
- •4. Пределы и ограничения конституционных прав и свобод
- •4.1. Пределы и ограничения конституционных прав и свобод: соотношение понятий
- •Генеральная конституционная оговорка и оговорка о специальном законе
- •Воеводин л.Д. Юридический статус личности в России
- •§2. Пределы реализации прав и свобод
- •I. Понятие и виды пределов осуществления конституционных прав
- •Логическая обусловленность пределов
- •2. Понятие предела конституционных прав.
- •3. Типы пределов
- •3.1. Непосредственные конституционные пределы
- •3.2 Производные конституционные пределы
- •4. О гарантии неприкосновенного ядра как пределе пределов.
- •4.2. Критерии («тесты») проверки конституционности ограничений
- •Три составляющие справедливости
- •2. Элементы пропорциональности
- •3. Подходы к пропорциональности
- •II. Этапы анализа пропорциональности
- •1. Категорически запрещенные средства
- •2. Легитимность цели
- •3. Обоснованность и релевантность
- •4. Необходимость
- •5. Балансирование
- •22 Октября 1981 г.
- •I. О предполагаемом нарушении статьи 8
- •Фактическая сторона дела
- •I. Конкретные обстоятельства дела
- •III. Соответствующие национальное законодательство и судебная практика
- •Вопросы права
- •II. О предполагаемом нарушении статьи 103
- •По этим основаниям суд
- •Совместное особое мнение судей палм, пекканена и макарчика
3. Типы пределов
[…]
3.1. Непосредственные конституционные пределы
В силу своего конституционного статуса конституционные права могут быть ограничены лишь нормами, имеющими аналогичный статус. Конституционные пределы, следовательно, суть нормы с конституционным статусом или нормы более низкого уровня, полномочие издавать которые было предоставлено конституцией. Пределы на уровне конституции являются непосредственно конституционными, пределы более низкого уровня являются производно конституционными. Помимо данного деления, для правильного понимания системы пределов по Основному закону необходимо уяснить разграничение между пределом и ограничительной оговоркой. Понятие предела связано с концепцией прав; понятие ограничительной оговорки связано с нормативистской концепцией. Ограничительная оговорка – это часть полной конституционной нормы, которая определяет, как можно ограничить нечто, диспозитивно гарантированное конституционным правом. Ограничительные оговорки могут быть писанными и неписанными. Сначала рассмотрим писанные оговорки, устанавливающие непосредственные конституционные пределы.
В некоторых случаях неясно, действительно ли эти оговорки являются ограничительными, или же они входят в состав права. Классические пример – условие «мирно и без оружия» в праве на свободу собрания (статья 8(1) Основного закона). Широко распространена точка зрения, что такие оговорки «являются не ограничениями конституционного права, а непосредственным конституционным определением степени материальной гарантии, которая заложена в конституционном положении». Если полагаться просто на формулировку конституционного права, то каждый термин можно рассматривать либо как выражение элемента права, либо как выражение предела. В соответствии с первой точкой зрения, собрание мирно и без оружия является условием для конституционной защиты; со второй точки зрения, оговорка формулирует негативные условия (немирно или с оружием), являющиеся основанием для отказа в конституционной защите…
…[Э]ти оговорки следует рассматривать как выражающие непосредственные конституционные пределы…
3.2 Производные конституционные пределы
Производные конституционные пределы – это такие пределы, которые устанавливаются кем-либо на основании Конституции. Самое чёткое выражение полномочия устанавливать производные конституционные пределы содержится в прямых отсылках к компетенции. Прямые отсылки к компетенции представляют собой положения, или части положений, которые недвусмысленно уполномочивают какой-либо орган действовать в рамках сферы охраны права или установить пределы осуществления (ст. 2(2)(3); 8(2); 10(2); 11(2); 13(2) и (3), 17a Основного закона)…
4. О гарантии неприкосновенного ядра как пределе пределов.
… Из принципиального характера конституционных прав следует не только то, что конституционные права ограничены и могут ограничиваться в свете противоположных принципов, но и что также могут ограничиваться сами ограничения и возможность установления таковых. Ограничение конституционного права допускается только в том случае, если принцип, противоположный тому, что лежит в основе права, в данном конкретном случае имеет большее значение. Можно сказать, что конституционное право само по себе ограничивает возможность своего ограничения. Статья 19(2) Основного закона, по всей видимости, устанавливает предел для ограничения конституционных прав, запрещая урезать ядро каждого из прав. Данное положение толкуется по-разному. Отбрасывая многочисленные нюансы, все толкования можно свести к двум парам идей: во-первых, рассматривают ли гарантии неприкосновенного ядра с точки зрения субъективных позиций или объективных положений закона по поводу соответствующего конституционного права, и во-вторых, является ли гарантия абсолютной или относительной…
Объективное толкование… в соответствии с которым статья 19(2) Основного закона предохраняет «нормы о конституционных правах от умаления их содержания до степени, когда они становятся безразличны для всех индивидов, либо для существенной их части, либо для жизни в обществе в целом», может применяться параллельно с субъективным толкованием, но не может заменить его. Тот факт, что проблемы, связанные с гарантией неприкосновенного ядра, легче разрешаются в контексте объективной теории, чем в контексте субъективной, не является основанием, достаточным для отказа от субъективной теории. Природа конституционных прав как прав личности говорит в пользу использования субъективной теории, по крайней мере, наряду с объективной.
Субъективные гарантии неприкосновенного ядра могут быть абсолютными и относительными. Согласно относительной теории, неприкосновенное ядро – это то, что остаётся после балансировки принципов. Ограничения, соответствующие принципу пропорциональности, не посягают на неприкосновенное ядро, даже если в конкретном случае от конституционного права ничего не остаётся. Это умаляет гарантию неприкосновенного ядра до принципа пропорциональности. Если в любом случае применять эту теорию, то это будет означать декларативность статьи 19(2) Основного закона. Согласно же абсолютной теории, напротив, у каждого права есть ядро, которое не может быть ограничено ни при каких обстоятельствах…
Вопросы к текстам и решению:
1. Как вы понимаете различие между категориями «пределы» и «ограничения» прав? Какие практические последствия с точки зрения защиты прав такое различие может иметь? Какие виды пределов конституционных прав можно назвать, опираясь на тексты конституций? Приведите примеры норм конституций, закрепляющих права личности, пределы которых со временем могут быть расширены с точки зрения субъектного состава; объекта защиты; полномочий, составляющих содержание права. Возможно ли изменение конституционных пределов прав в противоположную сторону, в сторону их сужения?
2. Хотя закрепление в конституции норм, не только устанавливающих основные права, но и допускающих их ограничение, является распространенной и хорошо обоснованной практикой, легко представить себе связанный с этим риск введения ограничений, направленных на выхолащивание всего содержания и всей ценности прав. Сформулируйте круг требований, которым должны отвечать ограничения прав, устанавливаемые в соответствии с конституцией. Оцените, какие из этих требований действительно способны поставить реальные препятствия на пути ограничения прав. Кто может быть арбитром в вопросах об имманентных заранее определенных конституцией пределах права и о правомерности ограничений?
Что такое предел пределов и в чём он выражается? Как может быть ограничена практика установления пределов прав и тем самым гарантирована их неотъемлемость? Как Вы понимаете норму Основного Закона ФРГ о том, что «существо содержания основного права ни в коем случае не должно быть затронуто» (абз.2 ст.19)? Что понимается под «существом содержания» или ядром права?