Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
22.74 Кб
Скачать

Лушечкина М.А.

О развитии навыков профессионального общения у студентов-юристов и роли дисциплины "Юридическая психология"

Сегодня все больше внимания уделяется цифровизации "всего и вся" на свете. Это естественно и закономерно, и процесс этот не остановить. Информационные технологии проникают во все сферы жизни человека и различные области профессиональной деятельности. Юридическая профессия не исключение.

О чем сегодня говорят юристы, помимо обсуждения вопросов правоприменения? Самый модный тренд - это так называемый Legal tech - информационно-технологическое сопровождение юридической деятельности. Все направлено на оптимизацию и экономию времени. Здесь, например, разрабатываются технологии онлайн-посредничества между заказчиком и юридической фирмой либо предоставление инструментов для юридического самообслуживания, исключающих необходимость обращения к профессиональным юристам. Можно сказать, что legal tech ставит своей целью пересмотр традиционных взглядов на разрешение юридических вопросов путём внедрения современных информационных технологий в сфере правовых услуг.

Есть еще одно направление - Legal disign - идея графического преображения юридических услуг для донесения их до большего количества людей и упрощения их понимания. Правда, я надеюсь, что дело не дойдет до УК и УПК в картинках.

Но мы не должны забывать о том, что юридическая профессия относится к категории "человек - человек", в отличие от профессий типа "человек - техника" и "человек - природа", "человек - худ. образ", человек - знаковая система". Она была такой, есть и, надеюсь, останется такой навсегда.

Специфические профессионально важные качества – это такие психологические качества человека, которыми он должен обладать для овладения определённой профессией или типом профессий и которые обеспечат ему успех в этой профессии.

Люди, занятые в профессиях типа «человек–человек», видят мир, прежде всего, как систему человеческих отношений (и сами являются субъектами в этих отношениях). Системы человеческих отношений, с которыми имеют дело юристы, очень сложны и специфичны.

Для выполнения своей профессиональной функции юристу недостаточно знать содержания норм права и порядка их применения. Юрист работает с людьми, общаясь с ними напрямую. Даже тогда, когда эта работа осуществляется через составление юридических документов, юрист должен понимать, что документ этот предназначен для прочтения и понимания его другим человеком. Отсюда повышенные требования к юристу во владении приемами профессионального общения, которые базируются на знании и понимании психологии людей. Причем, это очень разные люди, до которых нужно донести смысл сложных юридических понятий. Это могут быть коллеги-юристы (судьи, прокуроры, представители противоположной стороны в состязательном процессе). И, что еще сложнее, это и те люди, которые очень далеки от знания права.

Профессиональное общение юриста имеет весьма существенную специфику по сравнению с другими профессиями типа "человек-человек".

Во-первых, нередко профессиональное общение юриста протекает в особом процессуальном режиме, с соблюдением строго очерченных форм коммуникации (примеров много: судебные прения, допрос и др. следственные действия).

Во-вторых, нередко общение носит принудительный характер для другого участника (например, свидетель или потерпевший не могут отказаться от дачи показаний, т.е. от общения со следователем или судом), что осложняет коммуникативные отношения.

В-третьих, нередко профессиональное общение проходит в условиях конфликтной ситуации и даже при прямом противодействии другой стороны; и даже бескофликтная ситуация порой может быть проблемной (например, при попытке получить от человека информацию, которую он желает сообщить, но не может вспомнить).

В-четвертых, во многих случаях профессиональное общение проходит в обязательных условиях публичности, гласности, при этом еще и фиксируется в протоколе либо видеозаписи, что также создает дополнительную психологическую нагрузку. Конечно, со временем вырабатывается толерантность, привыкание,

В структуре профессионального общения юриста можно выделить три непременные составляющие:

1 - коммуникативную сторону, выражающуюся в обмене информацией между людьми;

2 - перцептивную сторону, выражающуюся в процессе взаимного восприятия, познания субъектами общения друг друга как условия установления взаимопонимания;

3 - интерактивная сторона, заключающаяся в организации взаимодействия партнеров по общению.

Для того, чтобы в полной мере реализовать свои профессиональные функции, каждый юрист должен обладать навыками профессионального общения.

Формирование этих навыков - задача сверхсложная. Как и многие другие навыки они могут развиться только в реальных условиях юридической работы. Они сродни умению плавать: сколько бы мы ни учились этому умению на берегу, изучая физические законы взаимодействия тела с водной средой, поплыть мы сможем лишь тогда, когда окажемся в воде.

Но означает ли это, что мы не должны что-то делать в этом направлении, пока студент учится? Должны ли мы полностью перекладывать эту задачу на коллег, работающих в практической сфере? Конечно, нет! Мы должны работать в этом направлении и работать много, причем все вместе.

На факультете эта задача решается в разных формах. Об этом свидетельствует расширение спецкурсов, направленных на развитие практических профессиональных навыков, в том числе и факультативных, с приглашением юристов-практиков в рамках действующей с 2008 г. программы дополнительного образования студентов. Это новые программы, например, Школа мастеров, которой руководит А.Молотников (в ее рамках были отдельные лекции по коммуникативным навыкам, в частности, А.Грищенковой - известного юриста-практика и автора недавно вышедшей книги "Психология и убеждение в судебном процессе". По крайней мере, в двух магистерских программах кафедр коммерческого права (договорная работа) и криминалистики (криминалистическое сопровождение и защита бизнеса) есть спецкурсы по тактике ведения переговоров. Но самую большую работу в этом направлении проводит студенческая Юридическая клиника, которой руководит Максим Дмитриевич Дранжевский. Здесь наши студенты "плавают" в профессии уже не на берегу, а в воде. К сожалению, не все студенты могут пройти через этот вид обучения. Есть надежда, что свой вклад внесет недавно созданная в рамках Научно-образовательного центра при кафедре гражданского процесса "Школа примирения" под руководством Е.А. Борисовой, вовлекая студентов в обучение практическим навыкам медиации.

Вся эта работа будет намного эффективнее, если студенты параллельно будут получать знания психологической сущности профессионального общения.

Здесь очень важна роль юридической психологии как учебной дисциплины. Дать начальные психологические знания юристу - это, разумеется, задача вуза. Юридическая психология выросла из такой отрасли психологических знаний как судебная психология ( она стала обязательной для преподавания в отечественных юридических вузах с 1965 г.). Конечно, ее задачи не сводятся только лишь к формированию теоретической базы для последующей выработки навыков профессионального общения, она дает знания для понимания многих других важнейших вещей: от правосознания, через мотивацию правонарушений и кончая психологическими аспектами перевоспитания и последующей социальной реабилитацией осужденных. Сейчас мы рассматриваем только вопрос о навыках профессионального общения. Они нужны всем юристам! Зная психологию, понимая сущность психических процессов и психических состояний, юрист может работать намного эффективнее.

Но юридическая психология после реформы нашего образования (перехода на Болонскую систему) стала обязательной дисциплиной почему-то только для студентов уголовно-правового цикла. Раньше она преподавалась на 5-ом курсе, теперь - на 2-ом, когда студенты еще не изучили процессуальные науки. Это был шаг назад. Частично эту проблему решает введение в учебный план факультативной дисциплины "Элементы практической психологии для юристов", ориентированной на студентов государственно-правового и гражданско-правового профилей.

Вся наша совместная работа в этом направлении осложняется рядом объективных факторов. Главный из них: возраст наших сегодняшних студентов, отсутствие у них достаточного социального опыта. Они не знают самих себя, свои сильные и слабые стороны, некоторые вообще не понимают сущности юридической профессии. Они мало читают и мало знают человеческую психологию вообще. А ведь нет лучшего учебника по психологии, чем настоящая классическая литература.

Основными профессиональными рабочими инструментами юриста являются устная и письменная речь. Это важнейшая составляющая профессиональных навыков. В юридической профессии нельзя говорить так, как пишешь, и нельзя писать так, как говоришь. А многие наши студенты не умеют ни говорить, ни писать. Это не наша вина, но это наша беда. И с ней нужно как-то бороться совместными усилиями.

Значение навыков профессионального общения возрастает. Отрадно, что появляется все больше работ по данной проблематике. Примером могут служить следующие работы:

Грищенкова А.В.. Психология и убеждение в судебном процессе. М., СТАТУТ, 2018. (приемы составления и представления документов, а также приемы устного выступления)

Кай Хобер, Ховард Зуссман. Перекрестный допрос в международном арбитраже: девять основополагающих принципов. М., Наука права, 2019. (часть принципов касается коммуникативной составляющей процесса перекрестного допроса свидетелей, включая оценку сигналов невербального общения).

4

Соседние файлы в папке Экзамен зачет учебный год 2023