Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен Зачет Учебный год 2023 / Семинар_6_311_группа.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
32.41 Кб
Скачать

Медведева Юлия Сергеевна

Юридический факультет МГУ, 311 группа

Дата семинара: 4 декабря 2021г.

Семинар 6. Тема 13. Человек как объект и субъект естественнонаучного познания: этическое и правовое регулирование биоэтических ситуаций. Часть 1.

В 2020 году израильские ученые из института Вайцмана провели прогрессивное исследование: они оплодотворили мышь и смогли извлечь из ее матки эмбрионы, а потом выращивали их 12 дней в «искусственной матке». За это время эмбрионы достигли половину пути своего развития, т.к. беременность у мыши длится 20 дней. Руководить группы ученых Джейкоб Ханна считает, что этот опыт может быть использован в аналогичных исследованиях с эмбрионами других видов1.

Другой эксперимент был проведен сотрудниками университета Тель-Авива под руководством доктора Дэвида Элада. Они создали модель матки из биоинженерной ткани: «Для этого брали клетки эндометрия и мышечного слоя и наращивали их тонкими слоями, подвергая гормональной обработке. Оплодотворенные яйцеклетки успешно имплантируются в эти стенки, эмбрионы обеспечиваются всем необходимым для развития»2. Ученые убеждены, что в дальнейшем будущем может быть создана полная аналогия настоящей матки, которая может использоваться как замена суррогатного материнства. Кроме того, это поможет решить проблему ужасающего роста бесплодия в РФ. До 12% пар в России бесплодные. В одной из последних программ на Эхо Москвы ведущие репродуктологи объявили, что процент возрос до 24%3.

Какие естественнонаучные данные и технологии сделали возможным эту технологию?

Концепция искусственной утробы начала вырабатывать еще в конце XIX века, тогда эта технология должна была решить проблему большой смертности недоношенных детей. В 1880 году был придуман деревянный ящик с держателем для горячей воды, который почти вдвое снизил риск смерти. Позднее были придуманы кувезы – контейнеры из пластика, где содержался ребенок. Они поддерживали параметры, необходимые для выживания – температура, влажность, давление. К 1960 году эксперименты привели к созданию усовершенствованных инкубаторов, которые воспроизводили некоторые функции матки, но большинство опытов были неудачными и эмбрионы погибали.

Сегодня технологии вышли на новый уровень. Например, в разработанном исследователями Детского госпиталя Филадельфии инновационном инкубаторе удалось вырастить совершенно здоровых ягнят. Инкубатор представляет собой пластиковый мешок с жидкостью, в котором находятся контур, проводящий кислород, и трубки для доставки жизненно важных веществ — его устройство принципиально отличается от современных моделей, он больше похож на настоящую матку4.

Важную роль в развитии таких технологий сыграла технология генетического усовершенствования эмбрионов. Например, в конце ноября 2018 года китайские ученые сообщили о рождении девочек близняшек, чем геном был модифицирован еще до рождения. Главой проекта по созданию первых генетически модифицированных детей (designer babies) был Хи Янкуи (He Jiankui). Он заявил, что обе девочки здоровы и хорошо себя чувствуют. В идеале приобретенная модификация позволит организмам девочек устоять перед ВИЧ, холерой и оспой: они должны остаться резистентными к этим заболеваниям5.

Важное значение имеет и применение новых биотехнологий – фетальной хирургии, которая позволяет извлекать младенца из материнской утробы для дородового излечения пороков сердца.

Таким образом, знания и технологии в области перинатологии и репродуктивного здоровья позволили сделать «искусственную матку» реальностью.

Почему в сообщениях об этом исследовании акцентируется внимание на 12-ти недельном развитии эмбриона?

Упоминанию о 12-недельном сроке не случайно, так как в некоторых странах мира законы ограничивают деятельность ученых на дальнейших этапах. 12 недель – это крайний разрешенный срок по проведению абортом и проведению экспериментов с эмбрионами, а превышение этого срока может привести к наступлению уголовной ответственности, т.к. уголовный закон начинает защищать жизнь с этого периода.

Этот вопрос регулируется и на международном уровне. Например, Парламентская Ассамблея Совета Европы в Конвенции “О правах человека и биомедицине”, принятой в 1997 году, посвящает отдельную статью вопросу об исследованиях на эмбрионах человека. Статья 18 состоит из 2-х пунктов6:

  1. «В тех странах, где исследования на эмбрионах разрешены законом, необходимо обеспечивать надлежащую защиту эмбриона».

  2. «Создание эмбрионов для целей исследований запрещено».

Отсюда мы можем сделать вывод, что в одних странах законодательство запрещает проведение экспериментов на эмбрионах, в других – регулирует.

К первой группе относится Швейцария, Норвегия и Турция. В Норвегии Акт об искусственном оплодотворении человека в 1987г. запретил любые исследования на эмбрионах in vitro и не терапевтические. В Турции исследования могут проводиться только на живых эмбрионах7.

Ко второй группе можно отнести Австралию, Великобритания, Испанию и другие страны. Например, в Испании разрешены исследования на эмбрионах до 14-го дня развития при условии, что они преследуют терапевтическую и диагностическую цель8.

В России же вопрос использования эмбрионов в экспериментах не урегулирован на законодательном уровне, но есть случаи медицинской практики, в которых широко развито использование тканей и плодов человека9. Регулирование есть только по вопросу использования новых репродуктивных технологий: – «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан в Российской Федерации» и Приказ №301 Минздрава РФ от 28 декабря 1993 г. за подписью министра Э.А. Нечаева «О применении методов искусственной инсеминации женщин спермой донора по медицинским показаниям и метода экстракорпорального оплодотворения и переноса эмбриона в полость матки для лечения женского бесплодия».

Кроме законодательного регулирования, проблема заключается в этической составляющей искусственного развития плода. С точки морали, многие эксперименты над эмбрионами должны быть запрещены, поскольку речь идет о человеке, хоть еще и не совсем полноценном.

Зависит ли срок наблюдения за развитием человеческого плода в искусственной матке от страны, где проводится исследование технологии «искусственной матки»?

Выше я упоминала об отдельном регулировании в разных странах вопроса о проведении экспериментов над эмбрионами. Перечисленное помогает понять, что жизнь в странах начинает охраняться с разного периода. В большинстве стран (Испания, США, Великобритания) эксперименты на эмбрионах ограничиваются требованиями их использования до 14 дней с момента оплодотворения. Объяснение «правилу 14 дней» можно найти в статье «Вопрос жизни и этики»: «В чем-то это вполне технический аспект, — говорит завкафедрой экспериментальной эмбриологии Института биологии развития им. Н.К. Кольцова РАН Андрей Минин.— Вырастить человеческий эмбрион в пробирке дольше 14 дней не получается, потому что далее он должен либо прикрепиться к стенке матки, либо погибнуть»10.

Таким образом, Руководящие принципы в области исследования эмбрионов ISSCR закрепили, что эмбрионов можно «держать живыми» и проводить над ними эксперименты до стадии, которая 14-му дню соответствует, это стадия первичной полоски, а к 15-му дню зародыши должны быть уничтожены11.

Однако, сейчас учеными разрабатывается новая граница, что вызвало многочисленные споры: одни настаивают на 22-днях после оплодотворения, другие – на 28-ми, аргументируя это тем, что после 28-го дня строение эмбрионов можно изучать уже на абортивном материале. Один из опросов показал, что британцы не против переноса границы на 28-й день12. Международное сообщество сейчас вырабатывает новые рекомендации и этот вопрос остается открытым.

Какие аргументы за и против развития такой технологии приводят эксперты?

Аргументы за:

Во-первых, использование такой технологии сможет дать человечеству шанс вылечиться от неизлечимых заболеваний. В связи с этим на помощь может прийти генная терапия, сделавшая шаг к генетической модификации эмбриона человека. Носители генетических заболеваний хотят, чтобы их дети родились здоровыми, и генная терапия эмбрионов пришлась бы как раз кстати13.

Во-вторых, искусственная матка может решить вопрос о здоровье женщины. Сейчас очень распространено психогенное бесплодие, которое берет контроль над репродуктивным поведением. Многие женщины боятся родов как физиологического процесса, так как существует много рисков, связанных со здоровьем. С помощью использования таких технологий решится сразу две проблемы: 1) не будет ставиться под угрозу здоровье матери ребенка, которая физиологически имеет риски смерти и других последствий после родов; 2) вопрос рождаемости, так как очень высок уровень бесплодия или психогенного бесплодия в России и в мире в целом.

В-третьих, использование таких технологий сможет снизить давление на женщин со стороны общества как ответственных за продолжение рода. Это является причиной несправедливого отношения к женщине и ее правам. Главное, чтобы этот процесс носил контролируемый характер и не привел к распаду патриархальных ценностей. Снятие груза беременности с женщин может поставить точку в вопросе об равноправии с мужчинами.

В-четвертых, использование таких технологий обезопасит сам эмбрион от риска недоношенности, ведь когда он находится в утробе женщины, он полностью зависит от состояния ее организма. Искусственное вынашивание безопасно для эмбриона: он находится под постоянным медицинским контролем, исключается случайное инфицирование плода от матери, а также передачи через кровеносную систему алкоголя, никотина или наркотиков (в случае употребления их беременной женщиной)14.

Аргументы против:

Во-первых, использование таких технологий очень сомнительно с точки зрения этики, поэтому должно быть веское обоснования для использования таких экспериментов, например, излечение тяжелых наследственных заболеваний. Если такого обоснования не будет, но возникнет почва для злоупотреблений использования этой технологии не в том направлении. Кроме того, существует острая нехватка специалистов в этой сфере, что также может привести к манипулированию восприятия таких технологий неосведомленными людьми.

Во-вторых, многие ученые предполагают, что может возникнуть основание для дифференциации, разделения людей на «нормальных» и «неполноценных». Подтверждение этому может стать негативная евгеника, которая опирается на социально востребованную оценку признаков. В качестве примера можно привести законодательство фашистской германии 1938-39 годов об эвтаназии, так называемых неполноценных15.

В-третьих, процесс оплодотворения является очень сложным, поскольку его контролируют сотни генов и других клеточных компонентов. Сбой в работе хотя бы одного из них может стать причиной того, что эмбрион не разовьется16. Поэтому возникает проблема того, что знаний в этих механизмах крайне мало и они находятся только на этапе становления.

В-четвертых, первые эксперименты над эмбрионами человека будут проводиться «в слепую», так как понять работу генов, опираясь на эксперименты модельных животных, практически невозможно. Это может привести к нарушению «прав эмбриона», ведь он тоже имеет право на жизнь и защиту своего здоровья. Этот вопрос сначала нужно урегулировать на уровне Конституций отдельных стран.

Каково Ваше личное отношение к такой технологии?

Мое личное отношение к развитию таких технологий положительное. Мы не можем отрицать, что наука сейчас проникает во все сферы, делает нашу жизнь проще и лучше. Я поддерживаю ученых, который выдвигают аргументы за внедрение таких технологий, т.к. основная польза будет приноситься как самой матери, так и ребенку, будет меньше случаев рождения людей с патологиями, ведь каждый имеет право на здоровье, в первую очередь. Если мать не может ребенку «дать здоровье», то почему мы должны лишать такого эмбриона жизни, если сейчас существуют такие технологии? Если женщина не может родить ребенка самостоятельно или не хочет, то почему должны лишать ее возможности стать матерью? Я считаю, внедрение таких технологий имеет больше положительных аспектов, хотя, конечно, существует значительное количество рисков. Поэтому необходимо регулирование на законодательном уровне.

Представьте, что такая технология начинает использоваться в РФ. Какие законодательные акты должны быть изменены (введены) для обеспечения ее использования?

Во-первых, нужно внести изменения в уже существующие. Например, закрепить «права эмбриона» на уровне Конституции (например, статья 21), чтобы обеспечить его защиту еще на этапе его формирования.

Во-вторых, нужно последовать примеру других стран и для начала урегулировать проведение экспериментов над эмбрионами, установить определенные сроки («правило 14 дней») и цели проведения таких опытов. Можно издать ФЗ по аналогии с «Medical and Biological Progress and European Convention on human rights».