Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экзамен зачет учебный год 2023 / За пределами парадигмы конспект

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
16.42 Кб
Скачать

За пределами парадигмы конспект

В статье рассматривается концепция квазиконституционализма, предполагающая использование широко распространенных, но не имеющих юридически обязывающей силы ограничений власти политического большинства.

С одной стороны, Конституция Болгарии, принятая в 1991 году, предусматривала мажоритарную систему, в рамках которой воля политического большинства ограничивалась лишь в незначительной степени. С другой стороны, с 2001 года политический процесс в Болгарии стал в значительной мере основываться на консенсусе относительно наиболее значимых политических вопросов. Появилось понятие «либерального консенсуса», ценность которого признается ведущими политическими партиями.

Этот консенсус и его институционализация в рамках определенных процессов, структур и стратегий приобрел квазиконституционный статус.

Квазиконституционализм служит той же цели, что и конституционализм как таковой: он отграничивает определенные политические сферы от обычной мажоритарной политики, то есть от политических устремлений и требований большинства.

Квазиконституционализм (как более неформальный вид конституционализма, но необязательно менее ограничительный в том, что касается воли большинства) также находится в очень интересном и противоречивом взаимоотношении с представительной демократией.

Существуют интересные связи между ростом неформального квазиконституционализма и ростом популизма как реакции на расширяющееся влияние квазиконституционализма.

Пример Болгарии демонстрирует тенденции, которые являются общими для всей Центральной и Восточной Европы.

Двадцать лет назад процесс перехода начался в регионе под лозунгом «хватит экспериментов». Этот лозунг означал наличие определенной ясности относительно предстоящих целей, которые можно было бы кратко обозначить с помощью связующего понятия «либеральной демократии». Либеральная демократия – это определенная комбинация прав, принципа разделения властей и народного суверенитета. Все три ингредиента важны для получения стабильной и устраиваю- щей всех комбинации. Но в каких пропорциях необходимо смешивать эти ингредиенты? Какова степень допустимых ограничений для воли большинства? Насколько гибкой должна быть конституция? Двадцать лет назад казалось, что на эти вопросы существуют четкие ответы: страны Восточной Европы просто должны были следовать западным моделям зрелых демократий.

Эти вопросы снова стали актуальны для стран этого региона по двум причинам. 1) Во-первых, это так называемый рост нового популизма: образование сильных мажоритарных движений вокруг харизматических лидеров, в частности Орбана в Венгрии, братьев Качиньских в Польше и т. д., которые способны стать свое- образным тестом для существующих конституционных установок.

2) Во-вторых, это процесс интеграции в ЕС, который укрепляет не только формальные, но и неформальные конституционные правила, как я собираюсь продемонстрировать дальше.

Эти два процесса угрожают разрушить традиционный баланс между властью большинства и конституционными ограничениями власти в либеральной демократии. В связи с этим возможно появление дисбаланса, который может иметь две формы. С одной стороны, это опасность агрессивного мажоритаризма и националистического популизма. В подобных ситуациях большинство предпринимает попытку нарушить существующие конституционные правила и ограничить полномочия меньшинства и оппозиции. Может иметь место также обратный перевес, который я называю суперконституционализация. Такой перевес подразумевает переход власти от демократически избранных институтов к независимым, исполнительным или наднациональным органам. Такая передача власти может произойти как формальным, так и неформальным путем: неформальный путь я называю квазиконституционализмом.

Вступление в ЕС закрепило ряд неформальных, но весьма обширных ограничений политического процесса в Болгарии, которые получили название «квазиконституционализм».

(Коротко: Болгария хотела в ЕС и НАТО, для этого надо было вести себя определённым образом, и так как все политические силы хотели вступить в ЕС и НАТО, то кто бы ни был у власти, придерживался определенной политики).

Эти ограничения имеют основополагающие последствия для качества болгарской демократии. С одной стороны, они сделали демократический процесс необратимым и способствовали укреплению демократии. С другой стороны, как бы там ни было, они ограничили пространство политической конкуренции между ведущими политическими партиями.

Вхождение в ЕС имело по крайней мере одно непредвиденное последствие: усилив квазиконституционализм, оно способствовало дальнейшему снижению доверия к демократии. Многие граждане Болгарии убеждены в том, что демократия не имеет большого значения, поскольку значительная часть решений больше не зависит от воли политического большинства.