
Экзамен зачет учебный год 2023 / Криминология2 / УЧЕБНИКИ КРИМИНОЛОГИЯ / Гилинский Я.И. Криминология- теория, история, эмпирическая база, социальный контроль
.pdf
властью в назидание другим, чтобы другим не повадно было. «Идея качественного,существенного отличия преступника от остальных людей, персонификация зла, меняя свое обличье, остается одной из самых устойчивых социально-психологи- ческих категорий…Устойчивостьтакойтенденции заставляет предположить, что создание концепций личности преступ- ника, их постоянная модификация, их неуклонное возрож- дение после очередного опровержения вызываются к жизни какими-то определенными социальными потребностями и объективнослужатсоциальнымцелям»4.Ицитируемыйавтор
–А.М.Яковлев–называетглавныеизэтихпотребностейице- лей.«Чем больше совершенства приписывается господствую- щим социальным условиям,тем порочней выглядитличность преступника, свободного выбрать добро, но избирающего зло… Чем более безупречным представляется общество, тем более порицаемым и порочным выглядит преступник.В этом случае все социальные беды, несчастья и просчеты, конфлик- ты и противоречия общества можно объяснить моральными пороками, злой волей определенной категории людей. Козел отпущения меняет свое обличье,но его функция воспроизво- дится вновь… И если по своей явной, открыто провозглаша- емой функции он (преступник – Я.Г.) нужен для того, чтобы бороться со злом, с преступностью,то по скрытой,латентной функции он нужен для того, чтобы, заклеймив тех, кто внизу социальной структуры, придать ореол непогрешимости и до- бродетели тем, кто наверху этой структуры»5.
Есть ли хотя бы какое-то рациональное криминологи- ческое зерно в рассуждениях сторонников «личности пре- ступника»? Да, есть. Но оно состоит, по моему мнению, не в том, чтобы искать свойства и признаки (либо совокуп- ность таковых), характеризующие «личность преступника» и только преступника, а в понимании того, что различные поведенческие формы (в том числе, «негативные», отрица-
4.Яковлев А.М.Теория криминологии и социальная практика.С.27,80.
5.Там же.С.35,36,39.
211

тельно оцениваемые обществом) по-разному проявляются в зависимости от многих социально-демографических и пси- хологических свойств. Лица определенного пола, возраста, образования, социального положения, тех или иных интел- лектуальных, волевых, эмоциональных, физических качеств имеютотносительно большую или меньшую вероятностьока- заться среди совершивших те или иные преступления. Муж- чины и женщины, молодые и пожилые, рабочие и служащие, семейные и одинокие, жители городов и сельской местности, мигранты и коренное население по-разному, в большей или меньшей степени, с большей или меньшей вероятностью со- вершаютте или иные преступления (становятся лицами,име- ющими проблемы с алкоголем, наркотиками, добровольно уходят из жизни). Ясно, например, что индивид с низкими интеллектуальными способностями вряд ли возглавит хитро задуманную сложную мошенническую операцию. А человек с выраженными физическими недостатками (слепой или без руки, без ноги) займется разбойными нападениями6.
Следует заметить, что зарубежная криминология (особен- но так называемая «структурная») придает очень большое значение анализу таких факторов как «гендер (пол), возраст, раса, класс», тщательно изучая их корреляционные связи с преступными проявлениями7.
Посмотрим, как статистически отражаются те или иные личностныехарактеристикинавероятностисовершитьтоили иное преступление. Выше мы приводили некоторые социаль- но-демографические характеристики лиц, совершивших пре- ступления (гл. 3, §2). Ниже мы попытаемся более основатель- но и под новым углом зрения рассмотреть этот вопрос.
6 . См.также: Антонян Ю.М., Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Личность преступника. СПб.: Юридический центр Пресс,2004.
7. Forst B. (Ed.) The Socio-Economics of Crime and Justice. M.E. Sharpe, Inc.1993; Grover
Ch. Crime and Inequality. Willan Publishing, 2008; Hagan J. Structural Criminology. New Jersey: Rutgers, the State University, 1989; Scarpitti F., Nielsen A. (Eds.) Crime and Criminals: Contemporary and Classic Readings in Criminology. Los Angeles: Roxbury Publishing Co., 1999; White R., Habibis D. Crime and Society. Oxford University Press, 2005.
212

Гендер (пол)
Эмпирически достоверным является относительно боль- шая криминальная (вообще – девиантная: алкогольная, нар- котическая, суицидальная) активность мужчин. Что стоит за этим фактом?
Порожденная общественным разделением труда социаль- ная дифференциация и сопутствующее ей социально-эконо- мическое неравенство лежат в основе противоречий интере- сов людей, занимающих различные позиции в социальной структуре, в основе межклассовых, межгрупповых конфлик- тов.Однако истоки таких противоречий и конфликтов можно найти еще в естественном,демографическом разделении лю- дей – по полу, возрасту, этнической принадлежности.
Различным было положение женщины на разных этапах человеческой истории и в различных обществах.Несомненен то затухающий, то вспыхивающий «конфликт полов». Так, еще в первобытном обществе мужские тайные союзы вы- ступали как «весьма действенное средство насильственного утверждения в обществе мужского господства и подавления женской части населения»8. Да и сейчас, по мнению некото- рых исследователей,«взаимные обвинения полов…становят- ся все ожесточеннее и относятся не только к стилю одежды или внешнего поведения, они затрагивают суть личности со- временной женщины или мужчины»9.
В целом на протяжении истории положение женщины в производственной, экономической, политической и – как следствие – в семейно-бытовой сфере было, как правило, за- висимым, подчиненным. Первоначальное – естественное разделение полов, вызванное их различными функциями в процессе воспроизводства человеческого рода, получило свое социальное «оформление» в виде многовекового подчи-
8 .История первобытного общества.Эпоха классообразования М.: Наука,1988.С.238.
9.Токарева Е.К.Узы брака и узы свободы // Социологическое исследования,1987.№2. С.86. См. также: Воронина О.Ф. Женщина в «мужском обществе» // Социологическое исследования. 1988. №2. С.104-110; Ушакова В.К. Гинекоцентризм против андроцентризма // Социологическое исследования.1985.№1.С.167-171.
213

ненного положения женщины, на долю которой выпало не-
мецких «три К»: Kirche, Kinder, Küche (церковь, дети, кухня).
Это продолжительное социальное неравенство не может не сказываться и тогда, когда во всех развитых странах победи- ли женская эмансипация и юридическое равноправие полов (и даже преувеличенное подчеркивание равенства и женского равноправия,например,вСША,свидетельствуетостоящем«в тени», «за спиной» не совсем равенстве…). Не может оно не сказаться и на различной интенсивности девиантных прояв- лений мужчин и женщин.
Говоря о природных, естественных различиях между по- лами, значимых для поведенческих реакций, нетрудно соста- вить некоторый перечень: например, женщины физически слабее (оставим в стороне «исключения»–сильных женщин и слабых мужчин), более эмоциональны и импульсивны, более впечатлительны, в определенные, физиологически обуслов- ленные периоды жизни неустойчивость их психических ре- акций может усиливаться и т.п. Однако нам кажется, что есть болееглубинные,фундаментальныебиологическиеразличия, обусловливающиепринципиальноразличноеместомужчины и женщины в обществе, в системе общественных отношений и,соответственно,существенно разную стратегию их жизне- деятельности (и общественно значимого поведения).
Эти фундаментальные различия были изучены и последо- вательно обоснованы В.А. Геодакяном в связи с более общей проблемой полового диморфизма и его роли в эволюции жи- вых существ10.
Здесь я должен извиниться перед читателями за доволь- но продолжительный экскурс в область, казалось бы далекую от криминологии. Но изложенные выше методологические принципы универсальности законов мироздания и универ- сальности общенаучных методов познания действительности
(гл.1, §4) пусть послужат мне в оправдание.
10.Геодакян В.А.Системно-эволюционная трактовка асимметрии мозга // Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник 1986.М.: Наука,1987.С.355376.В статье имеется библиография,включающая еще 14 работавтора,развивающих его концепцию полового диморфизма.
214

Суть концепции В.А. Геодакяна состоит в том, что в про- цессе биологической эволюции формируется половой димор- физм, т.е. «раздвоение» биологических видов на мужские и женские особи. При этом дифференциация полов оказывает- ся «выгодной», адаптивной формой информационного кон- такта со средой, обеспечивающего специализацию по двум главным направлениям эволюции: сохранения и изменения.
Существование любой системы мироздания (физической, биологической, социальной) представляет собой двуединый процесс сохранения и изменения (сохранения через изме- нения). Прекращение изменений системы в условиях посто- янно изменяющейся среды означает в конце концов гибель системы как таковой. В едином процессе самодвижения, самоорганизации материи, мироздания совершенствуются механизмы адаптации (приспособляемости), «выживаемо- сти» систем, в том числе путем повышения уровня их орга- низованности. Биологические системы несравнимо «выше» (сложнее) по степени организованности, чем физические, а социальные – выше, сложнее, нежели биологические си- стемы. Повышение уровня организованности (уменьшение энтропии системы, рост негэнтропии) сопровождается диф- ференциацией систем (живые организмы и их сообщества значительно дифференцированнее физических систем, а со- циальныеорганизмы–общества–болеедифференцированы, чем биологические). При этом, чем «выше», организованнее система (животное, популяция, общество), тем оно диффе- ренцированнее. Мы еще вернемся к этому чрезвычайно важ- ному для социальных наук,криминологии в частности,поло- жению. А пока заметим, что дифференциация полов, по В.А. Геодакяну, лишь проявление более общего «принципа сопря- женности подсистем»: «любая адаптивная,следящая система, эволюционирующая в изменчивой среде, дифференцируясь на две сопряженные подсистемы, специализированные по консервативным и оперативным аспектам эволюции, повы- шают свою устойчивость в целом»11.
11.Геодакян В.А.(1987) Указ.соч.С.361.
215

Применительно к рассматриваемым вопросам полового диморфизма, эволюционной роли полов это означает, что женский пол обеспечивает сохранение генофонда, потомства, популяции, отбор и закрепление адаптационно полезных свойств. Образ женщины как «хранительницы домашне- го очага» приобретает не только историческое обоснование (женщины берегли,поддерживали огонь,когда мужчины ухо- дили на охоту), но и биологическое, эволюционное.
Мужской же пол «отвечает» за изменения, эволюционные преобразования путем поиска, проб и – ошибок… Вот почему умужчинвышепоисковаяактивность,исследовательскийин- стинкт,рискованностьпоступков.Вотпочему«всепрофессии, виды спорта, игры, хобби сначала осваивали мужчины, по- том женщины. Даже социальные пороки (пьянство, курение, наркомания, азартные игры, преступность) были присущи вначале мужчинам, потом включались женщины»12. Вот где, наконец,выявляется криминологический аспекттемы! Но уж то, что оказалось полезным, адаптивным для выживания, со- хранения, благополучия семьи и рода, женщины выполняют лучше,совершеннеемужчин.Кстатиговоря,мужскойполрас- плачивается за свою рольавангарда биологической эволюции и социальных изменений…пониженной жизнеспособностью. Так что объективно «слабым» полом является мужской, а не женский.Продолжительностьжизни–важнейший индикатор «качества жизни».Так вот,сегодня в мире продолжительность жизни женщин в среднем на 4 года больше, чем мужчин, а в России – на 14 лет!13 И прозвучавший еще в 1976 г. призыв отечественного демографа Б.Ц.Урланиса «Берегите мужчин!» намного серьезнее, чем отношение к нему.
Итак, инновационная «миссия» мужчин (вообще – сам- цов; не следует забывать, что концепция В.А. Геодакяна рас- пространяется на весь мир живого), их повышенная поис- ковая активность, более широкий разброс поведенческих
12.Геодакян В.А.(1987) Указ.соч.С.369.
13.Население и общество: Информационный бюллетень Центра демографии и экологии человека.№93.М.,2005.
216

форм, включая рискованные в самом широком смысле слова (от альпинизма и мотогонок до наркотиков и преступлений), составляют биологические предпосылки большей, по сравне- нию с женщинами (самками) амплитуды девиаций (отклоне- ний) в поведении от признаваемой обществом «нормы». В.А. Геодакян в цитируемой работе называет это «двумя зонами патологии», «плюс и минус отклонениями от нормы». Мне представляется предпочтительным говорить о позитивных (научное, техническое, художественное и др. творчество) и негативных (пьянство, наркотизм, преступность и др.) девиа- циях14.Как быто ни было,но мужчины относительно активнее каквсоциальномтворчестве,такивсоциальной«патологии». Женщины же «нормальнее», гармоничнее в своей жизнедея- тельности.
Выше (табл. 3.7) были приведены некоторые сведения, свидетельствующие о пониженной «криминогенности» жен- щин. Продолжим этот анализ. В табл. 6.1. представлены в динамике (1987-2007 гг.) доли (в % от общего числа престу- плений) и коэффициенты криминальной активности мужчин и женщин по некоторым видам преступлений. С помощью коэффициента криминальной активности можно нагляднее представить «вклад» каждого пола в тот или иной вид пре- ступного поведения.
Половой диморфизм проявляется и в иных криминологи- чески значимых фактах. Так, женщины безусловно реже со- вершают убийства, но уж если совершают, то чаще доводят задуманное до конца (доля покушений на убийства у жен- щин ниже, чем у мужчин). Очевидно, женщина способна на убийство лишь в исключительных обстоятельствах, и тогда уже более «последовательна» в осуществлении задуманного. Женщины более ригористичны по отношению к мерам нака- зания, они в большей степени, чем мужчины, высказывают- ся за сохранение и широкое применение смертной казни, за
14. Гилинский Я.Творчество: норма или отклонение? // Социологические исследова- ния,1990.№2.С.41-49.
217
применение более тяжких наказаний к преступникам. Веро- ятно, в них говорит инстинкт защиты детей, семьи, домаш- него очага от преступных посягательств (природная функция
сохранения).
Таблица 6.1.Удельный вес (%) и коэффициент криминальной активности (Ка) мужчин и женщин в России (1987-2007)
|
Мужчины |
|
Женщины |
|
||
|
Удельный вес |
|
Ка |
Удельный вес |
|
Ка |
1987 |
78,7 |
|
1,7 |
21,3 |
|
Ка |
1988 |
83,3 |
|
1,8 |
16,7 |
|
0,4 |
1989 |
85,6 |
|
1,8 |
14,4 |
|
0,3 |
1990 |
86,3 |
|
1,8 |
13,7 |
|
0,3 |
1991 |
87,2 |
|
1,8 |
12,8 |
|
0,3 |
1992 |
88,6 |
|
1,9 |
11,4 |
|
0,2 |
1993 |
88,8 |
|
1,9 |
11,2 |
|
0,2 |
1994 |
87,0 |
|
1,8 |
13,0 |
|
0,2 |
1995 |
85,1 |
|
1,8 |
14,9 |
|
0,2 |
1996 |
84,1 |
|
1,8 |
15,9 |
|
0,3 |
1997 |
86,4 |
|
1,8 |
13,6 |
|
0,3 |
1998 |
85,3 |
|
1,8 |
14,7 |
|
0,2 |
1999 |
84,8 |
|
1,8 |
15,2 |
|
0,3 |
2000 |
83,7 |
|
1,8 |
16,3 |
|
0,3 |
2001 |
83,0 |
|
1,7 |
17,0 |
|
0,3 |
2002 |
82,2 |
|
1,7 |
17,8 |
|
0,3 |
2003 |
83,4 |
|
1,8 |
16,6 |
|
0,3 |
2004 |
86,6 |
|
1,8 |
13,4 |
|
0,3 |
2005 |
86,2 |
|
1,8 |
13,8 |
|
0,3 |
2006 |
84,9 |
|
1,8 |
15,1 |
|
0,3 |
2007 |
84,8 |
|
1,8 |
15,2 |
|
0,3 |
Возраст
Возраст, взятый сам по себе, отражает лишь длительность индивидуального существования. Однако все природные свойства человека (включая пол, возраст, этническую при-
218

надлежность, интеллектуальные и физические характери- стики) опосредованы обществом, включенностью человека в общественные отношения. Нормативность поведения суще- ственно зависит от степени социализации индивида,степени его включенности в общественные отношения.
Социализация индивида, как функция общества, состоит в том,что оно,во-первых,предоставляет своим членам опре- деленный набор социальных позиций (в сферах экономики, труда, политики, образования, быта и досуга). Во-вторых, формирует (путем воспитания, образования) свойства, не- обходимые для замещения этих позиций и перемещения по ним (карьера). В-третьих, определяет механизм распределе- ния и перераспределения индивидов по социальным позици- ям.
Ясно, что степень социализированности зависит, помимо иных многочисленных факторов, от стадий социализации, прохождения индивидом различных возрастных фаз разви- тия15.
Молодость – это период бурного расцвета всех сил и спо- собностей человека: интеллектуальных, физических, воле- вых, эмоциональных. «Акме» («пик» расцвета) деятелей нау- ки и искусства приходится, как правило, на молодые годы: до 30летухимиков,23годауматематиков,32-33годауфизиков, около 30 лет у изобретателей, 20-25 лет в хореографии, около 35 лет– в области музыкального и поэтического творчества16. Еще раньше проявляются спортивные таланты.
Вместе с тем, на молодые годы приходится и «пик» нега- тивных девиаций. Это не удивительно: не получив – в силу различных причин – возможность самоутвердиться в актив- ной позитивной (творческой) деятельности, самоутвержда- ются в негативной,преступной («двойная неудача» по Р.Мер- тону).
15. См., например: Гилинский Я. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Вып. IX. Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. С. 44-55; Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат,1967
16. Ананьев Б.Г.Человек как предмет познания.Л.: Изд-во ЛГУ,1969. .
219

Удельный вес различных возрастных групп в преступно- сти представлен в табл.6.2.
Раса (этническая принадлежность)
Вбывшем Советском Союзе идеология «дружбы и брат- ства всех народов» (хорошая по сути, но не отражавшая ре- альной действительности) исключала статистические на- блюдения и криминологические исследования зависимости уровня и структуры преступлений от этнической принадлеж- ности лиц, их совершивших17. Эта традиция перешла и к со- временной России. Создалась довольно сложная ситуация. С одной стороны, знание этнического состава лиц, совершив- ших преступления, небезразлично для криминологии и про- филактики преступлений. С другой стороны, многочислен- ные этнические конфликты на территории России и бывшего
СССР, сформировавшееся предубеждение по отношению к «лицам кавказской национальности» (не существующей в природе!), к «понаехавшим тут» могут лишь подогреваться публикуемыми сведениями (когда они появляются) о неоди- наковой криминальной активности представителей различ- ных этносов.
При этом вряд ли население в целом, да и некоторые представители правоохранительных органов будут разби- раться в «тонкостях»: повышенная «криминальность» зави- ситне отрасовой (этнической) принадлежности,а оттого,что лица одной культуры оказались перенесенными, по разным причинам,вдругую культуру; мигранты,независимо отэтни- ческой принадлежности,всегда хуже адаптированы к услови- ям жизни «коренного населения»; мигрируют чаще всего не от хорошей жизни; мигрируют или отправляются «на зарабо- ток» в другие страны и регионы наиболее активные – моло- дые мужчины, чья «повышенная» криминальная активность рассмотрена выше.
Взарубежной криминологии,особенно американской,ис-
17.Одно из немногих исключений – исследования в бывшей Эстонской ССР: Лепс А.Влияние социально-демографических процессов на преступность.Таллин,1981.
220