Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Иншаков школы криминологии Конспект.docx
Скачиваний:
5
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
53.83 Кб
Скачать

Иншаков Школы криминологии.

Одна из наиболее распространенных в странах Западной Европы классификаций выделяет три направления криминологической мысли, три школы криминологии:

1) классическая школа (Беккария, Бентам, Фейербах);


2) антропологическая школа (Ломброзо);


3) социологическая школа (Ферри, Дюркгейм, Сатерленд).

Немного из истории криминологической мысли:

В древнем мире религиозное внушение и кара очень удачно дополняли друг друга в практике воздействия на преступность.

Религия поработала очень удачно над этим, ведь Бог вездесущ, он все знает и от него ничего не скрыть, даже мыслей, потому, если человеку удалось уйти от наказания в этой жизни, то в оно обязательно настигнет его в загробном мире. Таким образом, религиозная форма социального контроля оказывалась самой всеобъемлющей.

Китайская система: надо управлять человеком не как добродетельным, а как порочным, наказывать не после беспорядков, а до. Жестко карать незначительные правонарушения, тогда тяжким неоткуда будет взяться.

Сократ связывал нравственность с разумом и отмечал, что добродетель состоит в знании добра. Он считал, что корни преступности следует искать в плохом воспитании молодежи, недостатках системы просвещения: человек по­ ступает дурно потому, что не знает, в чем его благо. Если ему разъяснить, как следует себя вести и почему следует избегать плохих дел, то, по мысли Сократа, человек не будет поступать дурно. По Сократу люди совершают злые и порочные поступки против собственной воли, когда их обкрадывает беспамятство, насилует страдание и обольщает удовольствие: причина зла — несовершенство общества, недостаток подлинных знаний и неумение жить.

Классическая школа уголовного права.

Принцип гуманизма был положен в основу трудов великих просветителей XVIII в. философов Руссо, Вольтера, Дидро, Монтескье. Они развили идеи утопистов Т. Мора и Т. Кампанеллы о справедливом общественном устройстве как способе избавления государства от преступности, сделали эти идеи более реальными, менее утопичными. Они выдвинули много положений о гуманизации всей системы воздействия на преступность за счет уменьшения роли и степени применения кары. Установление равенства граждан, устранение нищеты и бесправия самых обездоленных социальных слоев, по их мысли, приведут к снижению уровня преступности. Гармония в обществе, социальный мир — лучшая мера устранения преступлений.

Научные изыскания Беккариа.

Идеи гуманистов синтезировал Ч. Беккариа, опубликовавший в 1764 г. фундаментальный труд “О преступлениях и наказаниях”.

В своем труде Беккариа систематизировал философско-криминологические идеи своих предшественников и облек их в форму следующих правовых принципов:

Лучше предупреждать преступления, чем наказывать”.

“Хотите предупредить преступление? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите”.

Должна быть соразмерность между преступлениями и наказаниями...Единственным и истинным мерилом преступлений является вред, который они причиняют нации... Для достижения цели наказания достаточно, чтобы зло наказания превышало выгоду, достигаемую преступлением”.

“Цель наказания заключается не в истязании и мучении человека... цель наказания заключается только в том, чтобы воспрепятствовать виновному вновь принести вред обществу и удержать других от совершения того же”.

Чем скорее следует наказание за преступлением, чем ближе к нему, тем оно справедливее, тем оно полезнее”.

Уверенность в неизбежности хотя бы и умеренного наказания произведет всегда большее впечатление, чем страх перед другим, более жестоким, но сопровождаемый надеждой на безнаказанность”.

Смертная казнь не может быть полезна, потому что она подает людям пример жестокости... Пожизненное рабство, заменяющее смертную казнь, явилось бы поэтому достаточно суровым наказанием, чтобы удержать от преступления и самого решительного человека”.

Власть толковать законы не может принадлежать судьям по одному тому, что они не законодатели... Нет ничего опаснее общепринятой аксиомы, что следует руководствоваться духом закона... Дух закона зависел бы от хорошей или дурной логики судьи, от хорошего или дурного его пищеварения”.