
- •Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности (габитоскопия)
- •1. Основные понятия и научные основы криминалистической идентификации по признакам внешности
- •Индивидуальность
- •Относительная устойчивость
- •3) Способность достоверно отображаться в различных носителях информации
- •2. Источники информации о внешнем облике человека, средства и методы ее получения и фиксации
- •3. Экспертиза идентификации личности по признакам внешности
2. Источники информации о внешнем облике человека, средства и методы ее получения и фиксации
Информацию о признаках внешности разыскиваемых или устанавливаемых лиц получают из самых различных источников.
1. Это сообщения, сделанные в устной или письменной форме. Это показания очевидцев, потерпевших, результаты наблюдений оперативных работников или следователя, зафиксированные в процессуальном или непроцессуальном порядке: в рапортах оперативных работников, протоколах следственных действий. Основой сообщений является мысленный образ, оставшийся в памяти очевидца.
Содержание информации, составляющей мысленный образ, определяется: объективными факторами — условиями, в которых происходит восприятие (длительностью восприятия, хорошей или плохой видимостью, наличием помех и т. д.); субъективными факторами — порогом чувствительности воспринимающих органов лица, его эмоциональным состоянием, психологическими особенностями личности, апперцепцией (под апперцепцией в психологии понимается зависимость восприятия предметов и явлений от прошлого опыта, запаса знаний и общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальности).
Поскольку мысленный образ не может быть самостоятельно использован для идентификации, его содержание необходимо преобразовать в пригодную для этого форму. Такими формами являются словесное описание и субъективный портрет.
Словесное описание может быть произвольным и упорядоченным. Формой упорядоченного описания является словесный портрет — криминалистическое описание внешнего облика человека при помощи стандартизированной терминологии и по определенным правилам. К числу последних относятся: последовательное описание признаков (общефизических, анатомических, функциональных, сопутствующих) от общих к частным, сверху вниз, в фас и профиль; для анатомических элементов с указанием таких признаков, как форма или контур, величина, положение, цвет, выраженность, симметрия. Также выделяются особые приметы. Словесное описание имеет существенное значение для розыскной деятельности, а также для решения задач следствия. Например, наличие словесного описания с выделением запомнившихся очевидцу признаков внешности является обязательным условием осуществления такого важного следственного действия, как предъявление для опознания.
Субъективные портреты — это изображения лица, фигуры интересующего лица, полученные в соответствии с мысленным образом очевидца, изготовленные им самим либо с его слов, другими лицами (оперативным работником, специалистом, художником и др.).
По способу исполнения различаются:
фотокомпозиционные портреты (фотороботы), которые создаются с помощью компьютерных программ из фрагментов фотоснимков лиц, не причастных к событию преступления;
рисовано-композиционные портреты, изготавливаемые из заготовленных, выполненных художниками стандартных, типизированных рисунков элементов лица (вариантов причесок, глаз, подбородков и т. д.);
рисованные портреты — рисунки, выполняемые очевидцем либо с его слов профессиональным художником.
Субъективные портреты используются при составлении ориентировок в оперативно-розыскных целях. Субъективные портреты устанавливаемых и разыскиваемых лиц подлежат обязательной постановке на экспертно-криминалистический учет в органах внутренних дел. К субъективным портретам в определенной степени можно отнести и результаты графической и пластической реконструкции лица по черепу с той, однако, разницей, что такие портреты составляются не на основе мысленного образа, а на основе анатомических признаков строения черепа. Хотя такие портреты в значительной степени базируются на объективных признаках, элемент субъективизма при их создании остается.
2. Материальные отображения внешнего облика живого человека, осуществленные с помощью технических средств или представленные в виде документов. К ним относятся фотоснимки, видеозаписи, полиграфические изображения, медицинская документация и т. д. Фотоснимки с высокой степенью достоверности и полноты отражают признаки внешности. Источниками фотоснимков являются служебные и личные архивы, материалы, полученные оперативно-розыскными органами, базы данных криминалистических учетов, если интересующее лицо по ним проходит, и т.д.
Видеозаписи в связи с широким распространением систем видеонаблюдения, любительской видеосъемки, внедрением видеосъемки в деятельность правоохранительных органов становятся все более частым источником информации. Системы видеонаблюдения аппаратнопрограммного комплекса органов внутренних дел «Безопасный город» действуют сейчас более чем в 500 населенных пунктах. В некоторых подразделениях МВД России по материалам видеозаписей, изготовленных при оперативно-розыскных мероприятиях, производстве следственных действий, формируются видео-банки. Однако не любое видеоизображение пригодно для идентификации—для этого оно должно быть получено с использованием видео-аппаратуры высокого класса. Широко распространившиеся камеры видеонаблюдения получить такие изображения обычно не позволяют. По сравнению с единичным фотоснимком видеограмма обеспечивает возможность фиксации в различных ракурсах, позволяя исследовать признаки внешности в большем объеме. Важно и то, что из многих кадров видеозаписи можно выбрать наиболее сопоставимый с исследуемым образцом по различным параметрам (ракурсу, состоянию мимики и т. д.).
Наряду с общефизическими и анатомическими признаками видеозаписи позволяют зафиксировать функциональные и динамические признаки (походку, жестикуляцию и др.), обеспечивая возможность изучения тех параметров, которые могут быть зафиксированы только в динамике (скорость, равномерность ходьбы, амплитуда движений в различных суставах и т. д.). Полученные в результате видеосъемки данные позволяют получить «динамический образ» движений человека, параметры которого в своей совокупности индивидуальны. Например, сугубо индивидуальной является походка каждого человека. Считают, что в перспективе, с накоплением данных обо всем комплексе различных динамических признаков, возможно создание своего рода «динамического фоторобота», т. е. динамического субъективного портрета разыскиваемого лица на основе признаков его внешности, проявляющихся в движении.
Медицинская документация — истории болезни, амбулаторные карты, карты стоматологического больного и т. д., содержащие записи врачей, а также результаты измерений (роста, массы), лабораторных и инструментальных диагностических исследований могут быть источником информации о строении и функциях организма интересующего лица, наличии у него патологических изменений. Нарушения функции опорно-двигательного аппарата (последствия переломов, деформаций суставов) могут проявляться в особенностях движений. Для установления особых примет может иметь значение информация о проводившихся хирургических вмешательствах, наличии аномалий (врожденная воронкообразная деформация грудной клетки — «грудь сапожника»). Рентгенологическая картина различных частей тела в ряде случаев позволяет высказаться о характере работы, выполняется в прошлом данным лицом.
Источником поисковой и идентификационной информации могут быть рентгеновские стоматологические снимки. Выявление на рентгенограммах и флюорограммах заболеваний легких, например, выраженного туберкулезного процесса, позволяет предположить, что человек подкашливает (особая примета).
Отдельные данные о признаках внешности можно получить из документации учреждений бытового обслуживания — ателье по пошиву одежды, мастерских, из квитанций на покупку одежды, обуви.
3. Следы — отображения признаков внешности в материальной обстановке преступления, следы-предметы. Изучение следов на месте происшествия может дать важную ориентирующую информацию о признаках внешности. По следам ног можно судить о поле, примерном возрасте, росте человека, его физическом состоянии (хромота, состояние опьянения, чрезмерная полнота), манере передвигаться; по следам рук — о поле, примерном возрасте, профессиональных за нятиях человека; на основании расположении следов рук на определенной высоте — о росте. Поисковую и идентификационную информацию могут нести следы зубов. Важную информацию о поле, возрасте, росте, телосложении, индивидуальных особенностях могут нести найденные принадлежащие разыскиваемому предметы — одежда, обувь, аксессуары.
4. Неопознанный труп или его части, скелетированные останки, а также их материальные отображения. В зависимости от состояния трупа сохраняется больший или меньший объем информации о признаках внешности погибшего. В случае недавней смерти, а также условий, способствующих медленному развитию трупных явлений (например, низкая температура окружающей среды), признаки внешности могут не претерпеть существенных изменений.
Посмертные маски и слепки с различных частей тела (ушных раковин, кистей рук), сделанные с помощью гипса и других слепочных масс, в отличие от фотоснимка передают строение лица (частей тела) в натуральную величину и в объемном виде. Обычно с трупа изготавливают две маски, у одной из которых прорабатывают части лица, имитируя волосы и брови, подкрашивая ее в телесный цвет, после чего маску фотографируют. Фотоснимки используют для розыска или проведения портретной экспертизы. Следует учитывать, что маски как средства фиксации, помимо достоинств, имеют существенные недостатки: в связи с изменениями, происходящими в тканях посмертно, деформацией мягких тканей под тяжестью используемого материала и ряда других причин маска не позволяет точно отобразить все особенности рельефа лица живого человека, возможны искажения в отображении признаков внешности. Наибольшая информативность исследования скелетированных останков обеспечивается при наличии черепа. Тот или иной объем поисковой (пол, возраст, рост) и идентификационной информации можно получить и при исследовании различных иных костей скелета человека (тазовых, длинных трубчатых, лопаток и др.).
Определение пола, длины тела в ряде случаев возможно по фрагментам костей и зольным останкам, что актуально в случае сожжения трупов. На сожженных костях принципиально возможно выявление следов травм, заболеваний, аномалий. В исследованиях могут использоваться фотоснимки скелета, данные остеологических исследований (измерений черепа, костей скелета), рентгенограммы трупа или частей скелета. Черепа неопознанных трупов, личность которых иными способами не установлена, подлежат краниологическому учету в органах внутренних дел, где по черепу проводится реконструкция прижизненного облика погибшего, а также проверка по данному учету без вести пропавших граждан и иных разыскиваемых лиц (по их фотографиям). Снятие объектов с учета осуществляется в связи с установлением личности неопознанного трупа или по истечении 15 лет с момента постановки на учет.
При полном или значительном разрушении мягких тканей лица трупа для восстановления его внешнего строения может использоваться пластическая (скульптурная) или графическая реконструкция, являющаяся основным криминалистическим методом восстановления лица по черепу. Основоположником этого направления является известный ученый-антрополог М. М. Герасимов. Возможность реконструкции лица по черепу обусловлена существованием закономерностей между строением черепа и мягких тканей лица: зависимость толщины мягких тканей от строения находящихся под ними костей, соотношения между строением отдельных частей лица (рот, нос, глаза) и соответствующих отделов черепа. Так, известно, что контур спинки носа зависит от контура и выступания носовых костей. Учитывая подобные закономерности, с большей или меньшей точностью можно восстановить прижизненный облик человека путем создания объемного изображения или рисунка. Изображения фотографируют и используют фотоснимки в розыскных целях для поиска и оперативного узнавания человека в случаях, когда личность погибшего неизвестна. После решения поисковой задачи — выявления предполагаемого погибшего (умершего) и получения образцов для сравнительного исследования (фотоснимков пропавшего без вести лица) проводят экспертную идентификацию личности по черепу (краниофациальную идентификацию).