- •Глава I. Понятие субъективных прав советских граждан
- •Глава II. Правосубъектность, правовой статус и субъективные права советских граждан
- •Глава III. Система субъективных прав советских граждан
- •Глава IV. Развитие субъективных прав советских граждан в период строительства коммунистического общества
Глава II. Правосубъектность, правовой статус и субъективные права советских граждан
В этой главе проводится отграничение субъективных прав от других близких к ним правовых явлений и определяется их место в ряду последних. Здесь имеются в виду правосубъектность (праводееспособность) и правовой статус.
Чтобы отличить правосубъектность граждан от их субъективных прав, необходимо, по мнению автора, сначала исследовать стадии проявления и осуществления субъективных прав их носителями.
Субъективные права граждан СССР имеют три стадии проявления и осуществления: состояние субъективных прав, обладание ими и пользование ими (реализация их). Стадия состояния субъективного права свидетельствует о возможности при указанных в норме права условиях приобрести субъективное право на конкретный объект (благо). Стадия обладания характеризуется уже приобретением субъективного права на пользование определенным благом. Стадия пользования (реализации) — это уже само непосредственное пользование благом, удовлетворение личных потребностей, интересов в рамках предписания правовых норм. Для некоторых прав эти стадии совпадают: состояние с обладанием (право на труд и др.) или обладание с пользованием (право на имя и др. ). Для других прав указанные три стадии существуют как последовательно сменяющие друг друга этапы. Например, право избирать находится для всех советских граждан, обладающих качеством избирательной правосубъектности, в стадии общего состояния. С момента объявления выборов это право переходит в стадию обладания. Стадия же пользования (реализации) для граждан наступает с момента внесения их в списки для избирателей; в отношении пассивного избирательного права — с момента регистрации гражданина в качестве кандидата в депутаты. Право на жилую площадь находится для граждан в стадии общего состояния. В стадии обладания оно выступает с момента вынесения решения соответствующих органов о предоставлении лицу жилой площади. Стадия же пользования (реализации) наступает с момента выдачи ордера на занятие и пользование жилой площади, указанной в решении.
Многие авторы приходят к выводу о наличии указанных стадий проявления субъективных прав советских граждан, но первую стадию проявления субъективных прав, стадию состояния, отождествляют с правосубъектностью или правоспособностью. Но правосубъектность, или иначе праводееопособность — это не субъективные права и не совокупность прав советских граждан. Поэтому нельзя отождествлять эти понятия. Правосубъектность — это самостоятельное правовое явление, имеющее свое специфическое содержание и назначение в общественной жизни. Правосубъектность есть признанная действующим правом способность гражданина быть носителем провозглашенных в его нормах прав и обязанностей, а также способность самостоятельно либо через законных представителей осуществлять их и отвечать за их неправильную реализацию. Можно считать установившимся в нашей науке понятие правосубъектности как единство правоспособности и дееспособности,— как праводееспособности 7.
В основе правосубъектности (праводееспособности) находится определенная правом лишь способность к определенному виду деятельности. Признание со стороны государства за лицом качества правосубъектности (праводееспособности) есть признание за лицом его способности как разумного существа поступать свободно в рамках нормы, со знанием дела, т. е. отдавать отчет в своих действиях, осознавать их и руководить ими. Итак, правосубъектность есть самостоятельное явление. Но оно неразрывно связано с субъективными правами личности, которые характеризуются не способностью к определенному поведению, а мерой определенного поведения для реального пользования благами. Конечно, только обладая качеством правосубъектности, советский гражданин может быть носителем конкретных субъективных прав, может пользоваться ими. Но правосубъектность и субъективные права не являются последовательно сменяющими друг друга этапами в развитии одного и того же. Переход субъективного права из стадии общего состояния в стадию обладания и далее говорит нам об изменении отношения лица к праву, а не об изменении или трансформации в сущности правосубъектности, которая как была, так и остается лишь способностью лица быть носителем прав в любой стадии их проявления: в стадии состояния, обладания и пользования правами. Правосубъектность и субъективные права есть самостоятельные правовые явления, параллельная связь которых характеризует граждан СССР и как субъектов советского права, и как носителей и пользователей конкретными субъективными правами в различных формах правовых связей между субъектами права.
В работе дальше выясняется понятие и содержание правового статуса. Это -тоже самостоятельная правовая категория, отличная от правосубъектности и субъективного права. Это уже совокупность не только субъективных прав, но и обязанностей.
Основным недостатком многих определений правового статуса советских граждан является, по нашему мнению, отождествление его с правосубъектностью или только с правоспособностью, либо же отождествление его с особой стадией развития (трансформации) правосубъектности или правоспособности.
Но правовой статус личности это не способность быть носителем прав и обязанностей и не способность к их осуществлению. Это совокупность, система реальных субъективных прав и обязанностей, находящихся как в стадии общего состояния, так и в стадии обладания ими в отношении тех прав и обязанностей, для которых не требуется наличие юридических фактов. Конечно, это еще не. практическое пользование правами. В этом плане можно сказать, что это положение человека в праве, но еще не в фактическом его состоянии, в том числе и в области реализации своих субъективных прав.
Правовой статус для всякого гражданина одинаков. Он остается неизменным до тех пор, пока нормы объективного права не внесут в него каких-либо изменений. Можно сказать, правовой статус и фактическое правовое положение гражданина — это одни и те же права и обязанности, но взятые в различных стадиях проявления для их носителей (субъектов права).
Фактическое правовое положение советского гражданина характеризуется субъективными правами в стадии их обладания и пользования (реализации), хотя изменение фактического правового положения советских граждан происходит в рамках (пределах) единого правового статуса.
Отличие фактического правового положения гражданина от его правового статуса имеет теоретическое и практическое значение. Оно говорит о том, что нельзя ограничиваться обрисовкой прав в законодательстве, а необходимо обеспечивать реальное осуществление субъективных прав, воспитывать и поощрять граждан в деле активного использования ими своих прав и свобод. В нынешних условиях конкретное правовое положение каждого советского гражданина во все большей степени определяется его активностью: его отношением к труду, его политической, культурной и т. п. деятельностью.
Итак, можно сказать, что каждый советский гражданин, обладающий юридическим качеством правосубъектности (праводееспособности), пользуется определенным правовым статусом, находясь фактически на каждый данный момент в том или ином конкретном правовом положении.
