Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Экзамен зачет учебный год 2023 / Авакьян_ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
62.49 Кб
Скачать

Заглавие статьи

ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Автор(ы)

С. А. Авакьян

Источник

Вестник Московского университета. Серия 11. Право,  № 1, 2011, C. 21-38

Рубрика

  • ПРОБЛЕМЫ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА

Место издания

Москва, Россия

Объем

52.0 Kbytes

Количество слов

6261

Постоянный адрес статьи

http://www.ebiblioteka.ru/browse/doc/24550024

Практика конституционных реформ: некоторые проблемы

Автор: С. А. Авакьян

С. А. Авакьян, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, зав. кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ*

ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННЫХ РЕФОРМ: НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ**

В статье рассматриваются понятие конституционной реформы, возможности реформирования действующей Конституции Российской Федерации, ее пересмотра, принятия поправок к Конституции.

Ключевые слова: Конституция; конституционные реформы; пересмотр Конституции; поправки к Конституции; причины конституционного реформирования.

The article examines the concept of constitutional reform, the possibility of reforming the Constitution of the Russian Federation, revision and amendments to the Constitution.

Keywords: Constitution; constitutional reforms; revision to the Constitution; amendments to the Constitution; reasons of the constitutional reformation.

Понятие конституционной реформы. Проведение конституционных реформ невозможно без ясного понимания того, что такое конституционная реформа. Сам термин "реформа" предполагает масштабные действия. Если же говорить о конституционной реформе, то, вероятно, такие действия должны касаться основного закона государства: предполагается увязывание реформирования именно с самой конституцией государства, ее текстом. Однако тут же возникают как минимум два вопроса.

Во-первых, любое ли изменение текста конституции можно назвать реформой? Дополнение текста конституции либо исключение из него какого-то положения может быть незначительным: в таком случае само слово "реформа" может "возвысить" достаточно мелкое, "техническое", усовершенствование текста основного закона. В связи с этим важно подчеркнуть: не количество изменений, а именно их суть позволяет назвать произведенное изменение реформой. Например, когда 30 декабря 2008 г. в Конституцию Российской Федерации включили норму о том, что Правительство РФ представляет ежегодный отчет Государственной Думе, это выглядело как реформа, хотя при внесении законопроекта Президент РФ уточнил, что речь не идет о начале конституционных реформ. Однако, несмотря на данное заявление пре-

* avakian@law.msu.ru

** Публикация подготовлена в рамках реализации ФЦП "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 гг.

стр. 21

зидента, сам факт обновления Конституции воспринимается в научных кругах как ее реформирование.

Во-вторых, поскольку совокупность источников конституционного права как отрасли права зачастую называют конституционным законодательством, закономерен вопрос: надо ли считать конституционной реформой только изменения текста конституции или необходимо расширить понятие "реформа", включив в него совершенствование конституционного законодательства в целом? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Характерный сегодня динамизм конституционного законодательства Российской Федерации, частое появление актов, составляющих конституционно-правовое регулирование, приводят к выводу о том, что мы находимся в процессе постоянного конституционного реформирования, а это, в свою очередь, способно девальвировать само понятие "конституционная реформа" - все-таки это не ординарное, а принципиально новое регулирование! Именно последнее обстоятельство позволяет не бояться использования понятия "конституционная реформа" при очень важных, этапных решениях, если даже они производятся посредством текущего регулирования общественных отношений1.

Итак, все определяет прежде всего предмет регулирования. Например, создатели Конституции РФ 1993 г. все сделали для того, чтобы в ней не была видна функция парламентского контроля Федерального Собрания Российской Федерации и его палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Но дальнейшие шаги законодателя, после-

1 См. об этом: Керимов А. Д. Проблемы конституционной реформы и государственного строительства. М., 2000; Аничкин Е. С. "Преобразование" Конституции Российской Федерации (к вопросу о дискуссии вокруг одной правовой категории) // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 22; Он же. "Преобразование" Конституции Российской Федерации и развитие конституционного законодательства в конце XX - начале XXI вв.: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Тюмень, 2010; Дорошенко Е. Н. О перспективах внесения поправок в Конституцию РФ // Современный российский конституционализм: проблемы теории и практики: Сб. / Отв. ред. СВ. Нарутто, Е. С. Шугрина. М., 2008; Ермолаева А. А. Поправки к Конституции Российской Федерации: теория и практика // Российское право: образование, практика, наука. 2009. N 7; Качмазов О. Х. Некоторые проблемы пересмотра Конституции и внесения в нее поправок // Конституция и конституционная законность: Мат-лы науч.-практ. конф. / Под ред. А. М. Цалиева. Владикавказ, 2005; Киреев В. В. Проблемы конституционного правотворчества // Проблемы права (Челябинск). 2006. N 3; Он же. Конституционная реформа в Российской Федерации. М., 2006; Он же. Теоретические проблемы реформирования Конституции Российской Федерации. Челябинск, 2008; Он же. Теоретические проблемы реформирования Конституции Российской Федерации: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. Челябинск, 2010; Старилов Ю. Н. "Корректировка" Конституции: Административная "логистика" внесения поправок в Основной Закон // Юридические записки: сб. науч. тр. Вып. 22: Демократия и правовая система России: преимущества, достижения и противоречия / Под ред. Ю. Н. Старилова. Воронеж, 2009; Таева Н. Е. Некоторые проблемы преобразования Конституции Российской Федерации // Современный российский конституционализм: проблемы теории и практики. М., 2008.

стр. 22

довательно вводившего элементы парламентского контроля в федеральных конституционных законах (особенно "О Правительстве Российской Федерации" 1997 г.), федеральных законах (в первую очередь "О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации" 2005 г.), знаменовали конституционные реформы - появление новых возможностей парламента и его палат, не обозначенных ранее в Конституции, но все же являющихся в целом предметом ее регулирования.

К этому следует добавить, что внешняя форма правотворчества также может служить доказательством конституционного реформирования. Наглядный тому пример: все ранее вносившиеся предложения о принятии новых федеральных конституционных законов (о Федеральном Собрании Российской Федерации, о Президенте Российской Федерации, об основах федеративного устройства РФ и др.) отвергались прежде всего по тому основанию, что данные конституционные законы прямо не названы в Конституции РФ и поэтому не имеют права на существование. Но в 2009 г. законодатель, так сказать, "выбил почву" из-под этого аргумента: появился Федеральный конституционный закон от 9 ноября 2009 г. "О Дисциплинарном судебном присутствии"2. Отсутствие указания на данный правовой институт в Конституции РФ не стало препятствием для законодателя, и он фактически произвел конституционную реформу, открыв путь для принятия иных федеральных конституционных законов: тем самым была заложена основа для принципиально иной конституционной практики.

Причины конституционных реформ. Вопрос о причинах конституционных реформ частично исследован в науке конституционного права (особенно в работах В. В. Киреева3), однако в целом он связывается с догматическим подходом к Конституции, который состоит в том, что правильные установочные критерии используются в качестве основы для консервации и сохранения "первозданности" конституционного текста.

Иными словами, речь идет о том, что одни исследователи и политики выступают приверженцами принципа стабильности конституции. Конечно, этот принцип конституции настолько общепризнан, что включается в любой учебник конституционного права. Однако стабильность такого рода авторы понимают уж очень буквально - как неизменяемость текста, т.е. не только возможность отказа от данной конституции в пользу принятия новой, но даже внесение поправок в действующий основной закон не допускаются. Получается, что это не просто стабильность, а своего рода незыблемость, которая понимается вполне однозначно - как неприкосновенность текста.

2 СЗ РФ. 2009. N 42. Ст. 5261.

3 См.: Киреев В. В. Конституционная реформа в Российской Федерации; Он же. Теоретические проблемы реформирования Конституции Российской Федерации.

стр. 23

Поскольку от окружающей действительности отмахнуться нельзя, а она дает новые решения, не соответствующие нормам Конституции или даже противоречащие ей, с неизбежностью встает вопрос: что в таком случае надо делать? Продолжая уповать на иллюзорную "стабильность", ее апологеты говорят о некоем "переходном периоде", допуская при этом одновременно и действие норм данной конституции, и фактическое развитие общественных отношений как бы не совсем в русле конституции, но и не в прямом противоречии с нею, а в продолжение ее общих положений: оформление таких отношений производится актами текущего законодательства, тем самым происходит "преобразование" конституции, т.е. приспособление ее норм к новой действительности4.

Сторонников такого подхода не смущает тот факт, что при этом возможна "корректировка" норм подобной "стабильной" конституции нормами текущего законодательства: последние фактически заменяют конституционные, и без них уже не применяются нормы основного закона. Они полагают, что по истечении "переходного периода" будет разработана и принята новая конституция, способная вобрать в себя и сохранившие жизнеспособность нормы прежнего основного закона, и новые правила из текущего законодательства.

Другой подход к проблеме состоит в том, что Конституция имеет не одну, а две характеристики - стабильность и динамизм. Суть первой заключается в незыблемости основных конституционных устоев, а динамизм допускает возможность отражения в конституции созревших текущих правил, детализирующих практику реализации тех или иных прав и свобод, деятельности государственных органов и т.д. Главное заключается в том, что динамизм сочетается со стабильностью, не "опрокидывая" ее. Такой подход используется, например, в Германии. За время действия Основного закона с 1949 г. в него вносились изменения и дополнения порядка пятидесяти раз, но от этого суть государства, его социальный, экономический и политический фундаменты не изменились. Вместе с тем последовательно расширялись гарантии прав и свобод, конституционное регулирование федеративных отношений и т.д. Более того, все эти новшества укрепляли именно стабильность как системы в целом, так и Основного закона ФРГ.

4 Один из наиболее последовательных приверженцев теории "преобразования" конституции М. А. Митюков связывает возникновение данной теории с именем известного немецкого ученого Георга Еллинека, который действительно одним из первых использовал это понятие (см.: Митюков М. А. О преобразовании Конституции Российской Федерации // Право и власть. 2001. N 1; Он же. Конституция Российской Федерации: направления и способы ее преобразования // Государственная власть и права человека: Мат-лы науч.-практ. конф., посвящ. 85-летию со дня рожд. проф. А. И. Кима, 14 декабря 2000 г. / Отв. ред. В. Ф. Волович. Томск, 2001; Он же. О преобразовании Конституции Российской Федерации // Конституционное развитие России: Межвуз. сб. науч. статей. Вып. 4. Саратов, 2003).

стр. 24

Таким образом, в современном конституционализме просматриваются два подхода к проблемам конституционного реформирования: один назовем консервативным, при котором реформирование в силу своего чрезвычайного характера представляется явлением весьма редким и преимущественно связанным с принципиальными изменениями природы строя; второй можно охарактеризовать как рациональный (изменения вносятся по мере необходимости). Совершенно очевидно, что эти два пути не исключают друг друга: в практике конституционализма необходимые шаги по изменению конституции, отнюдь не связанные с качественным видоизменением системы и не влияющие на ее общие характеристики, тщательно продумываются и занимают обычно достаточно много времени. В некоторых странах существует двухэтапный процесс изменения конституции: после первого обсуждения конституционных поправок делается перерыв на достаточный срок и только после этого парламент возвращается к их обсуждению. В других странах подобные шаги имеют более радикальный характер: если встает вопрос о существенном реформировании конституции или о принятии новой, после первичного обсуждения проекта происходит избрание нового парламента, который продолжает реформаторскую работу.

Впрочем, политическая целесообразность может привести и к скорым решениям. Так и было, например, в России в 2008 г., когда быстро разработали и внесли в Конституцию поправки, связанные с увеличением срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы, а также с представлением Правительством Российской Федерации ежегодного отчета в Государственную Думу.

Опыт Российского государства, а также всего мирового сообщества позволяет обобщенно назвать разные причины конституционного реформирования. Автор этих строк неоднократно в своих публикациях высказывал более подробные соображения5, но здесь приведем лишь краткие выводы относительно причин конституционного реформирования.

Во-первых, первой, формальной, причиной не просто конституционного реформирования, а принятия новой конституции является возникновение нового государства. Разумеется, при этом учитываются факторы, связанные с политическим и социально-экономическим развитием той общности людей, которая населяет территорию данного государства. Возникновение нового государства может стать импульсом принятия новых конституций объединившихся государств, создавших тем самым федерацию и ставших ее субъектами.

Во-вторых, это оформление нового социально-экономического и политического строя в соответствующем государстве, даже если