Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Криминалистика / Методика / Антонян и др Изнасилование- причины и предупреждение.doc
Скачиваний:
45
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
1.27 Mб
Скачать

§ 6. «Отвергаемый» тип

К числу насильников «отвергаемого» типа мы относим тех лиц, которые не могут по объективным причинам удовлетворить свою половую потребность социально приемлемым путем. Основную массу этой категории преступников составляют олигофрены (только в степени дебильности), а также лица, имеющие физические недостатки. Психические дефекты, интеллектуальная недостаточность, мешающие усвоить социальные нормы, часто сопровождающиеся уродливым, неряшливым внешним видом таких лиц, естественно, препятствуют установлению контактов с женщинами, а тем более вступлению с ними в половую близость. Все это порождает фрустрацию половой потребности, стремление (стр. 143) удовлетворить ее любым путем, а в сочетании с иными психологическими качествами олигофренов, о которых подробнее мы скажем ниже, может привести к изнасилованию.

Отличительной особенностью преступного поведения этой категории насильников является то, что преступления совершаются ими внезапно, как правило, без предварительной подготовки и продумывания, иногда в таких ситуациях, которые заведомо обречены на быстрое установление и задержание виновного. Следы преступления олигофрены чаще всего не пытаются скрыть, но иногда после изнасилования совершается убийство потерпевшей особенно, если та была малолетней. Встречаются случаи, когда изнасилование сопровождается жестоким избиением жертвы, акта ми садизма, глумлением над трупом. В качестве потерпевшей здесь может оказаться практически любая женщина независимо от возраста, даже престарелая или девочка.

Объяснение причин совершенного преступления олигофрены обычно не приводят или же продолжают утверждать, что потерпевшая сама добровольно вступила с ними в половую связь. Но это, как правило, противоречит объективным данным, установленным в ходе предварительного расследования и судебного разбирательства. Почти всегда подтверждается предположение, что нормальная женщина не может добровольно вступить в половую связь с олигофреном, который обладает малым словарным запасом, низким интеллектуальным уровнем и, как правило, отталкивающей внешностью. Тем более это невероятно, если половой акт происходит в неподходящих условиях, например, на улице или в подъезде.

Пожалуй, насильники «отвергаемого» типа составляют именно ту категорию преступников, которая вообще не задумывается о последствиях для себя совершаемых преступлений. Подчеркнем, что умысел на изнасилование у них возникает внезапно в связи с обстоятельствами, которые они субъективно оценивают как благоприятные.

Для понимания мотивации изнасилований этой категории преступников, в первую очередь олигофренов, необходимо проанализировать их психологические качества, имеющиеся психические дефекты и нарушения социализации.

Олигофрении являются достаточно распространенным заболеванием. Около 5% населения обнаруживает умственную отсталость (она, как правило, фиксируется в экономически развитых странах), которую можно квалифицировать как олигофрению. Если же принимать во внимание и пограничные формы, то около 15% населения следует расценивать как лиц с интеллектуальной недостаточностью 124. Олигофрении в настоящее время рассматривают как аномалии, характеризующиеся недоразвитием психики (стр. 144) больного и всего организма. Олигофрении - это группа врожденных или "рано приобретенных болезненных состояний психики, которые характеризуются рядом общих психических признаков, Ведущим признаком олигофрений является общая психическая неполноценность, проявляющаяся не только недоразвитием интеллекта и мышления, но и всех других психических функций — памяти, речи, восприятия, внимания, моторики, эмоционально-волевой сферы 125.

Для диагностики олигофренических заболеваний используется ряд критериев: своеобразие психического дефекта, характеризующееся преобладанием интеллектуальной недостаточности; отсутствие прогредиентности (существенного изменения процесса заболевания) и трудности в приспособлении к жизни 126. Очень важно отметить, что общим для всех олигофрений является нарушение развития мышления и речи при относительной сохранности эволюционно более древних инстинктов, функций и потребностей. Поэтому при олигофрении всегда имеется нарушение высших психических функций при сохранности базовых потребностей (пище вой, сексуальной и т. д.).

Высшие формы абстрактного мышления олигофренам недоступны. Различия между предметами и явлениями олигофрены устанавливают только по внешним признакам и поэтому часто не могут определить сходство. Они не способны передать переносный смысл пословиц и метафор, а осмысливание и логическое запоминание подменяют механическим заучиванием, использованием штампов, слепым подражанием. Внимание является слабым, плохо фиксируется, легко рассеивается. Память недостаточна как в отношении запоминания, так и воспроизведения. Любое новое усваивается с большим трудом и требует многократного повторения. У олигофренов особенно страдает логическое запоминание, поскольку они не способны выделить в запоминаемом существенное и установить внутреннюю связь между отдельными элементами. Восприятие их является относительно бедным и недостаточно полно отражает окружающую действительность.

Для олигофренов также типично недоразвитие высших эмоций, однообразие и отсутствие тонких оттенков переживаний. Нарушена целенаправленность и последовательность поведения, а слабость мотиваций и побуждений сочетается с импульсивностью.

Олигофренам в силу имеющихся у них психических дефектов недоступен содержательный анализ конкретных жизненных ситуаций, они с трудом устанавливают причинно-следственные связи, слабо опираются на прошлый опыт, плохо прогнозируют последствия своих действий. В основе нарушений прогнозирования у них можно предположить наличие интеллектуального дефекта, выражающегося в неспособности к формированию адекватной (стр. 145) вероятностной модели происходящих событий. Поэтому олигофрены достаточно и односторонне усваивают содержание социальных норм, регулирующих отношения между людьми. Все это приводит к нарушению адаптации олигофренов и к конфликтам со средой.

У таких аномальных лиц можно отметить и такую черту, как повышенная внушаемость, которая иногда сочетается со своеобразным негативизмом. В силу внушаемости они легко подпадают под влияние других, поэтому могут быть вовлечены в совершение преступления. К тому же интеллектуальные дефекты олигофренов не позволяют им проанализировать складывающиеся обстоятельства и избежать их неблагоприятного развития.

Олигофрены располагают достаточным запасом слов, но плохо владеют фразовой речью. Словесные определения, не связанные с конкретной и привычной ситуацией, усваиваются с трудом и очень медленно. Речь маловыразительна, косноязычна, не всегда понятна, односложна, в ней преобладают речевые стереотипы. Дефекты развития речи практически всегда сочетаются с недостаточностью усвоения навыков чтения и письма. Обследование олигофренов, совершивших преступления, показало, что уровень школьных знаний у них не соответствует числу законченных классов. На протяжении всех лет обучения они обычно сильно отстают от своих сверстников, школьную программу усваивают с большим трудом, а старшие классы обычно не одолевают вообще 127.

Одним из следствий общего психического недоразвития олигофренов является недостаточность психомоторики, что обнаруживается при выполнении ими дифференцированных и точных движений. Движения замедленны, однотипны, неловки и угловаты. Мимика и пантомимика отличаются однообразием, бедностью, не выразительностью. Характерны «тупое» выражение лица и глаз, иногда нарушение строения черепа и другие дефекты внешности, что часто сочетается с внешней неопрятностью и неряшливостью.

Естественно, что такого рода дефекты олигофренов способствуют нарушению их социализации, затрудняют общение и препятствуют приобретению опыта. Все это формирует у них озлобленность и замкнутость, а среда воспринимается как потенциально враждебная. Тем не менее, среда для олигофренов обладает большой мотивирующей силой, т. е. их поведение во многом управляется внешним воздействием.

Ведущими чертами личности олигофренов выступают такие свойства, как отгороженность и аффективная напряженность вследствие нарушения межличностных связей. Однако, несмотря на наличие такого ведущего признака олигофренов, как недоразвитие психики в целом, они имеют свою индивидуальность, как по характерологическим особенностям, так и по социальным (стр. 146).

Характерологические особенности олигофренов обычно наблюдаются в различной степени выраженности между двумя основными вариантами: с одной стороны, крайняя возбудимость, подвижность, расторможенность и гиперсексуальность, а с другой — заторможенность, вялость, безразличие, апатия 128. В некоторых случаях эти свойства выражены умеренно и могут напоминать отдельные типы патологии характера при психопатиях. Но основной отличительной чертой эмоциональной сферы олигофренов, независимо от типа их характера и темперамента, является, повторяем, не достаточность высших эмоций, проявляющаяся в том, что у них есть любопытство, но нет любознательности 129. Тем не менее, олигофрены в степени дебильности при всей слабости самоконтроля и способности подавлять влечение, все же могут коррелировать свое поведение в зависимости от ситуаций и предвидеть, хотя во многих случаях и неадекватно, последствия своих поступков.

В зависимости от типа темперамента среди олигофренов выделяют три группы: более или менее уравновешенных, торпидных (заторможенных) и эретичных 130.

Торпидные олигофрены характеризуются неустойчивым, легко истощаемым вниманием, эмоциональной неустойчивостью, неспособностью к длительному усилию, плаксивостью, легкой сменой настроения. У них на фоне интеллектуального недоразвития вы ступают выраженные эмоционально-волевые нарушения. Преступления они обычно совершают в состоянии сильного алкогольного опьянения. Чаще всего это кражи или развратные действия с малолетними.

Эретичные олигофрены характеризуются повышенной энергией, относительно высоким жизненным тонусом. Эмоциональные проявления у них сильные, но недифференцированные и незрелые, плохо сбалансированные, т. е. они неспособны регулировать свои эмоции. Преобладающий фон настроения — добродушие и беспечность. От других типов олигофренов эретичные отличаются упорством в преодолении препятствия, но в их поведении часто отсутствует целесообразность, оно лишено планового характера. Ситуацию они, как впрочем, и олигофрены других типов, учитывают плохо, прогноз последствий своих поступков недостаточен.

Эретичные олигофрены уже с детства отличаются грубыми асоциальными нарушениями поведения наряду с плохой успеваемостью и постоянными конфликтами. Они часто убегают из дома, рано начинают употреблять алкоголь и курить, половые влечения не социализированы. При совершении ими изнасилований, половой акт, как правило, осуществляется в крайне грубой, жестокой форме, с мощным физическим подавлением потерпевшей. После этого эретичные олигофрены нередко глумятся над потерпевшей, унижают ее, избивают, издевательства носят вычурно-садистский (стр. 147) характер. Нужно отметить, что эретичные олигофрены, в отличие от торпидных и уравновешенных, обладают достаточной физической силой и крепким телосложением.

Уравновешенные олигофрены по своим психологическим характеристикам представляют нечто среднее между эретичными и торпидными. Преступления обычно совершают без заранее обдуманных намерений в условиях конфликтной ситуации. Изнасилования у них встречаются сравнительно редко, чаще — попытки это сделать.

Для правильной криминологической оценки преступлений, особенно изнасилований, совершаемых олигофренами, необходимо учесть, что в основе этого заболевания лежит неполноценность головного мозга, и поэтому у больных могут наступать периодические ухудшения психического состояния, что выражается в головных болях, расстройствах настроения, часто с тоскливо-злобной окраской (дисфории). Именно в таком психическом состоянии олигофрены нередко совершают преступления, попадая, в силу своих особенностей, в психологическую зависимость от складывающейся ситуации. Поэтому действие алкоголя или наркотиков у них может проявляться в виде кратковременных болезненных со стояний. Неблагоприятные факторы личного или социального характера также способны вызывать резкую декомпенсацию и стойкое ухудшение психического состояния. Это может проявляться как в виде реакции заторможенности и скованности мышления и моторики, так и в виде агрессивных брутальных действий, которые для окружающих окажутся внезапными.

Названные особенности психики олигофренов при определенных условиях бесспорно могут приобретать значения способствующих преступлению факторов.

В качестве мотивов изнасилований, совершаемых олигофренами, на первом месте стоит невозможность удовлетворения сексуальной потребности в связи с имеющимися физическими и психическими дефектами, которые предопределяют их неуспех в контактах с женщинами. Более того, олигофрены обычно вызывают отрицательные реакции со стороны женщин при попытках познакомиться или сблизиться с ними в виде насмешливого, пренебрежительного отношения, отвращения или жалости. К тому же они стремятся добиваться желаемого сразу же наиболее примитивным и доступным им способом, что также снижает возможность их сексуальной адаптации.

Другим криминогенным фактором является плохой самоконтроль олигофренов и неумение подавлять свое влечение. Вместе с тем при отсутствии или нарушении высших психических чувств, такие их базовые потребности, как пищевая и сексуальная, выражены сильнее, чем у психически здоровых людей. В случае же фрустрации этих потребностей они могут полностью определять поведение. Поэтому в качестве основного мотива совершения изнасилований у олигофренов выступает стремление к (стр. 148) удовлетворению сексуальной потребности, которая, в силу указанных выше причин субъективного и объективного порядка, является блокированной в отношении женщин 131. Постоянная их недоступность и отрицательное отношение приводит к накоплению аффективно-агрессивных переживаний у этой категории преступников, что и выливается в акте изнасилования. Причем важно отметить, что эретичные олигофрены совершают изнасилования преимущественно взрослых женщин, а торпидные и уравновешенные — несовершеннолетних и малолетних.

Примером, иллюстрирующим преступное поведение и психологические особенности насильников-олигофренов, может служить Г., который осужден за изнасилование и убийство шестилетней девочки, своей соседки. Потерпевшей было нанесено множество телесных повреждений, что вызвало ее смерть. Он встретил ее зимой одну на окраине деревни и, воспользовавшись тем, что вокруг никого не было, изнасиловал.

По данным судебно-психиатрической экспертизы наследственность Г. психическими заболеваниями не отягощена и до двух летнего возраста он рос и развивался нормально. В возрасте двух лет стал беспокойным, часто кричал, с трудом успокаивался. До десяти лет страдал недержанием мочи. В школу пошел с восьми лет. На протяжении всех лет обучения знания были слабыми, с трудом усваивал материал, не мог самостоятельно сформулировать свои мысли. Оставался на второй год в пятом и шестом классах. После окончания восьмого класса работал учеником электромонтера, затем электромонтером. Был малоинициативным, но к работе относился добросовестно.

Во время обследования на призывной комиссии военкомата у него было выявлено несоответствие запаса знаний полученному образованию: с трудом выполнял арифметические действия, не мог объяснить смысла пословиц и поговорок и т. д. По заключению комиссии была признана дебильность средней степени, от службы в армии освобожден.

Психическое состояние Г. характеризуется тем, что он правильно ориентирован в пространстве и времени, относительно собственной личности. В социально-бытовых вопросах также ориентирован. Крайне неохотно говорит о преступлении, становится напряженным, волнуется. Согласно заключению судебно-психиатрической экспертизы у Г. обнаружены последствия органического поражения головного мозга, легкая степень дебильности с психопатизацией (стр. 149).

Психологическое изучение обнаружило у Г. ограниченный запас знаний, интеллектуальную недостаточность. Он эмоционально неустойчив, отсутствует четкое представление о том, как вести себя в той или иной ситуации, плохо прогнозирует последствия своих поступков. Г. дезадаптирован в социально-психологическом плане, обнаруживается слабая включенность в среду. В то же время у него выявлены неустойчивость в достижении цели, поверхностность, замкнутость, угрюмость. Изучение жизненного пути Г. показывает, что контакты с женщинами для него всегда были затруднительны, практически половая потребность была постоянно фрустированной. Со стороны женщин по отношению к себе он встречал обычно либо жалость, либо брезгливость. Имеет выраженные дефекты внешности: косоглазие, нарушенную координацию движений, мимические реакции лица практически отсутствуют. Все эти неудачи в контактах с женщинами привели к формированию у него негативно заряженных аффективных установок по отношению к ним.

Совершение им преступления, таким образом, может быть объяснено тем, что потерпевшая была легкодоступна, не оказывала сопротивления. Изнасилование же преследовало цель удовлетворения сексуальной потребности, блокированной в отношении взрослой женщины. Два психологических фактора имели, на наш взгляд, значение для совершения им преступления: с одной стороны, как уже отмечено, фрустрация сексуальной потребности, накопление соответствующих аффективных переживаний, ощущение собственной неполноценности, а с другой — невозможность удовлетворения полового влечения обычным путем. Убийство потерпевшей им совершено, очевидно, не только с целью сокрытия преступления (девочка жила в соседнем доме и хорошо его знала), но и для разрядки аффективного напряжения.