
- •4. Пределы и ограничения конституционных прав и свобод
- •4.1. Пределы и ограничения конституционных прав и свобод: соотношение понятий
- •Генеральная конституционная оговорка и оговорка о специальном законе
- •Воеводин л.Д. Юридический статус личности в России
- •§2. Пределы реализации прав и свобод
- •I. Понятие и виды пределов осуществления конституционных прав
- •Логическая обусловленность пределов
- •2. Понятие предела конституционных прав.
- •3. Типы пределов
- •3.1. Непосредственные конституционные пределы
- •3.2 Производные конституционные пределы
- •4. О гарантии неприкосновенного ядра как пределе пределов.
- •4.2. Критерии («тесты») проверки конституционности ограничений
- •Три составляющие справедливости
- •2. Элементы пропорциональности
- •3. Подходы к пропорциональности
- •II. Этапы анализа пропорциональности
- •1. Категорически запрещенные средства
- •2. Легитимность цели
- •3. Обоснованность и релевантность
- •4. Необходимость
- •5. Балансирование
- •22 Октября 1981 г.
- •I. О предполагаемом нарушении статьи 8
- •Фактическая сторона дела
- •I. Конкретные обстоятельства дела
- •III. Соответствующие национальное законодательство и судебная практика
- •Вопросы права
- •II. О предполагаемом нарушении статьи 103
- •По этим основаниям суд
- •Совместное особое мнение судей палм, пекканена и макарчика
Три составляющие справедливости
[…]
2. Элементы пропорциональности
…Многие юристы, а равно и не юристы, ассоциируют принцип пропорциональности в первую очередь — и главным образом — с уголовным правом и соразмерностью наказания преступлению. То, что справедливое наказание означает наказание, пропорциональное совершенному преступлению, кажется вполне очевидным… Согласно этому подходу, решение о пропорциональности требует проведения сравнения преступления и наказания…
Однако пропорциональность имеет скорее троичную, а не двоичную структуру. Поскольку любое сопоставление требует наличия критерия для сравнения, сравнительный анализ пропорциональности также требует наличия некой отправной точки. Этот критерий — не просто инструмент сравнения, он является важнейшим моментом решения относительно пропорциональности…
В 2003 году Верховный суд США не признал несоразмерным наказанием пожизненное заключение для обвиняемых, совершивших уголовно наказуемые деяния и осужденных за совершение двух и более тяжких преступлений либо преступлений насильственного характера [Ewing v. California, 538 U.S. 11,5 March 2003]. Суд постановил, что штат Калифорния имел «разумные основания полагать, что беспрецедентное ужесточение наказания за повторное совершение преступления будет существенным образом способствовать достижению целей, стоящих перед системой отправления уголовного правосудия штата». Целями же были «устрашение и изоляция рецидивистов». Суд рассматривал обжалуемый приговор как достаточно разумную устрашающую меру, а следовательно, и как достаточно пропорциональную по отношению к совершенному преступлению.
Можно возразить, что Верховному суду США следовало бы изучить проблему более глубоко. Можно также возразить, что вопрос необходимо было поставить и о том, насколько верно штат Калифорния определил цели своей системы уголовного правосудия: допустимо ли исключать реабилитацию, реинтеграцию и как правильно учитывать степень вины подсудимого? Кроме того, не следовало ли также изучить и вопрос о том, какими были в действительности последствия той судебной практики в области уголовного правосудия, которая сложилась в Калифорнии? Является ли желательной высылка условно-досрочно освободившихся лиц из Калифорнии в другие штаты? Суду не представилось важным исследовать эти вопросы, поскольку он применял «принцип соразмерности в узком значении, что делает неприемлемым только уголовное наказание настолько тяжелое, что оно в значительной степени было бы непропорциональным преступлению». Но даже в узком понимании пропорциональность не может сводиться лишь к простому сравнению двух элементов, к некой диаде. Пропорциональность же представляет собой триаду, важнейшим элементом которой является цель, объединяющая два других элемента.
3. Подходы к пропорциональности
То, что пропорциональность, несмотря на свою тройственную структуру, может казаться соотношением только двух элементов, приводит к двум отличающимся подходам к анализу проблемы пропорциональности.
Согласно одному из таких подходов, анализ пропорциональности начинается со сравнения, взвешивания, балансирования двух элементов: с одной стороны — преступления, с другой — наказания. Является ли такой баланс правильным или необходимо наличие поправки, которая могла бы служить ужесточению либо, наоборот, смягчению наказания? Балансирование требует взвешивания, а взвешивание, в свою очередь, ведет к определению целей системы уголовного правосудия. Преступления имеют различную степень тяжести, которая обуславливается отличающимися целями; также и наказания в большей или меньшей мере являются подходящими или необходимыми с точки зрения достижения различных целей.
Этот подход к балансированию не ограничивается исключительно проблемами наказания. В 1985 году Верховный суд США изучал дело о применении огня на поражение против правонарушителей, пытавшихся скрыться бегством и сравнивал интерес государства по предотвращению побега преступников с интересом индивидуума в сохранении жизни [Tennessee v. Garner, 471 U.S. 1,27 March 1985]. Для установления должного баланса Суд сосредоточился на цели использования силы против пытающихся сбежать правонарушителей, так как он часто сосредотачивается именно на цели. Целью являлась защита граждан, и, следовательно, использование огня на поражение было признано конституционным, только когда его применение необходимо в целях обезвреживания преступника, который представляет собой серьезную угрозу физической безопасности других лиц. Подобным образом английская юриспруденция по правам человека демонстрирует, что суды стали применять анализ мер и целей в рамках процедуры балансирования[Jowell J. Beyond the Rule of Law: Towards Constitutional Judicial Review // Public Law. 2000. P.671-683, 678]. Соответственно, в литературе, посвященной пропорциональности, балансирование целей часто рассматривается как основа анализа пропорциональности.
Согласно другому подходу, анализ пропорциональности имеет заранее предопределенную троичную структуру. Он начинается с поиска цели: что является целью оспариваемой меры? — и переходит к оценке качества меры как способа достижения цели. Каковы цели наказания? Способствует ли наказание достижению целей? Насколько полезным и необходимым является наказание в свете обозначенных целей? Здесь в качестве последнего контрольного элемента вступает в действие балансирование целей и интересов. Даже если наказание является полезной и необходимой мерой, направленной на достижение целей уголовного правосудия, оно все же может быть неправильным…
Этот подход применим ко всем проблемам, вытекающим из конфликта прав и интересов, не только к проблемам наказания. В 1963 году Федеральный конституционный суд Германии рассматривал дело о том, допустимо ли получение государством пробы спинномозговой жидкости обвиняемого для определения его вменяемости [Spinal Tap Case, BVerfGE 16, 194, 10. Juni 1963]. Суд постановил, что определение вменяемости носило легитимную цель и взятие пробы было пригодной и необходимой мерой. Как бы то ни было, Суд признал, что, поскольку взятие такой пробы было болезненным и опасным, государство может потребовать применения данной меры лишь для разрешения дела о серьезном преступлении. Поскольку существует литература, в которой сопоставление, балансирование целей рассматривается как базовая структура для анализа пропорциональности, существует и литература, которая представляет такое «взвешивание» целей как последний этап анализа пропорциональности [См.: Alexy R. Balancing, Constitutional Review, and Representation // International Journal of Constitutional Law. Vol.3. 2005. No.4. P. 572-581; Barak A. Proportional Effect: The Israeli Experience // University of Toronto Law Journal. Vol. 57. 2007. No.2. P. 369-382; Grimm D. Proportionality in Canadian and German Constitutional Jurisprudence // University of Toronto Law Journal. Vol.57. 2007. No.2. P.383-397; Cohen-Eliya M., Porat I. The Hidden Foreign Law Debate in Heller: The Proportionality Approach in American Constitutional Law. P. 385 ff.; Schlink B. Der Grundsatz der Verhaeltnismaessigkeit // Fest schrift 50 Jahre Bundesverfassungsgericht. Bd. 2: Klärung und Fortbildung des Verfassungsrechts / RBadura, H.Dreier (Hrsg.). Tübingen: Mohr Siebeck, 2001. S.445-465]. Так или иначе, связь между балансированием целей и анализом пропорциональности является тесной…