Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экзамен зачет учебный год 2023 / Гилинский Я.И. Криминология_ теория, история, эмпирическая база, социальный контроль

.pdf
Скачиваний:
0
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
2.84 Mб
Скачать

дивидов к социальным условиям), которые Мертон сводит в виде таблицы (4.1).

Итак,индивиды,разделяющие цели общества и принима- ющие средства их достижения, будут вести себя законопос- лушно, конформно. Те, кто принимает цели, но не согласен с предоставляемыми средствами, будет предпринимать шаги по их улучшению, заниматься реформаторской, инновацион- ной деятельностью. Не принимающие цели или, что гораздо чаще, - относящиеся к ним безразлично, но свято придержи- вающиеся легальных средств, будут беспрекословно следо- вать принятым нормам – ритуалисты.

Таблица 4.1. Типы поведения (адаптации) по Р. Мертону

 

Тип

Определяемые

Институционали-

 

 

культурой

зированные

 

 

цели

средства

1.

Конформизм

+

+

 

 

 

 

2.

Инновация (реформизм)

+

-

 

 

 

 

3.

Ритуализм

-

-

 

 

 

 

4.

Ретретизм

-

 

 

 

 

 

5.

Мятеж

-

-

 

 

+

+

 

 

 

 

Не принимающие ни целей, ни средств данного общества будут либо «бежать» из него, уходя в алкоголь, наркотики, из жизни (самоубийство) – ретретистское поведение, либо пы- таться все изменить – мятежники (по Р. Мертону), револю- ционеры.

В целом «антисоциальное поведение приобретает значи- тельные масштабы только тогда, когда система культурных ценностей превозносит, фактически превыше всего, опреде- ленные символы успеха, общие для населения в целом, в то время как социальная структура общества жестко ограни-

131

чивает или полностью устраняет доступ к апробированным средствам овладения этими символами для большей части того же самого населения»46.

Плюралистические концепции (многофакторный подход)

Ниже мы неоднократно будем встречаться с тем, что раз- личные криминологи будут усматривать многочисленные «причины» преступности, не ограничиваясь какой либо од- ной. Иногда такой подход рассматривается в качестве отно- сительно самостоятельного («плюралистического» или «мно- гофакторного»).

Выше уже упоминался Э. Ферри, выделявший антрополо- гические, физические, социальные факторы.

Маннхейм утверждал, что в криминологии не существует причин преступности, которые были бы необходимы и до- статочны для ее объяснения. Существуют только факторы, которые могут оказаться «необходимыми» наряду с другими факторами.

Аналогичные взгляды разделяли У. Хили (1915), С. Бэрт

(1925) и др.

Многофакторный подход был широко распространен в российской криминологии, о чем пойдет речь ниже.

«Дифференцированная ассоциация»

Мертоновская концепция неплохо объясняет девиантное и преступное поведение «униженных и оскорбленных», а как быть с преступностью элитарной, лиц, находящихся на вер- шинах социальной структуры? Над этим вопросом задумал- ся, в частности Э. Сазерленд (1883-1950). В 1939 г. он впервые вводит в научный оборот понятие «преступность белых во- ротничков» (white-collar crime), а в 1949 г. выходит его книга под тем же названием, в которой он подробно анализирует

46.Там же.С.310.

132

беловоротничковую преступностькак пример криминальных действий и махинаций в сфере бизнеса47.Первоначально под преступлениями белых воротничков Э. Сазерленд понимал лишьреспектабельную преступностьвластной иделовой эли- ты. Позднее этот термин распространился на всю должност- ную и предпринимательскую преступность, независимо от ранга чиновника или бизнесмена. Свое название white-collar crime получила в связи с тем, что в США должностные лица и бизнесмены ходят в белых рубашках в отличие от синих рубашек (комбинезонов), которые обычно носят рабочие. К типичным беловоротничковым преступлениям относятся финансовые махинации корпораций,взяточничество,предо- ставление «за вознаграждение» выгодных контрактов, при- вилегий, криминальные коммерческие сделки и кредитные операции,лжебанкротства и т.п.

Э. Сазерленд изучал и профессиональную преступность48, но наиболее известен он как создатель теории дифференци- рованной ассоциации (связи). Эта концепция была впервые изложена Э. Сазерлендом в «Принципах криминологии» (1939), а затем развивалась и излагалась совместно с Д. Крэс- си49. С точки зрения Э. Сазерленда, определенным поведен- ческим формам – как законопослушным, так и преступным - обучаются, взаимодействуя с другими людьми в процессе общения. Обычно это происходит в группах между людьми, связанными какими-то личными отношениями. Основной причиной образования дифференцированных связей (ассо- циаций) служитконфликткультур,а главной причиной систе- матического преступного поведения – социальная дезорга- низация. Д. Крэсси, цитируя Э. Сазерленда, так формулирует основные положения этой теории: «Когда люди становятся преступниками, это происходит потому, что они соприкаса- ются с преступным образом поведения, а также потому, что

47.Sutherland E. White-Collar Crime. NY: Holt, Rinehart & Winston, 1983 (первая пу-

бликация 1949 г.)

48.Sutherland E. The Professional Thief: By a professional thief. Chicago: University of Chicago Press, 1937.

49  .Sutherland E.,Cressey D.Principles of Criminology.NY,Philadelphia,1960.

133

они оказываются изолированными от воздействия антипре- ступного образа поведения…Они становятся преступниками в силу переизбытка у них подобного рода «связей» по сравне- нию стеми «связями»,которые у них имеются с антипреступ- ным образом поведения»50.

Теория дифференцированной ассоциации неоднократно подвергалась модификации как самим Э. Сазерлендом, так и совместно с Д. Крэсси, а после смерти Э. Сазерленда – од- ним Д. Крэсси. Это была одна из наиболее плодотворных для своего времени теорий. Она позволяла объяснить как «обыч- ную»,«уличную» преступность (street crime),так и беловорот- ничковую. Другое дело, что она, как и любая другая теория, не могла ответить на ряд вопросов (почему люди имеют те связи, которые у них есть; она не объясняет происхождение преступности и др.).

Наконец, следует упомянуть, что концепции Г. Тарда и Э. Сазерленда нередко рассматриваются как «теории научения»

(Learning theories).

«Чикагская школа» и экология преступности

Крупным явлением в истории криминологии стала «Чи- кагская школа». Первые криминологические исследования в Чикаго начались в 20-е гг. прошлого столетия сотрудника- ми Чикагского университета под руководством Э. Бёрджесса. Наиболее известные из участников этих исследований – К.

Шоу, Г. Маккей, Р. Парк, Ф. Трэшер и др. В те годы Чикаго ста-

новится «криминальной столицей» США,в нем орудуют ганг- стерские банды (одна из наиболее известных – Аль Капоне). В результате их кровавых столкновений в 20-е гг. было убито свыше тысячи человек.

Чикагская школа прославилась, прежде всего, изучением влияния городской экологии на преступность. В результате исследований были выделены пять концентрических зон Чи- каго, отличавшихся своими функциями в масштабах города,

50  . Крэсси Д. Развитие теории. Теория дифференцированной связи. В: Социология

преступности.С.91-92.

134

составом населения, стилем жизни, социальными проблема- ми (делинквентность, преступность, детская смертность, ту- беркулез, психические расстройства): центральный деловой

ипромышленный район, промежуточная зона трущоб, рабо- чие кварталы, жилые городские кварталы, пригородная зона коттеджей среднего класса («владельцев сезонных билетов» на электричку). Наиболее криминогенными оказались про- межуточные районы между жилыми и деловыми, деловыми

ипромышленными кварталами51. Это объяснялось, в част- ности, тем, что с развитием промышленности она и торгов- ля вторглись в зону традиционных жилых застроек. Теперь проживание в этом районе становилосьне престижным,мало желательным. Поэтому именно здесь поселялись бедняки и многочисленные иммигранты.

Аналогичный экологический анализ Балтиморы не под- твердил ряд выводов по Чикаго52. Это лишний раз свидетель- ствовало о некорректности распространения результатов ло- кального исследования на все случаи жизни.

Чикагская школа провела интересные исследования под- ростковой делинквентности и преступности53.

Классической стала работа Ф.Трэшера по изучению чикаг- ских банд54.

Остается добавить, что наследие Чикагской школы про- является и в современных исследованиях экологии города, применении метода «картирования», привязки социального контроля к локальным условиям районов большого города55.

51.Шоу К., Маккей Г. Теоретические выводы из экологического изучения Чикаго. В: Социология преступности.Указ.соч.С.288-298.

52.Ландер Б. Экологический анализ Балтиморы. В: Социология преступности. С. 250-

53.См., например: Шоу К. Техника изучения отдельных дел. Значение собственного жизнеописания подростка-делинквента.В: Социология преступности.С.114-127.

54  . Thrasher F. The Gang: A Study of 1,313 Gangs in Chicago. Chicago: University of

Chicago Press, 1927.

55.Scogan W.,Hartnett S.CommunityPolicing,Chicago Style.NY: Oxford UniversityPress,

1997.

135

Теория субкультур

Теория субкультур возникла в результате исследований подростковой преступности и гангстеризма (бандитизма). В значительной степени она исходила из теорий аномии и на- пряжения.Классические работы–книгаА.Коэна (род.1918)56, посвященная молодежным бандам,и исследование Р.Клауор- да (род.1926) и Л.Оулина57 (род.1918) различныхделинквент- ных субкультур. Все трое подчеркивали значение конфликта между ценностями и целями «большого общества», а точнее

– среднего класса и возможностями подростков из низших слоев преследовать эти цели.

На недоступность ценностей культуры общества подрост- ки реагируют созданием субкультуры со своими ценностями, целями и нормами. «Делинквентная субкультура извлекает свои нормы из норм более широкой культуры, выворачи- вая их, однако, наизнанку. По стандартам этой субкульту- ры поведение делинквента правильно именно потому, что оно неправильно по нормам более широкой культуры»58. По А. Коэну, делинквентная субкультура, как протестная по от- ношению к культуре общества, отличается неутилитарным, злостным и негативистским характером. «Здесь явно при- сутствует элемент злоумышленности, удовольствие от при- чинения беспокойства другим, восторг от самого факта от- вержения различных табу»59.

Р. Клауорд и Л. Оулин также исходят из того, что «лица, занимающие различные положения в социальной структу- ре, не имеют равных шансов на успех»60. Они различают и описывают три разновидности подростковой субкультуры: преступную, конфликтную и ретретистскую. Для преступной

56.Cohen A.K.Delinquent Boys.The Culture of the Gang.NY: Free Press,1955.

57.Cloward R.,Ohlin L.Delinquency and Opportunity.NY: Free Press,1960.

58.Коэн А. Содержание делинквентной субкультуры. В: Социология преступности.

С.318..

59.Там же.С.317.

60.Клауорд Р., Оулин Л. Дифференциация субкультуры. В: Социология преступности.

С.335.

136

субкультуры характерны интеграция субъектов на различных возрастных уровнях и тесная интеграция представителей об- щепризнанных и незаконных ценностей,т.е.взаимодействие преступников со средой, включая скупщиков краденого, ста- рьевщиков, юристов и т.п. Конфликтная субкультура – про- дукт трущоб, мира неудачников. «Молодые люди в подобных зонах подвержены острому чувству разочарования, возника- ющему в результате того, что доступ к цели успеха блокиро- ван отсутствием каких бы то ни было институционализиро- ванных каналов, законных или незаконных»61. Ретретистская субкультура состоит из тех, кто бежит от общества, но нуж- дается во взаимосвязях с себе подобными (прежде всего, это субкультура потребителей наркотиков). Ретретистский вари- ант приспособления возникает, по Р. Мертону, как следствие «двойной неудачи»: длительной неудачи достичь провозгла- шаемых обществом (культурой) целей с помощью законных средств и невозможности (в силу разных причин – от страха до сильно развитого чувства совести) прибегнуть к незакон- ным средствам.

Сторонники теории субкультур уделяют значительное внимание соотношению различных видов девиантного пове- дения и социального контроля.

Близки к теории субкультур концепции У. Миллера (1968) и Т. Фердинанда (1980). Сравнительный анализ различных вариантов этой теории предпринят в «Криминологии» Г.Й. Шнайдера62.

Конфликт культур

Т. Селлин (1896-1994) обратил внимание на криминоло- гическое значение хорошо известных различий ценностей и норм разных культур. Когда представители одной культу- ры попадают в среду распространения другой культуры воз- никает конфликт культур, нередко «разрешающийся» путем преступлений. Конфликт норм может возникнуть уже при

61.Там же.С.344.

62.Шнайдер Г.Й.Криминология .М.: Прогресс-Универс,1994.С.283-290.

137

переселении сельского жителя в город. Намного острее кон- фликт культур «когда встречаются Запад и Восток или когда горный житель Корсики оказывается в нижнем Ист-Сайде Нью-Йорка. Конфликт культур неизбежен, если нормы куль- туры или субкультуры одной зоны перемещаются в другую или сталкиваются с нормами другой зоны»63.

Конфликт между нормами различных культур может возникнуть: (1) когда эти кодексы сталкиваются на границе смежных культурных зон; (2) когда право одной культурной группы распространяется на территорию другой группы; (3) когда члены одной культурной группы переходят в другую группу.

Отечественным примером такой ситуации может слу- жить уголовный запрет ряда «пережитков местных обычаев» (уклонение отпримирения в случаях кровной мести,уплата и принятие выкупа за невесту, двоеженство или многоженство и др. – ст. ст. 231-235 УК РСФСР 1960 г.) в советской России. Практика свидетельствовала о том, что «пережиток» (напри- мер, калым – выкуп за невесту) сохранялся вопреки уголов- ному закону.

В современном мире, при массовых миграционных по- токах проблема конфликта культур приобретает все более острый характер64. Надо ли говорить при этом, что престу- пления, возникающие из конфликта норм и культур – лишь частный случай преступности?

И снова «напряжение»

Мертон считается продолжателем дюркгеймовской тео- рии аномии и родоначальником теории напряжения. Напом- ним, что последняя исходит из того, что преступления совер- шаются в результате невозможности индивидов легальным путемдостичьпровозглашаемых обществом целей,символов успеха. Как уже отмечалось, это – общая позиция и для тео-

63.Селлин Т.Конфликт норм поведения.В: Социология преступности.С.282.

64.Подробнее см.: Глобализация и девиантность / ред. Я. Гилинский. СПб.: Юридический центр Пресс,2006.

138

рии субкультур (А. Коэн, Р. Клауорд, Л. Оулин).

Позднее ряд криминологов попытались дополнить клас- сическую теорию напряжения. Они (R. Agnew, D. Elliot, D. Greenberg, H. Voss) исходили из того, что хотя напряжение как результат недостижимого успеха действительно является важным криминогенным фактором, однако сам успех дале- ко не всегда связан с целями и ценностями американского среднего класса65. Так, отмечали они, для подростков важнее сиюминутные ценности (популярность среди сверстников, достижения в спорте, хорошие оценки, наличие сексуального партнера и т.п.). Часть криминологов, участвовавших в дис- куссии, считали, что главная потребность подростков – быть независимыми от взрослых. Некоторые критики теории на- пряжения обратили внимание нато,что к препятствиям вдо- стижении целей относятся не только принадлежность к опре- деленной социальной страте, но и личностные особенности (интеллектуальные, волевые, эмоциональные).

В результате Р. Агнью (Agnew) выдвинул Общую Теорию Напряжения (General Strain Theory)66, согласно которой имеет- ся несколько типов напряжения, вызываемого негативными отношениями сдругимилюдьми,когда слюдьми обращаются нетак,как им хочется.Сточки зрения Р.Агнью,три основных типа напряжения (негативных отношений с другими) возни- кают, когда другие (1) мешают или угрожают мешать инди- виду достичь позитивно оцениваемых целей, (2) устраняют или угрожают устранить позитивно оцениваемые стимулы индивида (например – утрата близкого человека), (3) предо- ставляют или угрожают предоставить индивиду вредные или негативно оцениваемые стимулы (случаи виктимизации, стрессовые события). Р. Агнью полагает, что Общая Теория Напряжения очень проста и в своей основе сводится к ут-

65  . Подробнее см.: Agnew R. Sources of Criminality: Strain and Subcultural Theories.

In: Sheley J. Criminology: A Contemporary Handbook. Wadsworth, 2000, pp. 349-371; Vold

G., Bernard T., Snipes J.Theoretical Criminology. Fourth Edition. Oxford University Press,

Inc., 1998, pp. 158-178.

66. Agnew R. Foundation for a General Strain Theory of Crime and Delinquency //

Criminology, 1992. No 30, pp. 47-87.

139

верждению: если мы плохо обращаемся с людьми, они могут рассердиться и совершить преступление.

С нашей точки зрения, теория Р. Мертона более социоло- гична, скорее объясняет преступность, тогда как дополнения теории претендуют в большей степени на объяснение пре- ступного поведения, преступления. Различия в интерпрета- ции «теории напряжения» на индивидуальном и социеталь- ном уровнях отмечал еще F. Cullen (1983).

Теория стигматизации (этикетирования, клеймения,

интеракции) – Labeling theory

Г.Беккер (род.1928) в книге «Аутсайдеры» (1963) произнес фразу, ставшую знаменитой: «Девианттот, кому был прикре- плен соответствующий ярлык (label); девиантное поведение - это поведение, которое люди так обозначили»67.

Но начнем издалека. Социальный психолог Г. Мид (18631931) предложил концепцию символического интеракци- онизма (взаимодействия). Это понятие распространяется на уникальный, присущий только человеку вид взаимодей- ствия: способность людей «квалифицировать» («трактовать») действия, поступки, поведение других. Применить идеи ин- теракционизма к криминологии попытался Ф. Танненбаум. Подросток становится плохим, потому что так его называют. Процесс криминализации – процесс наклеивания ярлыков. Этот замкнутый круг есть «драматизация зла»68. Разорвать порочный круг можно лишь минимизировав навешивание ярлыков. В российском варианте это означает – «не обзы- вать!». Во избежание «драматизации зла» в западных обще- ствах не принято называть других людей «алкоголиками», «наркоманами», «бандитами», «хулиганами», «проститутка- ми», «двоешниками», «отстающими» и т.п.

Возвратимся к Г. Беккеру. Он разработал модель преступ- ной (вообще девиантной) карьеры. Человек, особенно моло-

67.Becker H.The Outsiders.The Free Press of Glencoe,1963,p.9.

68.Tannenbaum F.Crime and the Community.NY: Columbia University Press,1938.

140