в некоторых постоянно действующих органах. У многих чиновников высокого ранга, в том числе в составе правительства, есть штат помощников, которые нередко образуют рыхлые сетевые группы. Все это относится к так называемой четвертой ветви государственной власти - власти президентского (канцлерского и т.п.) аппарата. В последние десятилетия наблюдается тенденция к ее отделению от исполнительской (министерской) власти и превращению в независимую "экспертную власть", связанную в первую очередь с междисциплинарными задачами. Перспективы ее развития на разных уровнях российского государственного аппарата зависят от разработки соответствующих юридических норм.
Учитывая мировую тенденцию к усилению роли сетевых структур в функционировании государственных и общественных институтов [11], а также - в масштабах России - характерный для ее политической и социальной жизни корпоратизм, становится очевидной актуальность вопроса о взаимоотношениях сетевых и бюрократических организаций.
Исходя из приведенных выше примеров, можно представить себе два варианта взаимосвязей "бюрократия - социальная сеть": бюрократическая структура как компонент более крупной сетевой организации и сетевая структура как составная часть бюрократии ("кухонные кабинеты" при политических бюрократиях). Интересно, что в обоих случаях "инородное вкрапление" (даже если оно включает много членов и внутренне структурировано) воспринимается большей структурой как аналог одного физического лица: в DNAX финансовая бюрократия заменяет коммерческого лидера; точно так же сети в бюрократиях служат аналогом единственного чиновника; вся сеть занимает на бюрократической иерархической лестнице одну позицию - например, референта при начальнике того или иного ранга.
Поскольку всякая сетевая структура, несомненно, в известной степени иерархична (в том числе и в виде "анклавов" более жестких иерархий), а бюрократии не могут препятствовать горизонтальным связям между индивидами и группами (здесь также возможны "анклавы" сетевых структур), правомерно говорить о сетях и бюрократиях в современном социуме как взаимозависимых, взаимопорождающих и предполагающих друг друга типах социальных структур.
Подчеркнем, что сетевые "вкрапления" в российские крупные бюрократические структуры (особенно государственного аппарата) способст-
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 68 №11 1998
1022
ОЛЕ СКИН
вовали бы борьбе с избыточным корпоратизмом, ведущим к монополизации как власти, так и богатства, средств коммуникации, к разрыву между государством и гражданским обществом, общественным микро- и макроуровнем.
Сетевые структуры уже сказали свое слово в социальной жизни Запада, особенно в США, где их развитию способствует наличие институтов социальной инженерии личности, консультирования в области преодоления межличностных и межгрупповых конфликтов, имиджмейкерства. В России потенциал сетевых структур пока еще во многом остается нереализованным, хотя подобные организации вполне соответствуют традиционному российскому менталитету - коллективизму, общинности, стремлению к соборности, тесному взаимодействию и единению.
Подчеркнем в заключение, что поскольку речь в настоящей работе шла о самоорганизующихся структурах, то их возникновение не может быть результатом какого-либо декрета сверху. Их вообще нельзя насильственно культивировать, можно лишь стимулировать путем широкого информирования о потенциальных возможностях этих структур в междисциплинарных научных разработках, бизнесе, политическом консалтинге и других сферах. Здесь, на наш взгляд, уместен пример из области молекулярной биологии. Самоорганизация сложных структур (ферментов, вирусных белков) имеет свои пределы. Многие белковые молекулы не могут быть правильно уложены в пространстве за счет одной самоорганизации. Дело в том, что самоорганизация может идти по нескольким путям, и только один из них ведет к функционирующей в данном случае молекулярной структуре. В точке выбора путей (бифуркации) вмешиваются специфические молекулы-"помощники" (ша-
пероны), помогающие молекуле уложиться в функциональную конформацию.
Применительно к сетевым структурам налаживание системы консультирования могло бы сыграть роль шаперонов в биологических системах. При достаточном развитии сетевых структур такие консультирующие институты сами становятся сетевыми структурами.
ЛИТЕРАТУРА
Flanagan J.G. and Rayner S. (ed.). Rules, decisions, and inequality in egalitarian societies. Brookfield, Hongkong, Singapore, and Sydney: Avebury, 1988.
BernhardJ.G. and Glantz K. Staying human in the organization. Our biological heritage and the workplace. Westport (Connecticut), L.: Praeger, 1992.
Maryanski A. and Turner J.H. The Social Cage. Human Nature and the Evolution of Society. Stanford (Calif.): Stanford University Press, 1992.
Salter F. Emotions in command. A naturalistic study of institutional dominance. Oxford, N.Y. and Tokyo: Oxford Sci. Publ., 1995.
Токвиль А. Демократия в Америке. М.: Книжное дело, 1883.
Steinberg J. Why Switzerland? Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1976.
Мескон М.А., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. M.: Дело, 1994. С. 343.
Пригожим А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпресс, 1995.
Whyte W.F. and Whyte K.K. Making Mondragon: the growth and dynanlics of the worker cooperative complex. Ithaca (N.Y.): ILR Press, 1988.
10. Перегудов С.П. Новейшие тенденции в изучении взаимоотношений гражданского общества и государства//Полис. 1988. № 1. С. 137-148.
ВЕСТНИК РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК том 68
№ 11 1998