Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Скачиваний:
2
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
27.7 Кб
Скачать

Лушечкина Марина Александровна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры криминалистики юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова

Современные проблемы применения тактических приемов, требующих профессиональной коммуникативной компетенции следователя

Сегодня все больше внимания уделяется цифровизации различных сфер жизни человека и областей профессиональной деятельности. Расследование преступлений не стало исключением. Бесспорно, что в целом компьютеризация процесса расследования значительно расширяет возможности работы с криминалистически значимой информацией и способствует оптимизации и повышению качества борьбы с преступностью. Однако есть одна сфера практической криминалистики, где возникает потенциальная угроза воздействия негативных факторов всеобщей компьютеризации - это сфера применения тактических приемов, основанных на коммуникативных процессах, а именно, на непосредственном общении следователя с участниками следственных действий. Речь идет о группе приемов, которые А.Н. Васильев, один из создателей теоретических основ криминалистической тактики, назвал приемами "формирования психологии отношений следователя с участниками следственных действий"1. Как бы далее не трансформировалась классификация тактических приемов2, данная группа психологических приемов остается на одном из первых мест по значимости. В нее входит широкий круг приемов, для использования которых следователь должен обладать достаточно глубокими знаниями в области психологии и практическими навыками профессионального общения.

Профессия следователя в большей степени относится к категории профессий типа "человек - человек", в отличие от профессий типа "человек - техника", "человек - природа", "человек - художественный образ", "человек - знаковая система"3. В сфере следственной тактики, как писал А.Р. Ратинов: "... во всех случаях следователь выступает в качестве психологического агента, действующего на психическую жизнь людей в желательном для него направлении"4.

Профессиональное общение следователя, в рамках которого реализуется возможность непосредственного психологического воздействия на участников следственных действий в тактических целях, имеет немало существенных особенностей, а потому уже давно стало отдельным предметом междисциплинарных исследований. Его изучением занимаются как судебные психологи, так и криминалисты, специализирующиеся на вопросах криминалистической тактики.

Среди многочисленных работ, касающихся понятия тактических приемов и принятия тактических решений, а также посвященных тактике отдельных следственных действий, трудно найти такую, где бы не обращалось внимание на коммуникативную компетентность следователя как необходимую составляющую его профессиональной деятельности. Так, А.Н. Васильев писал: "Из тех качеств, которыми действительно должен обладать следователь, на первое место следует поставить его умение разбираться в психологии людей, владеть психологическим подходом к людям... и в рамках допустимости воздействовать на них"5. В начале 1990-х годов В.Г. Лукашевичем была предпринята попытка разработать основы самостоятельной теории профессионального общения следователя с заявкой на формирование соответствующего частного криминалистического учения6. Автор рассматривал общение на предварительном следствии как "обязательный компонент (сторону) профессиональной деятельности следователя, содержанием которого является организация и тактика его взаимодействия с лицами, вовлеченными в процесс раскрытая и расследования преступлений на основе складывающихся между ними правоотношений в рамках уголовного процесса"7. В докторской диссертации В.Г. Лукашевича были рассмотрены алгоритмы технологий организации общения на методическом и тактическом уровнях; концепция управляющего воздействия следователя на участников расследования и критерии его использования; обоснования стратегии и тактики установления, поддержания и развития психологического контакта следователя с участниками расследования; типовая модель общения следователя в ходе производства вербальных следственных действий и другие положения, включая предложения по совершенствованию профессиональной подготовки следователей. Впоследствии вектор научных поисков несколько изменился: ученые стали больше говорить не о коммуникативных навыках следователя, а о когнитивной основе следственной работы - "криминалистическом" мышлении. В целом же это привело к тому, что сегодня отдельные криминалисты весьма определенно заявляют о необходимости разработки частного криминалистического учения о личности следователя, куда включают и коммуникативные способности 8.

Представляется, что приемы профессионального общения следователя должны изучаться и разрабатываться с учетом действия ряда факторов, усложняющих коммуникативное взаимодействие с другими участниками процесса расследования:

во-первых, оно протекает в особом процессуальном режиме с соблюдением строго очерченных форм коммуникации (следственные действия);

во-вторых, общение нередко носит принудительный характер для другого участника (например, свидетель или потерпевший не могут отказаться от дачи показаний, т.е. от общения со следователем), что значительно осложняет коммуникативные отношения;

в-третьих, общение зачастую проходит в условиях конфликтной ситуации и нередко - при прямом умышленном противодействии других участников - тактических противников следователя;

в-четвертых, даже бескофликтная ситуация общения может оставаться проблемной и требует применения специальных тактических приемов для ее разрешения (например, при попытке получить от допрашиваемого информацию, которую он забыл);

в-пятых, во многих случаях профессиональное общение проходит в условиях взаимодействия с большим количеством участников, что также создает дополнительную психологическую нагрузку.

Конечно, со временем у следователя вырабатывается толерантность, привыкание к типовым ситуациям общения, но каждая типовая ситуация имеет индивидуальные черты, поэтому действия следователя никогда не должны быть стереотипными.

Сегодня можно смело констатировать, что усилиями отечественных и зарубежных криминалистов к настоящему моменту разработан и успешно апробирован на практике широкий спектр психологических тактических приемов. В судебной психологии довольно подробно описаны психологические механизмы их действия. В то же время возникает определенная озабоченность по поводу наличия у современных следователей достаточно сформированных профессиональных коммуникативных навыков, необходимых для использования данных тактических приемов. Сегодня на следствие уже пришло новое поколение, психологическое становление которого формируется в принципиально иных условиях компьютерной эпохи. Как известно, чрезмерное пользование интернетом и развитие таких видов интернет-коммуникаций, как сетевое общение, несут в себе довольно серьезные риски. В аспекте рассматриваемой проблемы, прежде всего, беспокоят уже отмечаемые специалистами существенные личностные трансформации активных пользователей интернета. Речь идет, прежде всего, о снижении потребности в реальном общении9. Для следователя же важно накопление опыта изучения других людей именно в реальном непосредственном общении, поскольку его профессиональная деятельность концентрируется в условиях реальности, а не виртуальности. Только лишь профессиональной практики для накопления опыта реального общения явно недостаточно, следователь должен постоянно упражняться в наблюдении за поведением других людей, в интерпретации проявлений их психологических свойств. Здесь важна одновременная работа всех каналов потребления информации: визуального восприятия внешнего облика человека, его мимики и жестов, позы и движений; слуховое восприятие речи, интонации, модуляций голоса. Интернет-общение характеризуется существенной спецификой и во многом отличается от реального непосредственного общения. Прежде всего, ему зачастую присуща анонимность участников, которые могут либо вообще не сообщать о себе данных, либо сообщают недостоверные, вымышленные сведения и действуют также от имени вымышленных субъектов с набором несуществующих комплексов личностных качеств. Виртуальное общение носит, как правило, поверхностный характер, оно легко начинается и легко прекращается в случае возникновения дискомфорта в отношениях, и пользователи социальных сетей не утруждают себя в развитии коммуникативных качеств. Особенно опасным является риск развития интернет-аддикции (зависимости), что приводит к серьезным изменениям не только в сфере когнитивных процессов, но и в сфере общения, когда человек сводит контактирование с другими людьми к обмену информацией через цифровые устройства, даже при условии нахождения в одном помещении10. Подобные изменения в психике развиваются довольно быстро и отрицательно сказываются на развитии коммуникативных способностей и навыков.

Базой для развития навыков профессионального общения у следователя являются, во-первых, общие коммуникативные навыки, приобретенные в процессе жизни, обучения и воспитания в семье и школе; во-вторых, теоретические знания из области психологии, полученные в вузе, а также навыки, вырабатываемые в ходе специальных тренингов. Представляется, что уже сегодня следует задуматься над тем, как развивать навыки профессионального общения у будущих следователей и минимизировать риски неспособности пользоваться богатым арсеналом тактических приемов, выработанных "старой" криминалистикой. Упор должен быть сделан на расширение теоретической подготовки в области психологии и разработку специальных программ практических занятий по развитию коммуникативного инструментария (устной речи и невербальной техники общения, наблюдательности и т.д.).

1 А.Н. Васильев. Следственная тактика. М.: Юрид. лит., 1976. С.32.

2 Подробно об этом см.: А.С. Князьков. Концептуальные положения тактического приема. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2012. С.64-88.

3 Данная классификация была разработана Е.А. Климовым. См: Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Изд. Центр "Академия", 2004. Выделяя применительно к профессии следователя категорию "человек-человек", следует отметить, что в целом работа следователя имеет синтетический характер, и ему приходится иметь дело и с техникой, и с природой, и со знаковыми системами.

4 А.Р. Ратинов. Судебная психология для следователей. М.: Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел ВШ МООП СССР. 1967. С.55.

5 А.Н. Васильев. Указ. Соч. С.79-80.

6 См.: Лукашевич В.Г. Основы теории профессионального общения следователя. Автореф. дис. ... д-ра юрид. Наук. Киев, 1993.

7 В.Г. Лукашевич. Указ. соч. С. 17.

8 СМ.: Полстовалов О.В. О личности следователя как объекте криминалистического анализа// Современная криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы: материалы Межд. научн.-практ. нонф., посвященной 90-летию со дня рождения Заслуженного деятеля науки РФ, Заслуженного юриста РСФСР, доктора юрид. Гаук, профессора Н.П. Яблокова. Москва, 22 декабря 2015 г./ Ред-сост. М.А. Лушечкина. М.: МАКС Пресс, 2015. С.95-99; Сокол В.Ю. Кризис отечественной криминалистики. Краснодар, 2017. С.202-224.

9 Королева Н.Н. Влияние коммуникации в сети Интернет на личностные особенности пользователей //Известия государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. №9, том.4. 2004. С. 178.

10 См., например: Л.Третьяк. Интернет-аддикция: феномен нехимической зависимости. URL: https://econet.ru/ articles/170757-internet-addiktsiya (дата обращения: 10.05.2019)