Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
36.86 Кб
Скачать

Денисова Наталия Андреевна

Юридический факультет, 320 группа

Семинар 6. Тема 13. Человек как объект и субъект естественнонаучного познания: этическое и правовое регулирование биоэтических ситуаций

27.11.2016

Искусственное прерывание беременности – одна из наиболее дискуссионных проблем, в поиске решения которой необходимо учесть моральные, этические, религиозные аспекты данного действия и соотнести их с нормами права. Предел законности осуществление аборта по социальным показателям изменялся в зависимости от экономического положения страны, преобладающей системы ценностей, других внешних факторов. В некоторых странах в принципе отсутствует понятие немедицинских показаний к прерыванию беременности (например, в Алжире, Марокко). Какие-то страны шли по пути установления судебных прецедентов, расширяющих перечень показаний (Аргентина; Польша – в итоге сужение показаний только до насильственного акта). Важной вехой в истории изменения перечня социальных показаний играет Ирландия, в которой аборты запрещены. Даже после признания Ирландии независимой от Великобритании в 1922 году, законы Британии распространяли свое действие на ирландцев. Так, по парламентскому акту 1861 аборт – незаконное и наказумое деяние. Но в 20 веке данная тема стала еще более актуальной, и поправкой к Конституции Ирландии было провозглашено право зачатого ребенка на жизнь. В 1992 году разразился спор вокруг ситуации изнасилования и возможностью сделать аборт: предполагалось, что для этого женщине придется уехать в другую страну, прервать беременность там и вернуться в Ирландию. Тогда народ потребовал внесения дополнительно 2 поправок: о запрещении непредоставления информации о подобных услугах за рубежом, о праве выезда в другое государство соответственно. Но ключевую роль сыграло решение Европейского Суда (действие распространяется на все государства-члены Совета Европы), куда обратились 3 женщины, утверждающие, что правительство Ирландии подобными законами нарушают Международную конвенцию о правах человека. Европейский суд не разделил мнение женщин и провозгласил, что власть Ирландии «пишет» законы, защищающие общественную мораль, поэтому женщины не имеют права на аборт.

В настоящее время правовое регулирование искусственного прерывания беременности в РФ осуществляется на основании ФЗ от 21.11. 2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» и Постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2012 года №98, ст.123 Уголовного кодекса РФ. Сегодня, согласно вышеперечисленным актам, согласно Постановлению Правительства №98, совершение аборта по социальным показаниям возможно только в случае наступления беременности в результате изнасилования в срок до 22 недель. В дореволюционной России совершение абортов было запрещено, и уголовному наказанию подвергались как будущая мать, так и доктор, взявший на себя обязанность произвести искусственное прерывание беременности. В целом же, в Российской Империи к абортам прибегали только социально не защищенные слои населения, которым были недоступны средства контрацепции, а содержать ребенка в семье, которая и так традиционно состояла из нескольких детей, не представлялось возможным. В начале XX века тенденция изменилась: XI Пироговским съездом в 1910, XII съездом в 1913 , Съездом акушеров-гинекологов (1911) постановили, что ответственность за аборт должен нести только врач, получающий с этого выгоду, в то время как женщина может действительно находиться в тяжелых социальных условиях.

Приход Советской власти изменил ситуацию, и с 18 ноября 1920 года аборты были легализованы совместным постановлением Наркомздрава и Наркомюста «Об охране здоровья женщин», искусственное прерывание беременности носило свободный и бесплатный характер. Безусловно, легализация абортов снизила число смертности среди женщин (с 4 до 0,28%), поскольку в больницах действовали санитарные, эпидемиологические и иные правила. К 1936 году экономическая ситуация в стране сложилась не лучшим образом, население переживало голод, отсутствие товаров первой необходимости, что сказалось на общем уменьшении рождаемости. Поэтому, для стабилизации демографии, 27 июня 1936 года постановлением ЦИК и СНК «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах» производство абортом было ограничено и допускалось только в следующих случаях: угроза жизни или тяжелого ущерба здоровью женщины, при наличии передающихся по наследству тяжелых заболеваний родителей. Но поскольку экономическая ситуация в стране в целом не улучшилась, возросло число подпольных абортов, случаев оставления новорожденных на улицах, убийств новорожденных детей. Это мало того, что не повысило уровень рождаемости, еще и увеличило уровень смертности женщин, которым прерывали беременность в нестерильных условиях. Позже, в 1954 году, Указом Президиума Верховного Совета СССР вновь легализовывались аборты, которые могли совершаться по желанию будущей матери лишь в специализированных медицинских учреждениях.

31 декабря 1987 г. Приказом Минздрава СССР № 1324 были установлены немедицинские показания для прерывания беременности, производившемся в период с 13 по 28 неделю, а именно: смерть мужа во время беременности жены, пребывание женщины (ее мужа) в местах лишения свободы, лишение прав материнства, многодетность (число детей свыше пяти), развод во время беременности, инвалидность у ребенка. Однако со временем стало ясно, что данный перечень является не полным и требует уточнения, что и было сделано Постановлением Правительства РФ от 8 мая 1996 г. и Приказом Минздрава РФ от 11 июня 1996 г. № 242. В данных документах были добавлены следующие немедицинские показания: наличие инвалидности I - II группы у мужа, признание женщины или ее мужа в установленном порядке безработными, отсутствие жилья, проживание в общежитии, на частной квартире, многодетность (свыше трех детей), доход на одного члена семьи менее прожиточного минимума, установленного в субъекте, потенциальная мать-одиночка. В целом, увеличение перечня оснований можно снова связать с неблагоприятной экономической ситуацией в стране: дефолт, дефицит товаров, развал СССР (отсюда необходимость построения новой государственной системы). Большинство людей были безработными и не могли прокормить даже себя, не говоря о ребенке, в то время как государство сокращало расходы на выполнение своих социальных обязательств и вливало деньги в стабилизацию экономики всего государства в целом. Можно обратить внимание на то, что приведенный перечень ориентирован на молодых людей (проживание в общежитии, отсутствие жилья и пр.). Это связано с тем, что одновременно существовала тенденция рано заводить семьи и, соответственно, ребенка, и тенденция к снижению доходов населения и безработице. Такая мера может быть вполне оправдана, ибо молодые люди в таком случае мыслили бы более рационально при желании завести семью и ребенка, сначала получив работу и стабильный заработок, и не оставляя потом ребенка в детских домах.

С начала 2 тысячелетия активно обсуждались поправки к законам, исключающие категорию «немедицинские показания» как таковую, вносились проекты в парламент, брали инициативу отдельные депутаты. Когда инициатива перешла к Министерству здравоохранения РФ, был направлен на рассмотрение проект документа, в котором перечень оснований сокращался до 3: наличие судебного решения об ограничении родительских прав, беременность в результате изнасилования и смерть мужа во время беременности. Не отстало от тенденции Правительство, согласно постановлению (от 11 августа 2003 г. N 485) которого в перечень немедицинских показаний входят: наличие решения суда о лишении или об ограничении родительских прав; беременность в результате изнасилования; пребывание женщины в местах лишения свободы; наличие инвалидности I - II группы у мужа или смерть мужа во время беременности. Финальным документом, сократившим социальные основания совершения аборта, стало Постановление Правительства №98 (2012), где единственным показанием признавалось изнасилование. В противном случае, по мнению органов власти, население посчитало бы аборт естественным действием, и не было бы стимула к заработку, получению сначала социального положения, а потом рождению ребенка. Однако эксперты в области медицины озабочены тем, что данные нормы права, скорее всего, вызовут увеличение числа подпольных абортов, фальсификации сроков беременности, коррупции и прочим негативным последствиям.

Одним из документов, регламентирующих совершение абортов сегодня, является Уголовный кодекс РФ, предусматривающий ответственность лица, проводившего искусственное прерывание беременности без медицинского образования соответствующего профиля, штрафом, исправительными или обязательными работами, а также лишение свободы в случае, когда аборт повлек тяжкий вред здоровью или смерть женщины.

Можем с уверенностью сказать, что государство пытается стимулировать рождаемость в стране, улучшить демографию, но выбирает для этого не самые эффективные меры. С моей точки зрения, необходимо больше внимания уделять социальной политике семьи: предоставление льгот детям, семьям в целом, бесплатные кружки/секции развития, материнские капиталы, пособия. В противном случае, мы вернемся к несанкционированным абортам в нестерильных условиях, переполненным детским домам, оставлению детей в общественных местах, убийству новорожденных, смерти женщин от полученных травм. Более того, прерывание беременности на сроке до 22 недель носит очень опасный характер, женщина может получить гораздо больше повреждений органам, стать бесплодной и пр.

Использованная литература:

  1. Учебник Е.В.Брызгалиной «Концепции современного естествознания»

  2. http://www.medactiv.ru/ygyn/consult-0202.shtml

  3. http://lady7.net/pokazanija-k-preryvaniju-beremennosti.html

  4. http://rudoctor.net/medicine2009/bz-dv/med-eqhec.htm

  5. http://www.gazeta.ru/social/2012/02/14/4000861.shtml

  6. http://conf.omui.ru/content/iskusstvennoe-preryvanie-beremennosti-ugolovno-pravovye-aspekty

  7. Уголовный Кодекс РФ от 13/06/1996 №63-ФЗ

  8. Приказ Минздрава СССР от 31.12.1987 N 1342 "Об утверждении Инструкции о порядке разрешения операции искусственного прерывания беременности по немедицинским показаниям"

  9. Постановление от 06 Февраля 2012 г. N 98 "О социальном показании для искусственного прерывания беременности"

  10. Постановление Правительства РФ от 11.08.2003 N 485 "О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности"