
- •Раздел I. Конституционное право России — отрасль права и наука
- •Глава 1. Понятие и предмет конституционного права России как отрасли права § 1. Предмет конституционного права
- •§ 2. Конституционно-правовые отношения и их субъекты
- •§ 3. Дискуссии о наименовании и предмете отрасли
- •1. Дискуссии о наименовании отрасли
- •2. Дискуссия о предмете отрасли
- •§ 4. Методы конституционно-правового регулирования и их специфика
- •§ 5. Источники конституционного права России как отрасли права
- •Соотношение и субординация источников конституционного права
- •§ 6. Структура конституционного права России. Нормы конституционного права
- •Подотрасли
- •Институты
- •§ 7. Конституционно-правовая ответственность
- •Меры, обращенные к физическим лицам и направленные на правильное оформление их отношений с государством (лишение гражданства)
- •§ 8. Место конституционного права в системе права Российской Федерации. Роль и перспективы конституционного права в современных условиях
- •Глава 2. Конституционное право России как наука. § 1. Задачи науки
- •§ 2. Развитие науки конституционного права России
- •§ 3. Современная наука конституционного права России
§ 4. Методы конституционно-правового регулирования и их специфика
Методы правового регулирования — это совокупность средств и приемов воздействия права на общественные отношения. Соответственно, методы конституционно-правового регулирования есть совокупность приемов и средств воздействия конституционного права на политические общественные отношения.
Одни авторы пишут о едином правовом методе, общем для всего права, который может лишь иметь специфику проявления в той или иной отрасли. Другие говорят о наличии нескольких (многих) правовых методов, причем одни проявляются — по-своему — в соответствующей отрасли права, другие в той же отрасли права могут вообще не проявляться
Два аспекта этой проблемы:
Во-первых, поскольку главный путь воздействия права на общественные отношения — их нормативное регулирование, лучше говорить о методах правового регулирования, а не о методах права.
Во-вторых, мы не видим перспективы в выявлении какого-то генерального метода, являющегося определяющей характеристикой той или иной отрасли права. Если по предмету отрасли права различать несложно, то по методам регулирования — трудно, поскольку многие (а то и все) отрасли права пользуются одними и теми же методами, только со своей спецификой.
Соответственно:
С дозволением связан гражданско-правовой
С предписанием — административно-правовой
С запретом — уголовно-правовой методы.
С таким подходом трудно согласиться. Дозволения, предписания, запреты распространены во всех отраслях права, и весьма спорно по принципу доминирования связывать метод с одной отраслью права и говорить о его наличии — в подобном понимании — в других отраслях (например, странно звучало бы утверждение о том, что конституционное право, в котором хватает запретов, использует уголовно-правовой метод запретов!). В толковании методов в названном подходе за основу взят лишь один критерий, связанный с характером норм, а другие оставлены без внимания
Прежде всего, понять методы регулирования можно лишь во взаимосвязи с предметом. Чтобы регулировать общественные отношения, надо четко представлять, что следует охватить нормами права, а это и есть предмет правового регулирования как совокупность общественных отношений, которые должны быть урегулированы. Но тут возникает вопрос о том, как надо регулировать, т. е. о методах регулирования. Иначе говоря, придя к выводу о необходимости правового регулирования тех или иных общественных отношений, компетентный орган должен решить, какими средствами это сделать
Средства и приемы как проявление методов регулирования охватывают:
выбор субъекта, регулирующего общественные отношения;
пределы охвата общ отношении при их регулировании;
учет специфики различных групп общ отношений при их регламентации;
использование различных по форме НПА в процессе регулирования;
сочетание разных групп предписаний в воздействии на общественные отношения;
выбор языка (стиля) оформления предписаний.
С учетом этого можно выделить следующие особенности проявления методов регулирования в конституционном праве.
1. Поскольку конституционно-правовые отношения всегда публично-политические, их регулирование осуществляется от имени государства и посредством актов государственно характера. В этом плане конституционное право, как и публичное право в целом, принципиально отличается от частного права, которое допускает метод регулирования отношений волей сторон (договорное регулирование), причем с выбором вариантов поведения, не отраженных в нормах права (при этом нельзя нарушать общие принципы и ущемлять интересы человека и гражданина). Естественно, выборы вариантов поведения допустимы и в конституционном праве, но все они предусмотрены правом
2. Спецификой конституционно-правового регулирования является сочетание методов общего нормирования (общих установлений) для одних и подробного регулирования для других политических общественных отношений. В отличие от других отраслей права, конституционное право не склонно регулировать общественные отношения, а лишь устанавливает для них общие основы.
3. Конституционно-правовое регулирование общественных отношений опирается на широкое использование метода установления статусов.
Некоторые авторы считают особенностью методов конституционно-правового регулирования то, что в сопоставлении с иными отраслями права наша отрасль — преимущественно статутное (статусное) право, так как закрепляет статусы органов государства и органов местного самоуправления как субъектов конституционных правоотношений.
Такой подход можно принять, но существенным уточнением: лучше говорить о том, что нормы конституционного права закрепляют статусы как соответствующих органов, так и институтов. Например, статутный характер имеют не только специальный акт о конституционном суде, но и законы о нормативных актах, о порядке их опубликования и вступления в силу, о референдуме и т. д. Отсюда другой важный фактор — статусный характер имеют не только акты типа законов о соответствующих органах, положений о них, но и акты общерегулятивного свойства, посвященные многим органам и институтам (и прежде всего конституции).
4. Спецификой методов конституционно-правового регулирования является использование актов более высокой и более значимой правовой формы — конституции, закона. В источники конституционного права входит много НПА (указы президентов, постановления правительств и др), но главенствующую роль играют конституции и законы. И это понятно: политические отношения являются важнейшей частью общественных отношений и их закрепление в нормах основополагающих актов способствует упрочению отношений и их длительному существованию.
5. Конституционно-правовое регулирование строится на методе единства материального и процессуального начал. Об этом уже говорилось ранее, однако отметим, что данный метод имеет вариации применения в зависимости от видов конституционных правоотношений, когда материального и процессуального будет соответственно больше или меньше. Так, при установлении конституционных общих основ политических отношений гораздо больше материальных и очень мало процессуальных норм. Но метод активно применяется, когда речь идет о подробном конституционно-правовом регулировании отдельных видов общественных отношений. Причем о процессе можно говорить в двух аспектах: как о порядке (процедуре) осуществления субъектом конституционного правоотношения своих полномочий; как об урегулированности материальных полномочий корреспондирующих субъектов и порядка их реализации. Пример: процедуре рассмотрения Государственной Думой проекта государственного бюджета предшествует его подготовка Министерством финансов и Правительством РФ, которая подробно урегулирована в части их полномочий и порядка рассмотрения вопросов Бюджетным кодексом РФ (далее — БК РФ)).
6. В конституционном праве используются и переплетаются все три общеизвестные группы нормативных предписаний — дозволения, предписания и запреты. Специфика заключается в том, что в конституционном праве часто эти приемы выглядят в виде формулирования единых правил определенного поведения, содержащих все названные три начала, т. е. дозволение поведения есть и его предписание, а запрет выглядит не как формально императивное правило («запрещено...»), а как невозможность иного поведения
7. В конституционно-правовом регулировании проявляется и метод установления конституционно-правовой ответственности и санкций конституционного права для субъектов данных общественных отношений, который вместе с тем имеет ряд особенностей.
Во-первых, существует ошибочное суждение о том, что спецификой метода государственного права является отсутствие собственного вида ответственности и своих санкций и обращение к мерам ответственности других отраслей права, когда надо обеспечить действие норм данной отрасли права. Конституционно-правовая ответственность существует и сопровождается рядом специальных санкций, предусмотренных именно в конституционном праве.
Во-вторых, в конституционном праве действительно нет метода объединения в одной норме традиционных трех элементов — диспозиции, гипотезы и санкции. Это право строится на регулятивном приеме — содержит большое число правил поведения, а затем в одной норме может определить санкцию (меру ответственности) за нарушение или несоблюдение всех соответствующих правил. Например, существует большой набор требований к порядку предвыборной агитации. При их нарушении (и многих, и каждого в отдельности) кандидатом в депутаты возможно применение такой конституционно правовой меры ответственности, как отмена его регистрации