
- •Глава I
- •§ 1. Общая характеристика изнасилований
- •§ 2. Потерпевшие от изнасилования
- •§ 3. Причины изнасилований
- •Глава II
- •§ 1. Психологическая характеристика
- •§ 2. Методы изучения
- •2.1. Психологическая беседа
- •2.2. Методика многостороннего исследования личности (ммил)|
- •2.3. Методика незаконченных предложений
- •2.4. Ассоциативный рисуночный тест (арт)
- •2.5. Тест к. Маховер «Рисунок человека»
- •2.6. Тематический апперцептивный тест (тат)
- •§ 3 Типология
- •Глава III
- •§ 1. «Охотящийся» тип
- •§ 2. «Регрессивный» тип
- •§ 3. «Тотально-самоутверждающийся» тип
- •§ 4. «Конформный» и «импульсивный» типы
- •§ 5. «Аффективный» тип
- •§ 6. «Отвергаемый» тип
- •§ 7. «Пассивно-игровой» тип
- •§ 8. «Сценарийный» тип
- •Глава IV предупреждение изнасилований
- •§ 1. Профилактика
- •§ 2. Индивидуальное воспитательное воздействие на осужденных
- •2.1. Индивидуальная работа с осужденными, имеющими нарушения психосексуального развития
- •2.2. Индивидуальная работа с осужденными, имеющими выраженные характерологические или патопсихологические особенности
- •2.3. Индивидуальная работа с осужденными, имеющими нарушение межличностного восприятия
§ 2. Методы изучения
Для изучения личности осужденных за изнасилования нами применяется ряд психологических методик: беседы, различные тесты.
Мы приводим описание методик, чтобы раскрыть огромные возможности психологии в познании криминологических явлений, призывая тем самым юристов обогащать арсенал средств научного познания.
2.1. Психологическая беседа
Целью беседы с осужденными является установление характерологических особенностей и типа личности, мотивов преступного поведения. Она всегда должна предшествовать применению тестов, а в последующем в процессе беседы необходимо проверить результаты, полученные с помощью тестов, уточнить их, выявить новые детали.
До беседы нужно детально проанализировать весь имеющийся на осужденного материал, обязательно изучить личное дело. В первую очередь внимание необходимо обратить на особенности совершения преступления, конкретные действия насильника и его соучастников, если они имеются, а также на мотивы, выявляемые при анализе приговора. Желательно поговорить о нем с начальником отряда, другими представителями администрации, которые его хорошо знают. Только после этого можно приступать к беседе и изучению самого осужденного.
Материалы личного дела необходимо хорошо знать в связи с тем, что у многих осужденных в процессе отбывания наказания часто формируется искаженное представление о действительных обстоятельствах и особенно причинах совершенного изнасилования. Здесь мы сталкиваемся с феноменом психологической защиты, которая достаточно хорошо изучена современной юридической психологией на контингенте преступников48. Психологическая защита — это нормальный психологический механизм, с помощью которого человек пытается, не всегда осознанно, смягчить психическую травму и тем самым сохранить приемлемое представление о самом себе, самооценку49.
Например, у осужденных за изнасилования в описаниях совершенного преступления главная побуждающая роль часто отводится жертве. Иначе говоря, по словам осужденных, инициатором вступления в половую связь является потерпевшая, которая (стр. 53) якобы была далека от сопротивления. Конечно, такие случаи могут встречаться на практике, но чаще всего это не соответствует действительности и является следствием действия механизма психологической защиты, в результате чего происходит преображение картины совершенного преступления, и преступник становится чуть ли не жертвой сложившихся обстоятельств.
Потерпевшей приписываются те черты и мотивы поведение которые на самом деле у нее отсутствовали. Более того, в самом описании фабулы преступления осужденный преувеличивает значение одних деталей и преуменьшает значение других, поэтому события искажаются, приобретают иной смысл. Подчеркнем, это не является ложью в традиционном понимании, преступник сам начинает верить в то, что все происходило именно так, как он описывает, а не иначе. Поэтому попытки «уличения во лжи» в таких случаях нецелесообразны.
Важной задачей в беседе, особенно если она первая, является установление контакта. Все зависит от ситуации проведения самой беседы, конкретных жизненных обстоятельств, в которых находится данное лицо, от отношений к нему администрации и других осужденных, его настроения и, разумеется, от особенностей личности и характера совершенного преступления.
Значительно труднее установить психологический контакт с человеком замкнутым, озлобленным, постоянно проявляющим тревожность и опасения по поводу своей жизни или сегодняшнего положения, либо с тем, кто совершил такое сексуальное посягательство, которое вызывает всеобщее моральное осуждение (например, изнасилование дочери).
Успех беседы обусловлен и профессиональным мастерством того, кто ее проводит, его умением, устанавливать доверительные отношения, мысленно ставить себя на место преступника, чтобы понять его побуждения и переживания. Поскольку речь идет о лицах, совершивших сексуальные посягательства, в беседах очень важны, тактичность, осторожность, внимательность, даже мягкость, поскольку беседующий стремится проникнуть в мир очень тонких, хрупких, как правило, глубоко спрятанных даже от самого себя, психотравмирующих переживаний и отношений. Поэтому грубое слово, бесцеремонность, бестактность, резкие нравственные оценки могут сразу же и навсегда лишить возможности выяснить все то, ради чего проводится беседа. Так как в ней неизбежно будут затронуты подробности именно полового преступления, беседующему со своей стороны нужно полностью исключить циничные высказывания и суждения, смакование «пикантных» деталей, двусмысленные шутки. В то же время следует сохранять непринужденность в разговоре, показать собеседнику понимание его трудностей, желание вместе с ним разобраться в происшедшем. Нельзя в какой-либо форме принуждать осужденного говорить не «на своем языке», поскольку это может привести к искаженному (стр. 54) пониманию его личности, мотивов насильственных действий, самооценки, уровня культуры и интеллектуального развития.
Начинать беседу рекомендуется с выяснения отношения осужденного к своей жизни, ее основным событиям, своему характеру, поступкам. Задавая вопросы, необходимо фиксировать возникающие реакции: следить за выражением лица, интонацией голоса, жестикуляцией и мимикой. «Любое «да», любое «нет» в плане чисто словесного материала как будто однозначно, но тон и мимика позволяют предполагать и другое значение, даже противоположное. Если человек говорит чуть-чуть нерешительно, если он почти незаметно растягивает слова, то это может служить знаком, что глубоко в его сознании живет сомнение в сказанном»50. Иными словами, о чем бы ни шла речь, мимика, жестикуляция, интонация могут усилить или ослабить сказанное или вообще свести на нет.
В беседе нельзя удовлетворяться общими ответами типа «да» или «нет». Желательно, чтобы осужденный откровенно и обстоятельно рассказывал о проблемах, которые стоят перед ним, отвечал на вопросы с примерами из своей жизни, прежде всего в той ее части, которая связана с отношениями с женщинами. Если ему трудно касаться каких-то событий в своей сексуальной жизни и дать им оценку, следует перевести разговор на другую тему. Если же эти факты важны, к ним можно еще раз вернуться, но в осторожной, тактичной форме. Не исключается необходимость пояснить опрашиваемому, для чего это нужно.
При беседе с осужденными за изнасилования необходимо иметь в виду, что по сравнению с другими категориями осужденных они, как уже отмечалось, наиболее склонны к субъективному искажению обстоятельств совершенного преступления. Поэтому очень тщательно должны быть изучены и взвешены показания свидетелей, характеристика потерпевшей, предшествующие взаимоотношения с ней, если они были. При обсуждении обстоятельств изнасилования необходимо обратить внимание на степень рассогласования его рассказа с установленными судом фактами. При этом следует учитывать, что рассогласование может быть следствием психологической защиты, поэтому бессмысленно убеждать осужденного в том, что все произошло не так, как он рассказывает.
Однако его пояснения по поводу названных рассогласований могут быть весьма информативны в плане понимания личности и субъективных причин изнасилования.
В процессе беседы целесообразно обсудить следующие темы, перечень которых, конечно, не является исчерпывающим, но все они в той или иной степени связаны с личностью именно насильника и совершенного преступления.
Отношения с родителями и отношения в своей семье. Состав родительской семьи, характер отца и матери, и их взаимоотношений, его отношения к отцу и матери, сестрам и братьям. (стр. 55) Необходимо акцентировать внимание на отношениях с матерью выяснить, не было ли эмоционального отвергания с ее стороны, степень их близости. Каков состав собственной семьи, отношения с женой, особенно сексуальные, с детьми, степень близости с ними, его неформальное (действительное) положение в ней, т. е. кто является лидером в семье. Каковы его жизненные планы, связанные с семьей, насколько они регулировали поведение, конфликты в семье и т. д.
Жизненные цели и ценности. В чем они состоят, чему он отдает предпочтение, какими путями может достичь успеха, есть ли запретные пути, жизненные ориентиры и т. д. Каково субъективное значение для него сексуальной жизни, отношений с женщинами. Связывает ли он свои жизненные планы и ценности именно с ними, какую роль и в чем отводит он женщинам в своей прошлой жизни и судьбе.
Отношения с женщинами. Насколько часто и успешно он общался с девушками и женщинами, были ли у него любовные увлечения, в том числе первая влюбленность, чем они заканчивались, если травматично для него, то почему. С кем он предпочитал проводить свободное время, с мужчинами или женщинами, чем объясняются его предпочтения. Как вообще складывались отношения с женщинами в его индивидуальной истории: с сестрами и другими родственницами, школьными подругами, знакомыми по учебе, работе и в быту, есть и были ли трудности в установлении контактов. Если были конфликты, то в чем они выражались. Испытывал ли чувства ревности, разочарования, соперничества, неудачи. Удовлетворяли ли его отношения с женщинами, с женой.
Отношения с друзьями. Были ли они у него, отдавал ли предпочтение одному близкому другу или компании, причины выбора приятеля — по определенным личностным качествам, по общности увлечений, для увеселения и т.д.; есть ли идеал настоящего друга и в чем он состоит, насколько влияние друзей значимо в его жизни и какую роль оно сыграло в совершенном преступлении, особенно если это было групповое изнасилование. Не чувствовал ли себя в обществе друзей обойденным женским вниманием, завидовал ли тем своим товарищам, которые держались с женщинами легко и уверенно, пользовались у них успехом.
Наиболее тяжелые события в прошлом и настоящем. В чем они заключались и реакция на них, кто и чем помогал преодолеть их последствия, как они повлияли на дальнейшее поведение, как часто о них вспоминает, какие чувства в связи с этим испытывает. Были ли связаны и как эти события с совершенным изнасилованием, повлияли ли они на отношения с женщинами и т. д.
Отношение к совершенному преступлению и факту осуждения. Оценка преступления, может ли сформулировать его мотивы; считает ли наказание справедливым, если нет, то почему; испытывает ли чувство вины о содеянном, в чем конкретно видит свою (стр. 56) вину, считает ли кого-нибудь еще «виноватым» в совершенном преступлении и т. д.
Отношение к потерпевшей. Был ли знаком с ней, характер взаимоотношений; характеристика, возраст, внешность; события, предшествующие преступлению.
Нарушения поведения в прошлом и настоящем. Прогулы, злоупотребления алкоголем и наркотиками, другие нарушения административных и дисциплинарных норм, совершение аморальных поступков и т. д. Как они были связаны с совершенным преступлением, нарушения режима в колонии, их причины.
Работа и учеба до осуждения. Где, сколько времени, кем работал или учился, нравилась ли работа или учеба; взаимоотношения с сослуживцами, соучениками и т. д.
Планы на будущее. В отношении своей семьи, настоящей или будущей, трудовой деятельности или учебы. Способен ли учитывать уроки прошлого, чтобы правильно строить свое поведение и отношения с женщинами.
В результате беседы и изучения материалов личного дела можно построить гипотезу о мотивах совершенного преступления (в этом может помочь предлагаемая ниже типология осужденных за изнасилования) и тем самым отнести осужденного к тому или иному психологическому типу. Это послужит основой для подбора эффективных методик исправления и перевоспитания.
В целом же в результате беседы и изучения материалов личного дела у воспитателя должна сформироваться характеристика личности осужденного и картина совершенного им преступления. Необходимо свести в единое целое данные, полученные из различных источников, и тем самым их как бы перепроверить.
В том случае, если возникают трудности в выявлении мотивации преступного поведения, желательно использовать специальные психологические методики (о некоторых из них мы расскажем ниже), а также проконсультироваться у врача-психиатра, сексопатолога или психолога.
У практических работников часто возникает вопрос о целесообразности подробного выяснения у осужденного обстоятельств и условий его детства и подросткового периода. Необходимость изучения этих этапов жизни преступника связана с тем, что мотивы совершения конкретного преступления, особенно это касается тяжких насильственных преступлений и, в частности, изнасилований, начинают формироваться уже в этих возрастных периодах51. Чтобы понять мотивы поведения человека, нужно знать, какую жизнь он прожил, начиная с детства, когда все внешние воздействия усваиваются наиболее активно. Подробнее аспект генезиса преступного поведения рассматривается нами при анализе преступного поведения конкретных лиц в рамках предлагаемой ниже типологии осужденных за изнасилования.
Приведенная схема психологической беседы, основные условия ее проведения и построения, наиболее важные вопросы, подлежащие выяснению, могут быть использованы в индивидуальной работе не только с осужденными в местах лишения свободы. Приведенные соображения, в принципе, пригодны и для бесед в условиях свободы, например, работниками милиции с теми, кто может совершить изнасилования, ранее отбывал за них наказание. Разумеется, источники информации об их личности и поведении, условия проведения беседы будут несколько иными. Иным, возможно более раскованным, будет поведение опрашиваемого. Он может чувствовать себя менее обязанным отвечать на вопросы, может вообще уклониться от беседы. И здесь будет значимо умение устанавливать доверительный психологический контакт, расположить к себе собеседника, вызвать его на откровенность, проявить тактичность, касаясь столь интимных вопросов, как сексуальная жизнь и отношения с женщинами.