Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
606.78 Кб
Скачать

Уважаемые студенты, здравствуйте! 

В субботу обсудим следующие вопросы: 

  1. Институт государственной власти в конституционном праве. Суверенитет. Читайте статью В.Е. Чиркина «Публичная власть в современном обществе» и А.С. Морозовой и А.Т. Карасева «Некоторые подходы к пониманию государственного суверенитета», а также файл «Суверенитет»  

  2. Конституционные основы политических партий и общественных объединений. Читайте статью И. Мерсель «Роспуск политических партий: проблема обеспечения внутрипартийной демократии» и файл «Воинствующая демократия»  

  3. Государство и церковь. Статья М. Мальманна «Пути к конституционному секуляризму — основы политико-правового понятия»  

  4. Конституционное регулирование экономических отношений. Андреева Г.Н. «К вопросу о понятии экономической конституции»   

  5. Конституционное регулирование социальной и духовной сфер общественной жизни. Статья Е. Танчева «Социальное государство (всеобщего благосостояния) в современном конституционализме»  

Также, как обычно, читайте соответствующие вопросы в методичке, по лекциям и базовым рекомендуемым учебникам на ваш выбор (Страшун, Чиркин, Маклаков).

 

Институт государственной власти в конституционном праве. Суверенитет. В.Е. Чиркин «Публичная власть в современном обществе»

В отечественной литературе длительное время существовало убеждение (оно сохраняется иногда до сих пор), что публичная власть и государственная власть - это одинаковые явления.

Видимо, "собственная" власть субъектов РФ в пределах их полномочий, установленных федеральной Конституцией, является какой-то иной властью.

Кроме субъектов федераций (а таких субъектов в современном мире приблизительно 400 в 25 государствах), существуют другие территориальные публично-правовые образования. Известно, что полномочиями властного характера обладают приблизительно 200 автономных образований. У Автономной Республики Крым есть даже своя Конституция 1998 г., а Шотландия в Великобритании с 1998 г. устанавливает законом собственные налоги (правда, не выше трех пенсов с фунта стерлингов, но это ее право налогообложения) <2>. Властные полномочия есть и у органов местного самоуправления в муниципальных образованиях (их в мире сотни тысяч) <3>. Властные полномочия органов местного самоуправления, предоставленные им конституциями и законами федерации и субъектов федерации, не столь велики, но они есть и могут распространяться на всех, постоянно или временно находящихся на его территории.

Наряду с Конституцией РФ лишь немногие конституции называют "собственную" власть субъекта федерации государственной.

От определения местного самоуправления как государственной власти в мире давно отказались, в России об этом говорится в ст. 12 Конституции РФ. «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.»

Осуществляют свою власть. Какую? Таким образом, проблема остается и, будучи, казалось бы, терминологической, она перерастает в проблему определения существа явления.

Говорится о власти вожака в стаде животных, о власти в иерархически организованных колониях пчел и муравьев, в отношениях дрессировщика и циркового зверя.

Вместе с тем не все отношения среди людей, вызывающие некоторое искажение осознания реальности, кратковременный и частичный "паралич воли", являются выражением подлинной власти. Иногда говорят о власти красоты женщины, ораторского таланта, игры талантливого музыканта, власти любви или гнева, изменяющих поведение человека. Под таким воздействием человек может утратить объективность оценки и совершать, например, в результате призывов талантливого оратора или восхищения красотой безрассудные поступки.

Такое воздействие имеет индивидуализованный, а не общественный характер, не является выражением социальной власти. Власть в человеческом коллективе - явление не личное, а социальное, это отношения общественного характера (личные отношения имеют другую природу).

На латинском языке государство называлось res publica - общая вещь, общее дело. Государство рассматривалось, в частности, как политическое сообщество граждан, явление, как бы мы сказали теперь, соединявшее общественные и государственные начала.

Ф. Энгельс пришел к выводам, что постепенно в ходе разложения первобытно-общинного, родового строя, трансформации его управленческих органов и появления новых институтов общественная власть уступила место власти другого характера. Для ее обозначения Ф. Энгельс (вместе с другими характеристиками) использовал не строгий термин "государственная власть"

Первое же слово (offentlicher) в немецком языке может быть понято и как прилагательное "публичный/ая/ое", и как "государственный/ая/ое", причем слово "публичный" имеет значение и "общественный", хотя в определенных сочетаниях оно обозначает, скорее, в нашем понимании государственное явление.

В русский язык словосочетание "публичная власть" вошло в единственном значении - как государственная власть.

С одной стороны, в Конституции РФ говорится о "многонациональном народе Российской Федерации" (преамбула), о "многонациональном народе" как носителе суверенитета (ч. 1 ст. 3), о государственной власти РФ (ст. 11, 85 и др.), с другой - о народах РФ, о "равноправии и самоопределении народов" в РФ (ч. 3 ст. 5), о том, что земля - основа жизни и деятельности "народов, проживающих на соответствующей территории" (ч. 1 ст. 9). Соединение в данной формулировке понятий народа (народов) и территории важно для последующих рассуждений. В основных законах субъектов РФ для обозначения социальной общности, от имени которой осуществляется собственная власть субъекта РФ, существующая в конечном счете как власть его коллектива наряду с государственной властью РФ (выше говорилось, что на территории субъекта РФ действуют органы и той и другой).

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Иногда в таких основных законах говорится о "сообществе граждан" (ст. 1 Устава Ростовской области 1996 г.), от имени которых осуществляется собственная власть субъекта РФ <6>, о "жителях области" (ст. 10 Устава Калужской области 1996 г. гласит, что "источником государственной власти Калужской области являются ее жители")

собственная власть субъекта РФ существует (об этом говорится и в федеральной Конституции и в основных законах субъектов РФ); 2) основные законы субъектов РФ в качестве источника такой власти рассматривают население, народ, сообщество граждан, жителей субъекта РФ; 3) собственная власть субъекта РФ действует наряду с действующей на этой же территории как части территории государства властью РФ; 4) собственная власть субъекта РФ действует в рамках, установленных Конституцией РФ и федеральными законами (разграничение полномочий);

Территориальные публичные коллективы - не что иное, как население административно-территориальных единиц. Это объединения людей по территориальному признаку для совместной жизни, обеспечения жизнедеятельности индивидов и их сообществ, а не удовлетворения каких-то иных, пусть очень важных интересов.

В странах мира существует четыре вида территориальных публичных коллективов: само общество в государственных границах, субъект федерации, территориальная автономия, муниципальное образование (международное сообщество мы не рассматриваем).

Власть в таком коллективе имеет особый социальный характер, она отличается от социальной общественной власти, существующей, например, в политической партии. Это - социальная публичная власть, общее понятие для всех территориальных публичных коллективов. В каждом из них она производна от населения (народа) того или иного территориального публичного коллектива (а не объединения каких-либо членов организации).

Государственная власть является высшей формой публичной власти, поскольку, во-первых, ее социальный источник - особый территориальный коллектив, народ всей страны, во-вторых, в силу этого только она обладает суверенным характером, является суверенной разновидностью публичной власти, в-третьих, только она может регулировать все вопросы жизнедеятельности общества, в-четвертых, именно она юридически наделяет кругом предметов ведения и полномочиями остальные публичные территориальные коллективы, наделяет основами компетенции их органы. Государство - официальный представитель всего общества страны в его государственных границах и на международной арене.

Территориальные публичные коллективы, за редчайшими исключениями, своего гражданства не имеют

Создание органов, действующих как разные власти, приводит к печальным последствиям (Москва в начале октября 1993 г.).

Государственная власть, государство осуществляет роль социального арбитра в обществе, регулируя в том числе отношения социальных классов и слоев (а также их организаций), чтобы их соперничество и противоречия разрешались мирным путем в правовых формах и не приводили к насильственным действиям, а в конечном счете к анархии и распаду общества.

Как говорилось, собственная власть субъектов РФ по предметам их ведения (в том числе совместным с Федерацией) названа в Конституции РФ государственной властью.

В современных условиях субъект Федерации почти нигде ни юридически, ни фактически не рассматривается как государство. Это - государственное (государствоподобное) образование. Его собственная публичная власть в пределах его предметов ведения не является государственной властью. Это - государствоподобная несуверенная публичная власть. Такие формулировки и могут быть использованы как основа будущих дискуссий о внесении поправок

Среди территориальных автономных образований принято различать политические (государственные) и административные. Первые имеют право издавать собственные законы, вторые принимают иные акты (постановления и др.); в первые обычно назначается представитель государственной власти (губернатор и др.), во вторых (административных), как правило мелких и менее самостоятельных автономиях, такого представителя нет.

Муниципальные образования - и коммунальные, и региональные (ниже мы скажем об их различиях), как правило, создаются в рамках административно-территориальных единиц и сохраняют их издавна сложившиеся названия. Однако административно-территориальные единицы и муниципальные образования - разные явления.

Однако административно-территориальные единицы и муниципальные образования - разные явления

административно-территориальная единица - это населенная территория, не имеющая своей собственности (на ее территории существует государственная и иная собственность) и управляемая назначенными "сверху" чиновниками. Ее население не создает собственной публичной власти в виде избираемых органов, хотя, например, референдумы могут проводиться, но только если они назначены "сверху". Муниципальное образование, его население избирает свои управленческие органы, создает свою общую (муниципальную) собственность, распоряжается ею и решает дела местного значения под свою ответственность. Муниципальные образования могут создаваться и обычно создаются в рамках административно-территориальных единиц, но это разные явления.

В региональных образованиях в некоторых странах действует иная схема. Наряду с выборными органами (советом, мэром или председателем совета, который осуществляет исполнительную власть муниципального образования) в региональное муниципальное образование (типа района, округа, области) назначается министром внутренних дел, а в самые высокие образования - правительством представитель государства - чиновник общей компетенции (губернатор, регидор, префект и др.). Он руководит всеми отраслевыми должностными лицами, выполняющими на территории регионального муниципального образования государственные функции.

В любом муниципальном образовании существует своя публичная власть, источником которой является народ (население муниципального образования). Она всегда действует наряду с государственной властью (в федерациях также наряду с государствоподобной властью субъекта федерации, а иногда властью территориальной автономии, в состав которой входит муниципальное образование), хотя формы организации той, другой, третьей, их полномочия неодинаковы. Какое-то сочетание имеет место даже в самом мелком муниципальном образовании, где нет никаких должностных лиц, назначенных от государства или субъекта федерации, и действуют лишь сход и избранный им староста, ибо и в таком муниципальном образовании действуют законы государства. Таким образом, в любом муниципальном образовании есть своя публичная власть. Это власть негосударственная. Статья 12 Конституции РФ устанавливает, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Местное самоуправление - это негосударственная муниципальная публичная власть.

Всесторонне понять реализацию такой власти невозможно без разработки концепции территориальных публичных коллективов.

А.С. Морозова и а.Т. Карасев «Некоторые подходы к пониманию государственного суверенитета»

интерпретации термина "суверенитет".

Н.В. Володина определяет государство как организацию, располагающую специальным аппаратом управления, издающую общеобязательные для всех лиц законы и обладающую верховной политической властью на всей территории страны. Главное назначение государства, по ее мнению, - это управление обществом. Эффективность управления обществом зависит прежде всего от качества ведения внутренней и внешней политики. Для того чтобы эти внутренние и внешние дела государства имели не зависящий от кого бы то ни было характер, они нуждаются в суверенитете, который выступает гарантией их неприкосновенности со стороны других стран

Так, А.Л. Бредихин выделяет следующие основные характеристики суверенитета: возможность носителя верховной власти самостоятельно определять и реализовывать свою волю.

Жан Боден "Суверенитет - это абсолютная и постоянная власть государства... Абсолютная, не связанная никакими законами власть над гражданами и подданными...".

Своеобразие подходов к данной проблеме получило выражение в теориях разделенного суверенитета (делимости суверенитета) <4>, несуверенных государств, так называемой сепаративной теории <5>, теории участия и теории остаточного суверенитета <6>.

Теория разделенного суверенитета представляет учение, исходящее из того, что в федеративном государстве суверенную власть в равной мере осуществляют как федерация, так и ее составляющие (субъекты); соответственно суверенитет принадлежит и федерации, и субъектам: каждому в своей сфере.

Сепаративная теория исходит из положения, что в федеративном объединении государств возможен суверенитет либо федерации, либо ее субъектов. В первом случае согласно данной теории суверенным государством выступает федерация в целом, а ее субъекты - государства-члены - теряют свой суверенитет и представляют собой политические образования, созданные для выполнения конкретных целей. Во втором - федеративное государство, возникшее из договора, не вправе подчинять своей воле государства, его образовавшие. Данная теория возникла в XIX в. в противовес теории делимости суверенитета.

<6> Теория остаточного суверенитета основывается на признании за субъектами Федерации всей полноты государственной власти за вычетом предметов исключительного ведения Федерации и предметов совместного ведения Федерации и ее субъектов

При этом теоретически "право на суверенитет" отдельных частей государства или народностей (национальностей) обосновывается правом на самоопределение, народным или национальным суверенитетом. Поэтому, как представляется, необходимо разграничивать данные понятия и говорить о предоставлении возможности реализации права на самоопределение наций в рамках единого государства.

Россия уже имела политические последствия отождествления двух различных категорий: "государственный суверенитет" и "народный суверенитет".

С точки зрения Конституции Чеченской Республики (1992 г.), война в Чечне - это не выход (сецессия) из состава Федерации, а защита независимого государства, имеющего в соответствии с Конституцией республики и собственные Вооруженные силы (ст. 56). После выхода Постановления Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П <7>, подтвердившего, что суверенитет принадлежит Российской Федерации, и положившего начало изъятию республиками из своих конституций положений о суверенитете, в 2003 г. была принята действующая в настоящее время Конституция Чеченской Республики. Статья 1 данной Конституции гласит: "Суверенитет Чеченской Республики выражается в обладании всей полнотой власти (законодательной, исполнительной, судебной) вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам ведения Российской Федерации и Чеченской Республики...", это ее "неотъемлемое качественное состояние" <8>. Снова используется понятие "суверенитет"! Как верно отмечает В.Е. Чиркин, неточность в применении формулировок может привести к негативным последствиям, поэтому с категорией "суверенитет" необходимо обращаться осторожно <9>.

Такая позиция субъектов РФ была обусловлена, как представляется, наличием у них статуса "государств". Согласно ст. 5 Конституции РФ они имеют право на самоопределение, но "в" составе Федерации.

Еще один пример (в международной плоскости) - вооруженный конфликт Грузии с Южной Осетией и Абхазией в августе 2008 г., который показал, что государственный суверенитет и его проявления имеют реальное значение. По сути, здесь произошло столкновение двух суверенитетов - формального суверенитета Грузии и реального политического суверенитета Южной Осетии и Абхазии.

Вопрос о наличии государственного суверенитета субъектов РФ решается однозначно - субъекты Федерации им не обладают. Как подчеркивает А.Н. Кокотов, "если мы признаем Россию суверенным федеративным государством, то нужно отказаться от наличия государственного суверенитета у ее субъектов. Если же признавать государственный суверенитет субъектов федерации (в частности, республик), то это уже конфедеративные отношения.

По мнению Д.М. Худолея, субъекты, не имея государственного суверенитета, все же обладают его элементами.

Многие юристы, в частности А.С. Пиголкин, выделяют некоторые особенные факторы суверенитета, присущие исключительно Российской Федерации: первый - недостаточно развитая политическая система, в рамках которой существующие политические отношения не в полной мере соответствуют закрепленному конституционному порядку. Исходя из политико-правовой сущности суверенитета это ведет к разрыву формы и содержания суверенитета; второй фактор - федеративная модель суверенитета, основанная на единстве суверенитета Российской Федерации при конституционном определении республик в составе России в качестве государства. Формальное понимание государственного суверенитета, без опоры на политическую основу, позволяет признать суверенными национальные республики в составе Российской Федерации, что недопустимо и является минусом для России; третий - незавершенный процесс формирования государственной идеологии.

Следует согласиться с мнением Л.Ю. Черняк <17> в том, что государственный суверенитет необходимо рассматривать, исходя из дуалистического подхода к понятию государства, как неотъемлемое свойство государства в широком и узком смыслах. То есть если рассматривать суверенитет государства в широком смысле этого слова (как особым образом организованного общества), то он выступает как "правовой символ" существования государства. В этом случае суверенитет преподносится в аспекте территориальной целостности и политической независимости страны.

Упорядочить понятия "народ", "народность", "национальность" и "государство".