Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

учебный год 2023 / Доклад по Постановлению о компетенции СОЮ

.docx
Скачиваний:
1
Добавлен:
20.12.2022
Размер:
16.52 Кб
Скачать

Постановление Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 N 6-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации"

Предметом рассмотрения КС России стали положения федерального закона, которые наделяют прокуратуру правом надзора за НПА субъектов (в том числе законами субъектов) на предмет соответствия федеральному законодательству и правом обращаться в суд с требованием о признании таких актов недействительными.

Позиция КС России заключается в том, что недействительными по смыслу Конституции РФ являются НПА, признанные КС России неконституционными, и предлагает применять понятие «недействующие» по отношению НПА субъектов, которые не соответствуют федеральному законодательству. Разделяя эти категории, КС подчеркивает, что при признании акта, не соответствующим Конституции, он теряет юридическую силу и законодатель обязан привести положения акта в соответствии с конституционно-правовым смыслом, изложенным в решении КС России. При этом при признании акта недействующим суд лишь принимает решение о том, чтобы законодатель привел положения акта в соответствие с ФЗ, но не устанавливает единственно возможный вариант приведения такого акта в соответствие. Стоит отметить, что признание актов, не соответствующими Конституции, возможно только Конституционным Судом России.

Суд признал конституционным право прокурора осуществлять надзор за соответствием НПА субъектов федеральному законодательству и обращаться по этому поводу в суд, но признал неконституционным право суда признавать акт недействительным и утрачивающим юридическую силу.

Особое мнение судьи Г.А. Жилина. Жилин не соглашается с позицией КС о признании неконституционным право суда на признание акта субъекта недействительным. Разделение понятий «недействующий» и «недействительный», по мнению судьи, является искусственным, такого разделения в Конституции не имеется. Более того, лишение суда возможности в интересах защиты прав и свобод человека и гражданина признавать акты, утратившими юридическую силу, в связи с их противоречием актам, имеющим большую юридическую силу, является умалением авторитета судебной власти. В особом мнении судья отмечает, что данное право суда не нарушает принцип разделения властей и в судебной практике применяется для отмены незаконных решений органов законодательной (представительной) власти, что соответствует компетенции судов общей юрисдикции.