
Экзамен зачет учебный год 2023 / Криминал / Крим альбом / Передача договора
.docxПередача договора. Мамагеишвили Валериан. МГУ 3 курс
Сделки, направленные на передачу всего объема прав и обязанностей лица по обязательству, имеют важное практическое значение. В основном они направлены на замену лица в долгосрочных обязательствах. Данный институт не стоит путать с новацией, ведь лицо вступает в уже существующее обязательства, новое обязательство не порождается. По своей природе, передача договора является отличным от простой совокупности уступки прав требований и перевода долгов.
Для начала, представляется необходимым рассмотреть данный институт в западных правопорядках, и международных актах частного права. Так, в Principles, Definitions and Model Rules of European Private Law, Draft Common Frame of Reference (DCFR) в ст. III.–5:302: Передача контрактной позиции, устанавливается, что сторона договорного обязательства может договориться с третьим лицом о замещении договорной позиции первоначального лица только с согласия контрагента. При этом согласие может быть дано и заблаговременно до вступления в отношения третьего лица. К уступке права требования и переводе долга применяются соответствующие положения акта. В иллюстрациях говорится, что третье лицо может вставать на место лица в обязательстве, в частности, в случае банкротства последнего. Также этот институт можно найти в положениях IV.B.–7:101 DCFR, где идет речь о передаче договора аренды арендодателем-собственником имущества новому собственнику.
Principles of European Contract Law в ст. 12:201: Передача контракта устанавливает, что сторона может быть заменена в обязательстве из контракта третьим лицом с согласия контрагента. В этом случае первоначальная сторона обязательства освобождается от всяких обязательств. К передаче права требования и перевода долга применяются соответствующие положения данного акта.
Принципы международных коммерческих договоров (Принципы УНИДРУА) 1994 год передачу договора или замещение стороны в обязательстве не регулируют.
Важно обратиться к зарубежному опыту. Так, итальянский граждански кодекс в ст. 1406 рассматривает институт передачи договора как многостороннюю сделку, в которой участвует и другая сторона обязательства. Данный вопрос в Англии регулируется через новацию обязательства. Именно таким образом достигается эффект передачи договора в Англии. Португальский гражданский кодекс устанавливает, что передача договора не является аналогом совокупности цессии и перевода долга. Так, в силу ст. ст. 424-427 контрагенту предоставляется право предъявлять те же притязания к новому лицу, что и старому контрагенту. Однако, в отличие от положений о цессии, контрагенту не предоставляется право зачета встречных обязательств перед новым кредитором по обязательствам, которые имелись с предыдущим лицом. Эстонский Закон об обязательственных актах в § 179 устанавливает, что передача договора возможно при согласии контрагента. Закон запрещает передачу созревшей ответственности первоначального лица (для этого также используется конструкция новации). В Австрии и Германии прямого регулирования передачи договора нет, но она допускается в рамках судебной практики (см: OGH 17 January 1990, JBl 1990, 717). В бельгийском праве урегулированы специальные случаи замены стороны в договоре: в случае передачи права собственности арендодателя, а также в случае выплаты страховщиков страховых выплат выгодоприобретателю. Французская практика отождествляет передачу договора с цессией и переводом долга (Cass.civ. I, 12 December 1982, Bull. civ. I, no. 360).
Федеральным законом РФ от 21 декабря 2013 г. N 367-ФЗ добавляется новое положения в ГК РФ: ст. 392.3 Передача договора. Законодатель очень коротко описал регулирование, указав, что в случае одновременной передачи всех прав и обязанностей, применяются положения об уступке права требования и перевод долга соответственно.
Справедливости ради, стоит указать, что «передача договора» в разрозненном виде существовала и ранее по всему ГК РФ. Так ст. 615 устанавливает, что арендатор с согласия арендодателя вправе передавать свои права и обязанности по договору аренды другому лицу (перенаем). Ст. 968 устанавливает, что с переходом обязанностей по сделке к лицу, в интересах которого она была заключена, последнему должны быть переданы и права по этой сделке. Перевод прав и обязанностей – общее последствие нарушения преимущественного права (например, п. 3 ст. 250 ГК).
Что же касается рассмотрения вопроса в российской научно литературе, то Черепахин Б.Б. высказывался, что наряду с правопреемством в правах или обязанностях по отдельности, существует совокупная передача определенных прав и обязанностей. Примером приводится перенаем по ст. 168 ГК РСФСР. Статья устанавливает замену одного из субъектов двустороннего обязательства, что рассматривается автором как разновидность сингулярного правопреемства (Черепахин Б.Б. Труды по гражданскому праву. Статут. М. 2001. С. 322, 330). Агарков М.М. рассматривают передачу договора как совокупность уступки права и перевода долга, частное правопреемство. При этом перевод долга рассматривается автором как новое обязательство (Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву. Статут. М. 2012. Т.1 С. 238).