Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экзамен Зачет Учебный год 2023 / Семинар 1, Тема 1

.docx
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
137.64 Кб
Скачать

Галкина Анастасия Сергеевна

Юридический факультет МГУ, 201 группа

Дата семинара: 24 февраля 2018

Семинар 1. Тема 1. Наука как форма духовного освоения действительности.

Лев Ландау был человеком, о котором долгие годы в научном, университетском сообществе ходили легенды: от того, как он успевает проделывать столько работы и при этом перевыполнять собственный норматив по «общению с людьми», до того, что он, в сущности, «подлец, мерзавец и вообще не очень хороший человек».

Ландау был символом некой новой университетской школы: неоднозначной, но безусловно принципиальной, окружённой ореолом чего-то неземного, «не отсюда», но в самом деле изучавшей то, что максимально близко и знакомо каждому, - изучавшей мир вокруг.

И навряд ли он, будучи человеком своевольным, упрямым и свободным, проводил в мыслях о том, каким образом, по какой системе и в соответствии с какими стандартами необходимо организовать школу: гениальным людям не присуща эта склонность к некоему «бюрократизму», «стандартизации» знания и процесса его передачи; ведь в конце концов, сам Ландау работал в первой половине дня, лёжа на диване. Какая может быть академичность?

Именно свобода стала девизом, лейтмотивом построения всей школы.

Свобода предлагала сдавать злосчастные девять экзаменов теорминимума любому вне зависимости от возраста или научных достижений; свобода, окрылившая его после поездки по научным центрам Европы, подтолкнула его к мысли создать школу, которая бы вобрала всё лучшее из существующих течений. Подсознательное желание его ума жить вечно и обрести свободу в умах последователей заставило его составить теоркурс – один из значительнейших трудов по теоретической физике на данный момент. И свобода же не позволяла ему ограничивать вход на еженедельные теорсеминары или запрещать перебивать докладчиков. Свобода, свобода – во всём.

Думал ли Ландау о том, что его школа имеет какое-либо отношение к этапам научного познания? В действительности ли это так?

Всего пара действий позволяет нам выяснить это. Представим, теорминимум – это некие базовые знания, результаты наблюдений и обобщения фактов. Минимум, азбука, абсолютное начало. В сущности, так оно и было: многие докладчики говорили, что на теорсеминарах эти знания были крайне важны, ведь Ландау, будучи «физиком-универсалом» по собственному определению, мог задать любой вопрос, и в интересах докладчика было говорить на одном языке с великим Дау.

Тогда теоркурс – классификация, структурирование, обобщение всех полученных данных «на языке» и с использованием методов, которые обозначены в теорминимуме. Здесь же обозначаются и проблемы, и дискуссионные вопросы; выдвигаются теории.

И последним «этапом» становится теорсеминар: люди, говорящие на «теорминимумном» языке о «теорминимумных» данных и их взаимосвязях, изложенных в «теоркурсном» учении и «теоркусных» гипотезах на «теорсеминарских» экспериментах и круглых столах.

Все три элемента, как оказывается, прекрасно укладываются в упрощённую схему научного познания. Думали ли об этом сам Ландау? Навряд ли. Так ли это на самом деле? Дело аргументации и аргументирующего.

Несмотря на это, куда более интересной аналогией кажется сравнение «теорминимума – теоркурса – теорсеминара» с формулой счастья Ландау, с «работой – любовью – общением с людьми». И выходит, что сам Дау был счастливым, ведь если знание – работа, физика – любовь, а ученики, школа и университет – основа общения, то как не быть несчастливым?

Использованные источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Ландау,_Лев_Давидович

  2. http://vikent.ru/enc/749/

  3. Халатников И.М., Дау, Кентавр, и другие, М., «Физматлит», 2008 г. 

  4. Майя Бессараб, Лев Ландау, М., «Октопус», 2008 г