Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экзамен зачет учебный год 2023 / Реформа изьирательной системы в Венгрии

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
38.66 Кб
Скачать

Реформа избирательной системы Венгрии 2012 года - часть масштабной конституционной реформы, проведенной в этой стране. Она была воспринята многими конституционалистами и политологами как знак наступления популистских националистических сил в Восточной и Центральной Европе, ведущего к ослаблению демократических институтов и усилению авторитарных тенденций в осуществлении государственной власти.1

Прежний Закон о выборах депутатов Парламента Венгрии от 30 октября 1989 года, с изменениями от 16 июля 2005 года установил смешанную избирательную систему, которая была модифицирована после принятия новой Конституции Венгрии 18 апреля 2011 года (вступила в силу 1 января 2012 года). Тогда же вступил в силу и Новый Закон о выборах депутатов Парламента Венгрии от 23 декабря 2011 года. Наблюдатели отмечают, что это была первая значительная коррекция венгерской избирательной системы с 1990 года и значение ее может быть понято только с учетом всего комплекса реформ, которые проходили в этот период в Венгрии.2

Первым элементом обновления избирательной системы по выборам в Парламент Венгрии является резкое сокращение числа депутатских мандатов с 386 до 199. Однако сама модель смешанной системы, существовавшая прежде сохранилась в своей основе.

Второе изменение коснулось порядка избрания депутатов в одномандатных округах. Теперь 106 депутатов избираются в одномандатных избирательных округах по правилам мажоритарной избирательной системы относительного большинства (прежде применялась мажоритарная избирательная система абсолютного большинства в первом туре голосования и относительного большинства – во втором; теперь повторное голосование, то есть, второй тур – отменен), что упростило систему.

Третье изменение коснулось формулы, используемой в рамках пропорциональной системы. Прежде это была квота Хагенбаха-Бишоффа, в соответствии с которой распределялись мандаты между списками партий в 20-ти многомандатных территориальных избирательных округах, а теперь 93 депутата избираются в соответствии с формулой д'Ондта по спискам кандидатов в едином (национальном) избирательном округе. Распределение 93 мандатов между списками кандидатов партий и коалиций производится при следующих условиях: если партия преодолела 5-процентный заградительный барьер, политическая коалиция в составе двух партий – 10-процентный; политическая коалиция в составе трех и более партий – 15-процентный, то они допускаются к распределению голосов избирателей.

Четвертый аспект новой системы относится к определению обладателей мандатов на общенациональном уровне. Излишние голоса избирателей в одномандатных избирательных округах, которые складываются из голосов, отданных избирателями за кандидатов не избранных в парламент, а также за кандидатов, уже получивших мандаты, передаются для распределения компенсационных3 мандатов по правилам пропорциональной части избирательной системы (д'Ондта) между политическими партиями, преодолевшими 5-процентный барьер.

Пятое новшество избирательного закона состоит в том, что данный барьер не применяется в отношении политических партий национальных меньшинств. Такая партия получает один мандат, если список ее кандидатов получает не менее одной четвертой квоты Хэйра (чуть меньше, чем 0,27% всех голосов, поданных за общенациональный список). Если же и данной доли квоты партия не получает, то она вправе назначить своего представителя в состав Парламента с правом совещательного голоса.

Шестое изменение коснулось впервые венгерских граждан, которые не имеют постоянного места жительства в Венгрии. Многие из них проживают на тех территориях, которые входили в состав Венгрии до Первой мировой войны, а теперь принадлежат другим государствам.

Cедьмое изменение коснулось порядка выдвижения кандидатов по одномандатным округам и общенациональных списков партий. Ранее для выдвижения кандидатуры в одномандатном округе надо было получить в поддержку 750 избирателей, теперь количество подписей увеличилось до 1000. При старой системе для того, чтобы выдвинуть национальный список партии нужны были по меньшей мере 14 кандидатов-одномандатников (10500) подписей, разбросанных, как минимум, по семи регионам. Теперь партия может выдвинуть общенациональный список, если она имеет по меньшей мере 27 кандидатов в 9-ти регионах, чью поддержку должны обеспечить 27000 подписей. Безусловно это усиливает препятствия для выдвижения общенационального списка. С другой стороны, избиратели могут теперь поддержать партию и ее список даже если она не выдвинула кандидата-одномандатника внутри региона, тогда как ранее партия могла выдвинуть свой список только в тех регионах (территориальных округах) где было выдвинуто определенное количество ее кандидатов по одномандатным округам.

Эксперты конституционалисты и политологи, наблюдающие за процессом изменения избирательной системы Венгрии, задались вопросом: являются ли эти изменения частью процесса сосредоточения власти в руках правительства и насколько соответствуют интересам политической элиты? Или эти реформы отражают также и давление снизу, которое политики должны в большей или меньшей степени учитывать, чтобы обеспечить взаимодействие элиты и масс?

Отвечая на эти вопросы, имеет смысл учесть несколько обстоятельств.

В стане партий, представленных в парламенте, не было единодушия в отношении законопроекта, изменяющего избирательную систему. Оппозиционные партии выразили несогласие с ним: голосовали против (правая партия Йоббик) или бойкотировали заседание (коалиция «зеленых» и либеральной партии (LMP)). Хотя по отношению к ряду положений они выразили одобрение,4но в целом сочли новую систему более мажоритарной, обеспечивающей безраздельное доминирование Фидес5 (в то время как при старой системе 53% голосов, которые получила ФИДЕС в 2010 году, трансформировалось в 68% мест в Парламенте, новая система предоставила бы партии-победительнице уже 76% процентов депутатских мандатов)6

В Обзоре БДИПЧ ОБСЕ избирательного законодательства и практики государств –участников ОБСЕ (2013 год) было отмечено, что в Венгрии и в других государствах, в которых на парламентских выборах использовались смешанные избирательные системы, в основном число мандатов, замещаемых на основе пропорционального представительства, значительно отличалось от количества мандатов, замещаемых по мажоритарной системе; таким образом средняя численность населения на одного представителя различается между этими двумя категориями мандатов. Равенство «веса» голосов было обеспечено не в полной мере (а его БДИПЧ рекомендует соблюдать).7

Комментируя содержание реформы в Венгрии 2012 года, можно сделать выводы, по всем параметрам показывающие ее отличия от Британской.

  • Хотя в сравнении с масштабами намечавшихся в Великобритании преобразований в Венгрии были внесены, казалось бы, «гомеопатические» изменения в избирательное законодательство, но их долговременные политические последствия, как показали дальнейшие события, оказались достаточно серьезными.

  • Британские реформы сулили позитивные перемены менее влиятельным политическим силам, тогда как венгерская реформа преимущественно воплощала интересы наиболее сильной партии.

  • Абсолютного раскола внутри партий и между ними реформа не вызвала. Какая то часть преобразований была поддержана оппозицией.

  • Реформу нельзя назвать радикальным «шагом в сторону большей справедливости» избирательной системы. Старая основа сохранилась, но вектор традиции и вектор перемен как бы совпали.

Развитие событий в период после реформы показало, что ФИДЕС как ведущая политическая сила, стремясь к сохранению своего доминирования, не напрасно ее провела. Парламентские выборы, прошедшие в апреле 2014 года, продемонстрировали рекордно низкую явку избирателей, чуть больше 61%, а это около 5 млн, что на 4% меньше, чем в 2010 году. Вместе с тем, появившаяся за счет реформы впервые у зарубежных венгров возможность отдать свои голоса на выборах 2014 года была ими использована. Это помогло блоку "ФИДЕС-ХДНП"8 получить хоть и зыбкое, но конституционное большинство – 133 из 199 мест в парламенте Венгрии.9

С учетом данного опыта Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан в преддверии выборов в Государственное собрание в апреле 2018 года, обратился с письмом к венграм, имеющим двойное гражданство, большинство которых проживают в странах Европы, призвав их проголосовать на этих выборах (для чего надо зарегистрироваться на специальном сайте). В письме Орбан напомнил о том, что венгерский парламент в 2010 году принял закон об упрощенной процедуре получения гражданства Венгрии для иностранцев. По состоянию на 2017 год гражданство Венгрии по упрощенной процедуре получили более 950 тысяч человек.10

Таким образом, на первый взгляд, незначительные преобразования в избирательном праве придали дополнительные возможности для консервации лидерства ФИДЕС в политической системе Венгрии. Более того, исследователи отмечают, что страны «вышеградской четверки»11 демонстрируют общую «консервативно-националистическую» тенденцию как во внутренних, так и во внешне-политических вопросах, при этом идеологическое сближение польского и венгерского руководства обнаруживается и в недоверии к институтам Европейского Союза, которые воспринимаются ими как «слабые и декадентские». В этом плане близким к позициям лидеров партий ФИДЕС и «Право и справедливость» является подход главы чешской партии АНО12, победившей на выборах в Палату Депутатов парламента Чехии, которые состоялись 20-21 октября 2017 г. Примечательно, что в отличие от отношений польских и венгерских политических лидеров с ЕС, контакты АНО (партия имеет своих представителей в в правительстве Чешской Республики с 2013 года) с «Брюсселем» не привели противостоянию, за исключением спора о квотах беженцев, в которых АНО выбрал ту же позицию, что и его партнеры по «вышеградской четверке». 13

Отдав предпочтение перед традиционными партиями - АНО во главе с миллиардером Андреем Бабишем,14 чешские избиратели доверились представителю «антиистеблишмента», обещавшему бороться с политической коррупцией и управлять государством как бизнесом. Бабиш демонстрирует прагматичный и даже оппортунистический стиль в политике, который, по оценкам экспертов, диктуется в большей степени результатами опросов общественного мнения и политическим маркетингом, а не собственной идеологической позицией, чем он явно отличается от лидеров Польши и Венгрии и скорее напоминает своим политическим поведением Э. Макрона.15

Вместе с тем, как и Орбан, чешский премьер-министр намерен провести конституционную реформу: ликвидировать Сенат (верхнюю палату чешского парламента), реформировать местное самоуправление, сосредоточив полномочия по принятию решений в руках непосредственно избранного мэра и упразднить местные представительные органы.16

«Явление Бабиша» некоторые европейские эксперты считают «прекрасной иллюстрацией глубины кризиса в традиционной политике Европы» (особенно Центральной и Восточной), тревожными тенденциями которого называют: примат политического маркетинга, «олигархизацию» политики, воплощенную в сочетании популизма с реализацией собственных бизнес-интересов, попытки борьбы с системой ЕС, на основе примитивизации ее восприятия. 17

Все эти тенденции намечались уже в период венгерских реформ 2011-2012 гг., однако в то время они оценивались многими исследователями как «венгерский эксцесс» или «эксцесс Орбана». Тогда как теперь уже выстраивается целая цепь таких эксцессов, причем ассоциируются они, как правило, с феноменами конкретных политических деятелей (Берлускони, Макрона, Качиньского, Бабиша и даже Трампа). Комбинируя в своем политическом поведении различные «политические брэнды» (опытного топ-менеджера, борца за национальную идентичность, суверенитет, христианские ценности или борца с коррупцией, евроскептика или евро-оптимиста), они явно разрушают естественные связи с электоратом, манипулируя его доверием.

1 См. об этом, например: Уитц Р. Как обнаружить развитие
нелиберальной демократии? Новые вопросы, которые ставит перед сравнительным конституционным правом Венгрия // Сравнительное конституционное обозрение. 2015. № 5. С. 28-57; Мacek L.
 The Czech general elections:
and now three “illiberal” Eurosceptics in Central Europe? / FONDATION ROBERT SCHUMAN / EUROPEAN ISSUE N°448 / 25TH OCTOBER 2017 URL: / https://www.robert-schuman.eu/en/european-issues/0448-the-czech-general-elections-and-now-three-illiberal-eurosceptic-governments-in-central-europe (дата обращения: 10.11.2017)

2С момента прихода правительства В. Орбана в 2010 году к власти и до момента принятия нового избирательного закона общее число законов принятых парламентом достигло 359-ти и среди них немало таких (в первую очередь сама Конституция страны), которые заметно изменили баланс власти. См.: Избирательное законодательство и выборы в современном мире. Европейско-Азиатский регион/В.И. Лысенко; Под общей ред. В.Е. Чурова; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. – Вып.4 - М., 2015. C.249-259.

3 По оценкам некоторых экспертов компенсационный элемент этой новой системы слабее, чем в старых. Отчасти это объясняется тем, что одномандатные округа обеспечивают 53 % всех мест в парламенте, тогда как ранее было 46 %, кроме того это ослабление происходит и за счет «избыточных» голосов, отданных за победивших депутатов. См.: Renwick A. Hungary’s New Electoral Law, Part 1: The Basics/ URL: http://blogs.reading.ac.uk/readingpolitics/2011/12/25/hungary’s-new-electoral-law-part-1-the-basics/ (дата обращения: 10.11.2017)

4Так оппозиционные партии поддержали резкое сокращение числа депутатов, введение особого представительства меньшинств. Четыре из пяти парламентских партий (кроме LMP) – поддержали переход к мажоритарной системе относительного большинства в одномандатных округах и корректировку границ избирательных округов, необходимость которых следовала из решения Конституционного Суда Венгрии, принятого еще в декабре 2010 г. См.: Renwick A. Hungary’s New Electoral Law, Part 2: Analysis

December 26, 2011 in Uncategorized by readingpolitics. URL:https://blogs.reading.ac.uk/readingpolitics/2011/12/26/hungary’s-new-electoral-law-part-2-analysis/ (дата обращения: 10.11.2017)

5В политической жизни современной Европы крайне правые политические силы пока пребывают в полумаргинальном статусе или же выражают свои взгляды в интеллектуальных клубах по интересам. На этом фоне Венгрия представляет собой уникальное для Европы явление, так как на протяжении последних семи лет страной руководят представители правого политического спектра. Во-первых, это партия ФИДЕС — Венгерский гражданский союз. Во-вторых, это партия «За лучшую Венгрию» (сокращенно — Йоббик) — представители ультраправых политических сил. Их решительная победа на выборах 2010 года стала неожиданностью для демократической Европы. Партия ФИДЕС является одной из старейших политических организаций современной Венгрии. Основанная в 1988 году 37 студентами (название партии является сокращением от Fiatal Demokraták Szövetsége — альянс молодых демократов, FIDESZ), партия всегда играла важную роль в политической жизни страны. После победы на выборах 2010 года и по нынешний день ФИДЕС является партией власти с ярко выраженным правоцентристским нелиберальным уклоном, который сочетается со скептицизмом в отношении процессов европейской интеграции. Центральными темами политической платформы современной ФИДЕС являются христианские ценности, экономика труда, под которой партия понимает прежде всего поддержку традиционных индустриальных отраслей промышленности и приоритет венгерских интересов перед общеевропейскими (в том числе, жесткое регулирование деятельности международных банков и транснациональных корпораций на территории Венгрии, а также политику защиты венгерских меньшинств за пределами страны — прежде всего в Румынии). Партия Йоббик является второй значимой правой силой в Венгрии. Она была создана в 2003 право-радикально настроенными студентами Будапештского университета. Долгое время партия играла символическую роль в венгерской политике, Программа партии является национально-консервативной — основной упор делается на антииммигрантскую и на антицыганскую риторику. Выборы 2010 года стали прорывом для обеих партий. ФИДЕС удалось получить конституционное большинство — более 2/3 голосов в парламенте (ФИДЕС в коалиции с Христианско-демократической народной партией получила 262 места из 386). Партия Йоббик также достигла невероятного для себя успеха, получив 47 мест в парламенте. Cм.:URL: http://rusplt.ru/world/FIDES-Yobbik-8600.html (дата обращения: 10.11.2017)

6Там же.

7Избирательное законодательство и выборы в современном мире. Европейско-Азиатский регион/В.И. Лысенко; Под общей ред. В.Е. Чурова; Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. – Вып.4 - М., 2015. C.249-259.

8 ХДНП-Христианско-демократическая народная партия Венгрии.

9URL: https://www.eurointegration.com.ua/rus/articles/2017/08/28/7069912/view_print/ (дата обращения: 10.11.2017)

10 URL: http://www.eurointegration.com.ua/rus/news/2017/07/18/7068664/ (дата обращения: 10.11.2017)

11 Польша, Венгрия, Чехия и Словакия.

12 «АНО» означает «да» на чешском языке, но также является аббревиатурой первоначального названия движения «Действие несчастных граждан».

13 См.:Мacek L. Ibid.

14Андрей Бабиш — владелец агропромышленного концерна Agrofert. Forbes оценивает его состояние в $4,1 млрд. Бабиш обещал привнести свой бизнес-опыт в правительство, а также противостоять более глубокой интеграции страны в Европейский союз и любым попыткам Брюсселя заставить Чехию принять по квоте свыше 10 млн беженцев. (URL:https://www.rbc.ru/politics/22/10/2017/59ebbc1a9a7947cee101a4d0 (дата обращения: 10.11.2017)) Как и большинство граждан Чехии, он выступает против введения евро: « Я не хочу евро. Мы не хотим здесь евро. Все знают, что это банкротство. Речь идет о нашем суверенитете. Я хочу чешскую крону и независимый центральный банк, (...) в Чешской Республике мы полностью уважаем европейские институты, но мы не хотим, чтобы они вмешивались в наши внутренние дела». Андрей Бабиш вошел в политику и правительство и все же остался главой индустриальной империи, которая является крупным потребителем чешских и европейских государственных субсидий. Более того, он привел в политику серию людей из своего холдинга Агроферта И хотя позже Бабиш вынужден был, подчинившись требованиям закона, передать свой бизнес временному управлению целевого фонда, администраторами которого стали его жена и адвокат, но, учитывая этот конфликт интересов, эксперты в своих оценках Бабиша склонны проводить параллели со стилем Берлускони. См.: Мacek L. Ibid.

15 Примечательно, что хотя Сенат остается довольно непопулярным в глазах избирателей, однако он сыграл важную роль в системе сдержек и противовесов в период «оппозиционного соглашения», поскольку он блокировал некоторые рискованные конституционные реформы в Чехии. Наличие Сената оставляет А. Бабишу мало шансов для его реформ именно потому, что будет сложно получить 3/5 голосов в этой палате.

16 Мacek L. Ibid.

17 Ibid.