Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

учебный год 2023 / Дело КПСС

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
45.54 Кб
Скачать

«Дело КПСС», или Постановление КС РФ 30 ноября 1992 г. N 9-П

Повод: Президент, издавая указы, вторгся в сферы законодательной и судебной властей (приостановление деятельности общественного объединения возможно только в условиях чрезвычайного положения, которого не было в момент издания Указа; Президент превратил собственность КПСС в государственную собственность).

Указом Президента от 23 августа 1991 года была приостановлено деятельность КП РСФСР, а Указом от 6 ноября 1991 года прекращена на территории РФ деятельность КПСС и КП РСФСР.

Об этих указах. КС предлагает рассматривать их вместе как взаимосвязанные. В преамбуле одного из них отрицается природа КПСС как политической партии:

«Учитывая, что КП РСФСР в установленном порядке не зарегистрирована, а регистрация КПСС ранее прямо управлявшимися ЦК КПСС государственными органами СССР осуществлена с грубыми нарушениями закона и не носит для РСФСР преюдициальной силы»

Это очень важно, ведь именно от ответа на вопрос, были ли организации, именовавшие себя КПСС и КП РСФСР, политическими партиями, во многом зависит признание рассматриваемых Указов и самих организаций конституционными или неконституционными.

Правовая база Указов. Из республиканских актов, регулирующих статус общественных объединений, в РФ существовало только Положение о добровольных обществах и союзах 1932 года, но оно определяло правовой статус не партий, а «организаций общественной самодеятельности трудящихся масс города и деревни», поэтому оно не подходит. Есть еще Закон СССР от 9 октября 1990 года «Об общественных объединениях», который фактически признавался действующим и применялся на территории РФ. Этот закон устанавливает, что деятельность общественных объединений может быть приостановлена только в условиях чрезвычайного положения.

Из содержания Указа от 23 августа 1991 года следует, что Президент Российской Федерации при его издании исходил из статуса Компартии как общественного объединения.

О сущности Компартии РСФСР. Все документы КП РСФСР свидетельствуют о том, что она рассматривала себя в качестве структурной части КПСС и не являлась самостоятельной партией. Назначение ее состояло в том, чтобы объединить партийные организации КПСС, расположенные на территории РСФСР, координировать и направлять их деятельность. Вот факты за это:

  • возникла по инициативе политбюро ЦК КПСС;

  • Уставом КПСС компартии республик объявлялись самостоятельными в системе КПСС, и, соответственно, членство в какой-либо из них одновременно означало членство в КПСС;

  • общественным объединением признается добровольное формирование, возникшее в результате свободного волеизъявления граждан, но при образовании КП РСФСР это не принималось во внимание;

  • КП РСФСР не имела своего устава и собственной программы.

Как повел себя президент во время путча ГКЧП? В условиях фактической бездеятельности высших государственных органов СССР Президент издал ряд указов, направленных на защиту Конституции и обеспечение государственной и общественной безопасности.

Как по закону можно было прекратить деятельность партии? В законодательстве, действовавшем в тот период, нет общей нормы, прямо предусматривающей основания и порядок приостановления деятельности политических партий. В то же время возможность такого приостановления закреплялась не только в пункте "в" статьи 23 Закона "О чрезвычайном положении", но и в Законе СССР от 2 апреля 1990 года "Об усилении ответственности за посягательства на национальное равноправие граждан и насильственное нарушение единства территории Союза ССР".

Из этого следует, что законодатель исходил из принципа, согласно которому приостановление деятельности политических партий, помимо случаев чрезвычайного положения, возможно при наличии тех же оснований, что и недопущение их деятельности (ст. 7 Конст.), то есть в интересах

  • обеспечения безопасности граждан,

  • государственной и общественной безопасности,

  • нормальной деятельности государственных институтов.

В тех актах, где прямо закреплена возможность приостановления деятельности общественных объединений, такое полномочие предоставлено Президенту.

Указ Президента был направлен на непосредственное применение части второй статьи 7 Конституции Российской Федерации в редакции от 24 мая 1991 года, не допускающей деятельности партий, организации и движений, имеющих целью или методом действий, в частности, насильственное изменение конституционного строя, подрыв государственной безопасности. При этом судебный порядок ограничения права на объединение в Конституции Российской Федерации закреплен не был. Указ же предусматривал обращение к органам судебной власти после завершения расследования для решения вопроса о неконституционности действий КП РСФСР.

Не соответствует принципу разграничения компетенции содержащееся в пункте 1 поручение МВД РСФСР провести расследование фактов антиконституционной деятельности органов Компартии, так как ОВД согласно УПК не вправе проводить предварительное расследование по такого рода делам.

Вопрос об имуществе КПСС. Президент объявил государственной собственностью имущество партии. Точное определение субъекта права, находившийся в управлении органов КПСС, затруднено вследствие огосударствления основной массы национального богатства. По Конституции СССР 1977 года «профсоюзы и иные общественные» организации могут обладать имуществом, необходимым им для осуществления уставных задач. НО! понятие «общественные организации» в данном контексте не включало КПСС. Конституция разделяет эти понятия (напр., в статье 6 говорит о роли КПСС, а в статье 7 – о роли профсоюзов, комсомола). КПСС была вне гражданско-правового регулирования отношений по поводу ее имущества. Так, в отношении имущества КПСС не осуществлялся финансовый контроль государства, даже бухгалтерский учет велся не в соответствии с установленным порядком.

Таким образом, имущество КПСС находилось в ее распоряжении без правового основания (но м.б. и законно на праве собственности). Собственники переплелись: где государство, где партия, где иные лица – не ясно. Это должен решить компетентный суд, а не КС РФ. И все же нельзя признать правомерным безоговорочное объявление государственной собственностью той части находившегося в управлении КПСС имущества, право собственности на которое принадлежало ей как общественному объединению (членские взносы, доходы от издательской деятельности). Обращение такого имущества в государственную собственность не может по действующему праву производиться актом исполнительной власти. В этой части Указ президента неконституционен.

Почему президент решил запретить именно КПСС? В стране в течение длительного времени господствовал режим неограниченной, опирающейся на насилие власти узкой группы коммунистических функционеров. Имеющиеся в деле материалы свидетельствуют о том, что руководящие органы и высшие должностные лица КПСС действовали в подавляющем большинстве случаев втайне от рядовых членов КПСС. На нижестоящих уровнях управления вплоть до района реальная власть принадлежала первым секретарям соответствующих партийных комитетов. Лишь на уровне первичных организаций КПСС имела черты общественного объединения, хотя производственный принцип формирования этих организаций ставил членов КПСС в зависимость от их руководства, тесно связанного с администрацией.

Руководящие структуры КПСС и КП РСФСР присвоили государственно-властные полномочия и активно их реализовали, препятствуя нормальной деятельности конституционных органов власти. Это послужило юридическим основанием для ликвидации данных структур указом высшего должностного лица РФ. Действия Президента были продиктованы объективной необходимостью исключить возврат к прежнему положению, ликвидировать структуры, повседневная практика которых была основана на том, что КПСС занимала в государственном механизме положение не согласующееся с основами конституционного строя.

Ограничительное толкование Указа. Слишком широкая формулировка пункта 1 Указа, предусматривающая прекращение деятельности и роспуск организационных структур КПСС и КП РСФСР, не учитывает отмеченное выше различие между руководящими структурами и первичными организациями КПСС, образованными по территориальному принципу.

Если толковать Указ буквально, то можно допустить дискриминацию всех коммунистов, даже тех, что работали в первичных организациях КПСС, образованных по территориальному принципу. Поэтому толковать Указ надо ограничительно, чтобы депутаты-коммунисты сохранили в представительных органах свои мандаты и фракции, ведь членство в компартии и прежняя работа в ней не служит основанием для какой-либо дискриминации.

Гарантия соблюдения Конституции (прав и свобод граждан) – пункт 2 Указа, запрещающий органам исполнительной власти и прокуратуры преследовать российских граждан за факт принадлежности к КПСС и КП РСФСР.

Отвечает ли КПСС признакам общесоюзного общественного объединения? В связи с событиями 19-21 августа 1991 года генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев призвал ЦК КПСС «принять трудное, но честное решение о самороспуске». Это стало началом распада КПСС как общесоюзной политической организации. Все главы сложили с себя полномочия, все партии союзных республик приняли решение о приостановлении деятельности. Таким образом, к ноябрю 1991 года коммунистические партии республик прекратили свое существование. Это означало, что КПСС перестала отвечать признакам общесоюзной политической партии, предусмотренным частью второй статьи 6 Закона СССР "Об общественных объединениях".

Что касается Компартии РСФСР, то, как отмечено выше, она до самого момента издания рассматриваемых указов Президента Российской Федерации оставалась составной частью КПСС и в самостоятельную политическую партию не оформилась.

Право не знает эталонного образца политической партии, получившего нормативно-правовое закрепление, который можно было бы использовать при анализе общественной природы КПСС. Компартия с момента завоевания ею власти обладала двойственной природой: будучи воплощением общественных начал, она в лице своих руководящих органов представляла параллельную государственным органам структуру власти, которая обслуживалась органами государственной власти и управления, а также органами правосудия и прокурорского надзора и в свою очередь обслуживала их.

Многомиллионная масса рядовых коммунистов, равно как и большинство выборных членов руководящих органов - делегаты партийных съездов, члены ЦК, обкомов, райкомов, были лишены возможности оказывать сколько-нибудь реальное воздействие на деятельность партии и ее аппарата. Это была имитация легитимности и демократического политического процесса.

О.М. О роли первичных организаций в деятельности КПСС

Членство в КПСС, в первичных структурах при отсутствии альтернативы не было добровольным; оно не удовлетворяло общественные потребности в политической деятельности; первичные организации не обладали «общественным характером».

Первичные организации как основа партии действовали в соответствии с генеральной линией КПСС, не только единодушно одобряли все антиконституционные решения и деятельность руководящих структур КПСС, но активно их пропагандировали и, используя те же методы, средства, идеи, исполняли их, привлекая репрессивный аппарат правоохранительных органов.

Таким образом, первичные организации КПСС составляли сущностное единство со своими руководящими структурами высшего уровня, были исполнительными звеньями единого государственно-партийного механизма.

Вопрос о конституционности КПСС – не решен КС РФ, т.к. такая структура уже прекратила свое существование. О.М. – очень плохо, что КС РФ не стал рассматривать этот вопрос, потому что КПСС в 1917 году получила власть незаконным путем, в 1920-е, 1930-е, 1940-е, 1950-е… терроризировала весь русский народ, нарушала Конституцию и т.д. Нужно было доказать и на основе приведенных Судом фактов констатировать ее неконституционность.

О.М. Вопрос о границах полномочий президента. Конституция и законы РФ определяют полномочия Президента перечневым методом: совокупность прав, обязанностей, предметов ведения, образующих компетенцию Президента, закреплена и носит исчерпывающий характер. Полномочия Президента не подлежат расширительному толкованию. Акты и действия Президента должны основываться на конкретных нормах права.

Президент России, по существу, присвоил себе дискреционную власть, основанную на преобладании целесообразности над законностью, и для достижения поставленной цели использовал не предусмотренные законом меры и санкции. Дискреционный метод разрушает складывающееся разделение властей, ведет к необоснованному расширению административных способов регулирования общественных отношений, а в итоге – к отказу от ряда демократических принципов.

В постановлении КС правомерность действий Президента Конституцией, согласно которой он полномочен принимать меры по обеспечению государственной и общественной безопасности. Однако это не является исключительно прерогативой Президента: такие меры вправе принимать и законодательная, и судебная власти в пределах собственных полномочий. Президент может использовать не любые, а лишь определенные меры, которые предусмотрены законом и входят именно в его компетенцию. Приостановление деятельности политической партии в обычных условиях не входит в перечень полномочий Президента.

Российскому законодательству не известен институт «объявления» государственной собственностью какого-либо имущества. Введение его Президентом означает вторжение в сферу законодательной власти, нарушает принцип разделения властей. «Объявив» государственной собственностью имущество КПСС, Президент также присвоил прерогативы судов общей юрисдикции.

Закон РФ «О Президенте Российской Федерации» отмечает, что принцип «разрешено все, что не запрещено законом» не распространяется на государственные органы и их должностных лиц.

О.М. О присяге Президента: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента соблюдать Конституцию и законы, защищать ее суверенитет, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, права народов и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности».

Десять раз ссылается на данное положение КС, придав ему тем самым качество одного из краеугольных камней, на которых базируются выводы Суда о конституционности ряда положений проверяемых актов Президента.

Значение присяги существенно преувеличено, ибо оно обладает преимущественно нравственным, а не юридическим характером, не способно предотвратить ненамеренные нарушения Конституции со стороны исполнительной власти. Главное, однако, заключается в том, что это конституционное положение направлено на защиту Конституции от посягательств на нее со стороны главы исполнительной власти и высшего должностного лица государства. Оно налагает на Президента обязанности, но не дает ему полномочий и в силу этого не может служить аргументом в пользу конституционности тех положений рассматриваемых Указов.

Присяга не может служить обоснованием юридической ответственности иных субъектов конституционных отношений, в частности политических партий. Даже если исходить из презумпции добросовестности действий Президента, отсутствия у него умысла нарушить Конституцию, то и в этом случае нет оснований считать присягу оправданием каких бы то ни было действий Президента, выходящих за пределы его полномочий. В противном случае неизбежна ситуация, когда присяга преподносится в качестве нормативного обоснования ее же нарушения. Именно это и произошло в рассматриваемых Указах Президента и в постановлении Конституционного Суда от 30 ноября 1992 года.

О.М. А если не опираться на законы, рассматривая это дело (почему зря ликвидировали КПСС)? Законы – штука преходящая: сегодня одни, завтра другие. Объективное мерило, которым Суд не может пренебрегать, – права человека. Именно они являются тем оселком, на котором должно выверяться каждое положение постановления КС по данному делу. Права человека – не дар государства своим гражданам, обязанным за это ему абсолютным послушанием, а атрибутивное свойство всякого демократически организованного общества и самой личности. Именно права человека определяют пределы государственной власти, за которые она по Конституции не вправе вторгаться.

Политический и юридический смысл ликвидации политических партий заключается в устранении из конституционного политического пространства антиконституционных сил. Что нужно такого сделать, чтобы мы могли сделать вывод о неконституционности политической партии?

Демократия не нуждается для своего развития в прекращении или запрете политических партий, если они не представляют реальной угрозы для самих демократических основ общества, жизненно важных интересов личности, общества и государства. Используемые в доктрине КПСС понятия и термины "социалистическая революция", "отмирание государства", "диктатура пролетариата", "экспроприация экспроприаторов", "социалистический интернационализм", "религия – опиум народа" и пр. не равнозначны цели насильственного изменения конституционного строя и целостности государства, подрыву его безопасности, разжиганию социальной, национальной или религиозной розни и не могут квалифицироваться как призывы к такому насилию.

Пропаганда идей, даже если они не разделяются большинством общества, Конституцией Российской Федерации не запрещается. Напротив, Конституция гарантирует такую возможность, закрепляя право граждан на объединение в общественные организации, свободу слова, печати и пр., и тем самым способствует формированию механизма саморегуляции и саморазвития социума.

О.М. О сущности конституционного государства. Конституционное государство не тождественно государству, имеющему конституцию. Для конституционного государства характерны две главные особенности: народовластие, участие народа непосредственно, путем референдума и в других формах, или опосредованно, через избранных им представителей, в законодательстве и контроле за его исполнением; ограничение государственной власти, мера которого устанавливается закрепленными в конституции правами и свободами человека и гражданина.

Проблема состоит в том, что, с одной стороны, государство и его институты должны быть гарантированы от разрушения под действием политических и иных общественных сил, включая политические партии и общественные организации, цели которых не тождественны или не сопрягаются с конституционным строем; с другой стороны, гражданское общество должно быть гарантировано от произвола государства.