Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экзамен зачет учебный год 2023 / koldin_v_ya_obosnovanie_pravovogo_resheniya_faktologicheskiy

.pdf
Скачиваний:
10
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
3.09 Mб
Скачать

271

предмет доказывания: субъект - программно-целевой блок - орудия и средства действия - предмет действий - внешняя обстановка

-результат.

3.Системные связи взаимодействия материальных элемен-

тов механизма исследуемого события: субъект - орудие - предмет

-место.

Новые возможности доказывания с использованием рассматриваемого источника могут быть проиллюстрированы на примере использования следов преступника на месте происшествия в целях его идентификации.

При традиционном подходе идентификационные возможности полностью определяются объемом информации об идентифицируемом объекте в его отдельном следе, например отдельном следе пальца. Если этой информации недостаточно, например обнаружено до пяти совпадающих особенностей папиллярного узора, вопрос о тождестве разрешен быть не может. При этом не может быть принята во внимание информация, содержащаяся в других следах, найденных на месте преступления. Сторонники данного подхода считают идентификацию по совокупным следам «нереальной идентификацией», поскольку не исключена возможность того, что такие следы действительно могли быть оставлены в разное время и разными лицами, и такая идентификация не имеет фактического основания. Однако основания для такой идентификации могут быть получены при системно-ситуационном подходе, когда место происшествия рассматривается как целостное материальное образование, совокупный следоноситель, отражающий целостную систему действий одного и того же объекта. Для этого с привлечением специалистов должны быть изучены системноструктурные связи следоносителя, отраженной деятельности и отраженного объекта. В результате может быть установлено, что отдельные следы на предмете или их совокупность на разных предметах оставлены пальцами одной и той же руки. Следы ног образуют «дорожку» последовательно оставленных следов, сопровождаемых следом трости. Следы крови, следы рук, следы ног оставлены одним и тем же лицом, совершившим взлом, и т.п. Такой вывод дает основание рассматривать указанные совокупности следов, как следы целостного объекта на совокупном следоносителе. Это последнее, в свою очередь, дает основание для суммирования

272

содержащейся в отдельных следах информации1.

Если учесть, что основной проблемой доказывания является на практике дефицит доказательственной информации, нетрудно убедиться, какие дополнительные возможности предоставляет рассматриваемый подход. При этом, однако, не следует упускать из виду, что целостность следоносителя и отображенного в нем объекта подлежит в этих случаях самостоятельному доказыванию.

Материалы дела

Особое место в системе источников вещественных доказательств занимают материалы дела: протоколы следственных и судебных действий и приложения к ним. Эти материалы имеют неоднородную структуру, различный процессуальный статус и различные информационные характеристики, как источники доказательственной информации.

Остановимся на возможностях использования указанных источников в зависимости от сигнальной или знаковой формы отражения содержащейся в них информации.

А. Сигнальная форма

В этой форме выражена информация в вещественных доказательствах, приобщенных к делу, образцах, приложениях к протоколам следовых копий, фото-, кино-, видеозаписей, электронных дисках и т.п. В знаковой форме информация о предметно-веще- ственных свойствах источников выражена в протоколах и приложениях, выполненных в знаковой форме: планах, схемах, рисованных портретах, фотороботах и т.п.

Материалы дела, содержащие информацию о предметно-ве- щественных свойствах в сигнальной форме, могут быть объектами любых специальных и экспертных исследований с применением научно-технических средств и методов. Особенностями таких исследований, как указывалось выше, является то обстоятельство, что приобщенные к делу источники искусственно изолированы от

1 Подробнее обоснование метода суммирования идентификационной информации дается в работе: Колдин В. Я. Судебная идентификация. М., 2002. С. 125-136.

273

реальных связей, которыми они связаны с окружающей материальной средой, могущими иметь существенное значение для доказывания. Полное или частичное восстановление таких связей в отдельных случаях возможно при повторном осмотре места происшествия или исследовании протоколов, схем, чертежей и других материалов дела. Эти ограничения возникают также в случаях, когда предмет приобщается к делу не целиком, а в отдельной части, например кусок оконного стекла.

Б. Знаковые формы

Материалы дела, содержащие информацию о предметно-ве- щественных свойствах: протоколы, схемы, чертежи, рисунки и т.п., - занимают особое место в системе источников доказательств. С одной стороны, они фиксируют свойства материальной обстановки и содержат информацию о механизме исследуемого события. В этом качестве они могут быть источниками при специальном, в том числе экспертном, исследовании. С другой стороны, оценка информации, выраженной в знаковой форме, строго говоря, выходит за рамки специальных познаний экспертов. Исключение - психологическая и психиатрическая экспертизы, при которых сама форма психического отражения действительности составляет предмет экспертного исследования. В остальных случаях исследование форм психического отражения действительности в источниках, выраженных в словесно-языковой и письменно-зна- ковой форме, относится к компетенции субъектов доказывания, осуществляющих соответствующие следственные и судебные действия: допросы, очные ставки, опознания, проверки показаний на месте и т.п.

В связи с изложенным возможности использования знаковой информации в специальных и экспертных исследованиях ограниченны. В полном объеме они могут быть использованы специалистами в стадии анализа следственно-экспертной ситуации для общей ориентировки в характере и обстоятельствах события, а также в целях определения возможностей обнаружения источников информации, выделения информационных полей и определения объектов и предмета экспертного исследования.

274

Недопустимо использовать указанную информацию для обоснования экспертного вывода. Он должен быть основан исключительно на данных, полученных посредством применения специальных познаний из источников с сигнальной формой отражения информации. Следует отметить в связи со сказанным, что ряд важнейших доказательственных свойств источников, например микрорельеф следа, в принципе не может быть вербализован и описан в протоколе осмотра места происшествия или вещественного доказательства.

Поэтому, в частности, нельзя признать допустимым экспертное доказательство тождества объекта по описанию его следа, внешности человека по рисованным и комбинированным портретам, фотороботам, скульптурным портретам и другим источникам, не обеспечивающим строгого изоморфизма отображения. Они могут рассматриваться только как источники ориентирующей и опе- ративно-розыскной информации.

3.6. Анализ информационной структуры вещественных источников

Впроцессе фактологического исследования источников решаются две основные задачи:

а) устанавливаются объекты, участвующие в процессах взаимодействия;

б) устанавливается механизм их взаимодействия. Решение каждой из этих задач осуществляется на основе

специальных криминалистических методик.

Впервом случае используется алгоритм поисково-идентифи- кационной деятельности, обеспечивающий установление искомого объекта по его отображению.

Путь такого исследования может быть выражен в схеме «признак - свойство - система свойств (вещь) - система вещей». Структура такого исследования включает обычные стадии криминалистической идентификации: аналитическую, сравнительную и оценочную, а также предполагает использование всей системы методов поисково-идентификационной деятельности.

Основным инструментом анализа в криминалистических ис-

275

следованиях с целью установления свойств объекта (распознавание, идентификация, диагностика, оценка и др.) является понятие признака. Обнаружение, классификация, сравнение и статистическая обработка признаков позволяют исследователю осуществить переход от непосредственно чувственно наблюдаемых, вариационных проявлений исследуемого объекта к его внутренним устойчивым свойствам, оценка которых позволяет получить информацию, имеющую доказательственное значение.

Переход познания от признаков к свойствам и составляет содержание аналитической стадии технико-фактологического исследования.

3.7. Понятийный аппарат фактологического анализа

Разработка понятийного аппарата, языка науки в сферах деятельности, находящихся на стыке наук, связана со значительными методологическими трудностями. В данном случае они обусловлены тем, что каждая из взаимодействующих наук имеет собственный традиционный понятийный аппарат, далеко не всегда адекватный понятийному и терминологическому аппарату смежных наук. Достаточно сослаться на понятие «доказательство» в традиционной теории судебных доказательств, которое в различных контекстах интерпретируется и как материальный носитель, и как след, и как фактические данные, и как доказательственный факт. Между тем с позиций информационного подхода в каждом из указанных понятий мы имеем дело с совершенно различными инструментами информационно-познавательного процесса.

Поскольку создание современных информационных технологий криминалистической и процессуальной деятельности возможна только на основе строго однозначного тезауруса и понятийного аппарата, унификацию языка науки криминалистики, доказательственного права и информационного подхода следует рассматривать как предпосылку взаимодействия этих наук и создания современных информационных технологий.

Раскроем данный тезис на основе элементарных рассуждений. Разработка технологии решения любой практической задачи требует однозначного определения задачи, метода (способа решения), алгоритма (последовательности решения промежуточных за-

276

дач) и технологической схемы решения каждой из них. Этим требованиям удовлетворяет только понятийный аппарат, строго соответствующий методологическим и логическим требованиям: системности, однозначности, непротиворечивости, соподчиненное™ понятий и др.

История криминалистики и судебной экспертизы наглядно подтверждает данную аксиому.

Успешная разработка методики и технологий идентификационного исследования во всех отраслях судебной экспертизы стала возможной только после теоретического решения общей концепции судебной идентификации, отграничения ее задачи от задач смежных исследований и разработки общего понятийного аппарата, позволившего построить алгоритм решения идентификационной задачи1.

В качестве доказательства от противного приведем предлагаемые в литературе концепции диагностики и дифференциации. Методологическая ущербность данных концепций, не породивших самостоятельных методик и технологий, связана с тем, что их авторам не удалось однозначно определить специальные задачи указанных исследований, отграничив их от других самостоятельных задач (идентификация, распознавание, установление причины и др.).

Предлагаемые в настоящей работе концепция учения об информационных полях и терминологический аппарат фактологического анализа следует рассматривать как первый опыт решения указанной задачи.

Специальные термины

Интегральная модель исследуемого события - рабочее предпо-

ложение исследователя, опирающееся на все известные фактические данные об исследуемом событии и непротиворечиво объясняющая все обстоятельства этого события.

1 Имеются в виду следующие работы: Колдин В. Я. Судебная идентификация; Митричев В. С. Криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий. Саратов, 1960; Сегай М. Я. Методология судебной идентификации.

Киев, 1970, [и др.]

Следовая картина

277

Интегральная следственная версия - предположение следова-

теля о характере и обстоятельствах расследуемого события, опирающееся на все установленные фактические данные и все их непротиворечиво объясняющее.

Материальная обстановка - материальная среда развития события, подлежащего расследованию (исследованию).

Материальные комплексы - вещественные источники, представляющие сложные материальные системы, интегрированные ситуационной совокупностью пространственно-временных, при- чинно-следственных, функциональных, субстанциональных, генетических и иных связей.

Механизм расследуемого (исследуемого) события - целостная ди-

намическая структура взаимодействия материальных объектов, рассматриваемая в общей системе расследуемого события.

Механизм следообразования - параметры взаимодействия следообразующего и следовоспринимающего объектов, приводящего к образованию следа.

Многостороннее взаимодействие - следовое взаимодействие объектов, связанное с образованием трех и более самостоятельных информационных полей.

Ситуалогический анализ (следственный, судебный) - исследова-

ние целостной структуры механизма расследуемого события на основе общей системы фактических данных о расследуемом событии.

Ситуалогический анализ (экспертный) - экспертное исследова-

ние целостной структуры расследуемого события на основе информации, содержащейся в материальной обстановке и следовой картине события, представленной как совокупный объект экспертизы.

- целостная система, отображающая в мате- риально-фиксированной форме всю сумму относящихся к предмету доказывания обстоятельств исследуемого события и представляющая совокупный след этого события.

278

Следственно-экспертная ситуация - проблемная ситуация рас-

следования, требующая для своего разрешения привлечения специальных знаний в форме экспертизы.

Суммирование информации - метод обоснования экспертного вывода и доказывания, основанный на совокупном использовании информации об объекте исследования и предмете доказывания, полученной из различных источников.

Факт контактного взаимодействия (ФКВ) - частный случай многостороннего взаимодействия в ситуации: взаимодействия лиц, одежды и окружающей обстановки.

Базовые термины1

Криминалистический анализ - криминалистическое исследование, направленное на обнаружение источников и декодирование релевантной информации, обеспечивающей решение криминалистических, процессуальных и материально-правовых задач.

Информационный канал - коммуникационная система, используемая для передачи данных от объекта А (расследуемое событие) объекту Б (субъект расследования).

Сигнал - физический процесс, используемый для передачи информации.

Носитель - материальный объект, выделенный в обстановке расследуемого события в качестве потенциального источника криминалистической информации.

Источник - выделенная в процессе фактологического анализа система свойств носителя, измененных под воздействием расследуемого события.

Информационное поле - выделенный в составе источника поток однородной информации об обстоятельстве, подлежащем уста-

1 Впервые полное рассмотрение терминологического аппарата фактологического анализа было дано в работе «Вещественные доказательства: Информационные технологии процессуального доказывания» (М., 2002. С. 1- 93).

279

новлению в соответствии с задачами фактологического исследования и доказывания.

Информационный уровень доказывания - обнаружение, фикса-

ция, исследование и оценка информации, полученной посредством непосредственного (сенсорного) контакта с источником информации.

Частная система доказательств - система фактических дан-

ных, используемая для установления конкретного доказательственного факта.

Доказательственный факт - обстоятельство расследуемого события, являющееся предметом доказывания и установленное соответствующей частной системой доказательств.

Логический уровень доказывания - установление и доказывание обстоятельств расследуемого события посредством анализа логических связей, предварительно установленных доказательственных фактов.

Общая система доказательств - документированная система фактических данных, представляющая процессуальную информационную модель расследуемого события в конкретной ситуации и стадии процесса доказывания.

Фактологическая матрица события - замкнутая система уста-

новленных в результате доказывания доказательственных фактов, адекватная предмету доказывания и составу расследуемого преступления и используемая для обоснования процессуально-право- вого решения.

Верификация оснований правового решения - аутентификация фак-

тологической матрицы и правовой модели расследуемого события путем сведения выводов к их обоснованию и тестирования надежности их информационных и логических связей.

280

Глава 4 ДОКАЗАТЕЛЬСТВЕННЫЕ ФАКТЫ (ИНФОРМАЦИОННО-ЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)

Между источником и фактом Всегда стоит гипотеза и индукция. Без гипотезы и индукции

Не может быть доказательственного факта.

Задача установления доказательственных фактов требует для своего разрешения специального методологического и технологического обеспечения. В связи с этим решение данной задачи требует выделения самостоятельной стадии фактологического анализа и доказывания - информационно-логического анализа.

Его специфика состоит в том, что он сочетает, с одной стороны, информационный анализ сигналов в источнике, с другой - комплексный анализ системной информации о доказательственном факте в частной системе доказательств.

Методология перехода от информационного анализа к логическому требует исследовании информационно-логической связи категорий информации, доказательства и факта.

4.1. Информация, доказательства, факты

Поскольку фактологический анализ представляет разновидность процесса познания, отражения человеком объективной действительности, его структура обусловливается общей структурой действующих при этом отражательных и информационных процессов.

Общая структура процесса отражения и передачи информации достаточно изучена современной наукой. Она, очевидно, и является тем объективным критерием, который должен быть положен