Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

Экзамен зачет учебный год 2023 / Лукьянова_Конституционный референдум в России и его особенности.docx (1)

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
31.05 Кб
Скачать

В этих регионах надо было либо проводить повторное голосование (но оно не было предусмотрено Положением о референдуме), либо вообще не учитывать полученные в них результаты референдума. Даже при всей туманности президентской формулировки оснований для признания голосования недействительным, в указанных субъектах федерации невозможно было «с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей» (п. «и» ст. 22), поскольку таковое волеизъявление просто не состоялось. А если так, то без учета результатов голосования по этим территориям получается следующее.

Во-первых, референдум 12 декабря 1993 г. не состоялся в целом по стране. Вместо зафиксированного Центральной избирательной комиссией числа выданных бюллетеней — 58 187 755 — выходит совсем другая цифра — 46 454 847, что составляет менее 50% от общего списочного числа избирателей (106 170835).

Во-вторых, если даже закрыть глаза на несостоявшийся референдум по стране в целом, то без учета его результатов в 22 регионах совсем иным оказывается и число голосов, поданных за Конституцию:

42,33% голосов от числа выданных бюллетеней; 42,67% — от числа бюллетеней, обнаруженных в ящиках; 43,69% — от числа действительных бюллетеней.

Всего же Конституция «набрала» 23% от общего списочного числа избирателей.

Но и этим не ограничиваются «странности» референдума. 17 регионов проголосовали против Конституции, в 22 — референдум не состоялся. Еще по нескольким регионам результаты до сих пор находятся под сомнением. Это Амурская, Калужская и Рязанская области, где Конституция получила до 51% голосов, а также восемь регионов с результатом до 52% (Ростовская, Ульяновская, Тверская области и др.)323. Теперь, по прошествии более пяти лет, скрещивать копья по этому вопросу уже поздно. Но если бы вовремя захотели объективно разобраться и выяснить реальное положение вещей, могло бы оказаться, что Конституция не получила поддержки более половины субъектов Российской Федерации.

Еще одна «странность», вызывающая недоумение, — расхождение в цифрах, относящихся к референдуму и выборам в Государственную Думу, которые проводились в один и тот же день и в одних и тех же местах. Поскольку все их итоги опубликованы в одном и том же Бюллетене ЦИК, то увидеть и посчитать их не составляет особого труда. Так, например, по числу выданных бюллетеней для голосования по референдуму и по выборам цифры совпадают лишь в семи субъектах федерации (республики Адыгея, Ингушетия, Марий Эл, Якутия, Северная Осетия, Коми-Пермяцкий и Долгано-Ненецкий автономные округа). Но в очень большом числе регионов они значительно различаются даже по числу избирателей, внесенных в списки (Архангельская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская области и др.). В итоге при общем уменьшении численности избирателей в стране с апреля по декабрь 1993 г. (между двумя референдумами) на 509:4тыс. человек в референдуме 12 декабря 1993г. участвовало на 408 тыс. человек больше, чем в выборах в Государственную Думу по одномандатным округам.

К сожалению, сегодня уже ничего невозможно проверить, поскольку все бюллетени для голосования по референдуму 12 декабря 1993 г. по специальному решению Центральной избирательной комиссии были уничтожены через четыре месяца после его проведения.

Вот так были созданы и реализованы правила, по которым идет в сегодняшней России политический «процесс», по которым развивается российская государственность. Правила эти, кстати, действуют не для всех, а только для политических противников их создателей и для все более обезличиваемой народной массы. Для остальных правил нет. Любые действия власти обосновываются «высокими демократическими идеалами революционных преобразований 1993 г.»424. Но как ни обосновывай, рано или поздно наступает период трезвых оценок и пересмотра не только подобных обоснований, но и самих документов, созданных под их аккомпанемент. «Как веревочке ни виться, все равно придет конец» — народную мудрость не перещеголять самыми заумными научными изысканиями.

«Указная» Конституция, провозгласившая правовое государство, разделение властей и широкие, неотчуждаемые права человека и гражданина, по многим своим позициям оказалась фиктивной. Никакого «баланса» властей она не ввела. Демократия в еще большей степени обрела черты элитарности. Правовое государство из-за президентского произвола отодвинулось еще дальше от российской действительности, а социально-экономические права граждан были либо вообще упразднены (право на труд), либо значительно ограничены (право на образование, на медицинское обслуживание) по сравнению с Конституцией РСФСР 1978г.525 Формула же Конституции об определении Президентом «основных направлений внутренней и внешней политики» почти буквально воспроизводит с таким шумом раскритикованную в свое время ст. 6 Конституции СССР 1977 г. с той лишь разницей, что КПСС выступала все-таки как коллегиальный субъект, в то время как Президент управляет страной единолично626. С принятием и вступлением в силу Конституции Российской Федерации 1993 г. завершилось буржуазное переустройство российского общества. Страна вступила в новый этап развития государственности.

Но чем больше отдаляются от нас события осени и зимы 1993 г., тем острее возникает желание порвать паутину политико-юридической лжи, суть которой действительно сводится к одному короткому юридическому термину — «нелегитимно». Это не означает, что сегодня надо все вновь «разрушить до основанья», упразднить парламент, правительство и вообще признать все и вся незаконным. Нет. Просто, зная правду и расставив все точки над «i», надо попытаться исправить ошибки принятой описанным выше способом Конституции. Надо привести ее в соответствие с истинным значением слова «демократия» именно как «demos cratos» -власть народа, государство для народа, как «община, слитая с державою, держава, вросшая в народ»727.

Речь идет в первую очередь об устранении внутренней противоречивости Конституции, чтобы она перестала быть, как назвал ее В.Б. Исаков, законом, «по которому невозможно жить»828. Толкования Конституционного Суда Российской Федерации, устраняющие «неясности в понимании» тех или иных положений Конституции, количество которых перевалило за десяток, — это не лучший выход из положения. Тем более что по форме и содержанию эти акты неоднозначны как для теоретиков права, так и для субъектов правоотношений. Следовательно, назрела необходимость внесения целого ряда изменений непосредственно в Конституцию РФ 1993 г., основанных на системном анализе ее текста.

Во-вторых, необходима кардинальная корректировка Конституции РФ на предмет выравнивания баланса ветвей власти, создания наряду с системой «сдержек и противовесов», называемой контрольными функциями, нормальной работающей системы, которая стала бы основой для конструктивного взаимодействия государственных органов вместо их деструктивной конфронтации. Похоже, что к такой работе или как минимум к выводу о ее необходимости пришли уже все здравомыслящие политики, а не только специалисты в области права. Иного пути, как представляется, нет. И его надо пройти не только во имя и ради нормального поступательного развития российской государственности, но и ради укрепления позиций страны на международной арене, восстановления ее престижа в мировом сообществе.

Что же касается данных, ставящих под сомнение легитимность принятия Основного Закона, то они могут быть использованы политиками в целях упрощения процедуры внесения поправок в Конституцию РФ или принятия ее новой редакции. Думается, что сегодня это их главное назначение, поскольку работа предстоит большая, а действующая схема изменения Конституции фактически блокирует все рациональные инициативы, направленные на совершенствование основ правового регулирования в нашей стране.

1Рудинский Ф.М. Дело КПСС в Конституционном Суде. М., 1999. С. 117.

2 Независимая газета. 1993. 15 окт.

148

3 См., напр.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С. 58; Комарова В.В. Формы непосредственной демократии. М., 1998. С. 29.

4 Сб. документов и материалов Специальной комиссии Государственной Думы. М., 1999. С. 251-254.

5«Решительная политическая схватка в России наступит в сентябре, а август надо использовать для артподготовки...» {из выступления Б.Н. Ельцина на совещании государственных телекомпаний России и руководителей средств массовой информации 12 августа 1993 г.) // Исаков В.Б. Госпереворот: Парламентские Дневники 1990-1991. М., 1995. С. 404-405.

149

6 См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность.

М., 1977. С. 171-174.

7 Заключение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 сентяб­ря 1993 г. // Конституционный вестник. 1994. № 1 (17). С. 122.

8 Коржаков А.В. Борис Ельцин: от рассвета до заката. М.. 1997. С. 155.

150

9См.: Дмитриев Ю.А., Комарова В.В. Референдум в системе народовластия. М., 1995. С 79-81.

151

10Правда. 1989. 6 февр.; Киров В.Ц., Цветанов К.В. Парадоксы государствен­­ной власти в гражданском обществе М., 1992.

11Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

3993. №3. С. 25-32.

12См.: Дмитриев ЮЛ., Комарова В.В. Референдум в системе народовластия.

С. 195-213.

13См.: Лучин В.О. Указное право в России. М., 1996. С. 11.

14САПП РФ. 1993. № 42. Ст. 3999,4000.

15См.: Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. С. 162-179.

152

16Тем не менее, например, А. Собянин утверждает, что «вброс» бюллетеней

во время проведения референдума имел место (см.: Собянин АЛ., Суховольский В.Г.

Демократия, ограниченная фальсификациями. М., 1995. С. 110-114).

17САПП РФ. 1993. № 42. Ст. 1633.

153

18 См.: Исаков В.Б, Госпереворот: Парламентские дневники... С. 241-242.

154

19См.: Исаков В.Б, Госпереворот: Парламентские дневники... С. 242.

155

20 Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Т. 1 / Под ред. Б.А. Страшуна. М., 1996. С. 389.

21Законы, постановления и другие акты, принятые четвертым Съездом на­родных депутатов СССР. М., 1991. С. 28.

156

22 Бюллетень Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 1994. № 1 (12). Все последующие цифры и расчеты взяты из этого же источника.

157

23 См.: Лукьянов А. И. В водовороте российской смуты. М., 1999. С. 298.

159

24Алексеев С.С.. Что есть право?// Независимая газета. 1993. 15 окт. С. 5.

25См.: Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.

С. 212-220.

26 См.: Лучин В.О. Указное право в России. С. 12-13.

160

27Лукьянов А.И. Осенний триптих. Смоленск, 1995. С. 229

28Ясаков В.Б. Конституция, по которой невозможно жить// Конституцион­ный вестник. 1994. № 1 (17). С. 33-35.

1

2

3

4

5

6

7

8