Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / Семинары / 3. Блок Форсированное строительство социализма (28-37).docx
Скачиваний:
9
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
213.99 Кб
Скачать

33. Органы государственной безопасности и правопорядка в период форсированного строительства социализма (1930-1941 гг.).

ОГПУ было создано после образования СССР и занималось, по преимуществу, вопросами государственной безопасности, а также борьбой с политическими преступлениями.

При создании НКВД Союза в 1934 ему были подчинены следующие ведомства:

Главное управление пограничных и внутренних войск,

Главное управление пожарной охраны,

Главное управление исправительно-трудовых лагерей и трудовых поселений,

отдел актов гражданского состояния;

А ОГПУ было включено в качестве Главного управления государственной безопасности.

Позже в НКВД вошли также Главное управление шоссейных дорог, Главное управление геодезии и картографии, Главное архивное управление и др. НКВД очень разбух, к тому же ему приходилось руководить весьма разнородными сферами управления. Этим объясняют выделение из состава Наркомвнудела в начале 1941 г. Главного управления государственной безопасности, которое стало самостоятельным наркоматом.

1. Советская внешняя разведка давала порой удивительные результаты: сообщение об утверждении плана нападения на Советский Союз, знаменитого "плана Барбаросса", лежало на столе у Сталина уже через 11 дней после его подписания Гитлером. К сожалению, данные разведки не всегда правильно воспринимались руководством страны, что, в частности, повлияло впоследствии и на неудачное начало Великой Отечественной войны. К сожалению, и внешнюю разведку не обошли репрессии.

2. Контрразведка: её усилиями, особенно в предвоенный период, были обезврежены целые подпольные организации зарубежных разведок.

3. Борьба с внутренними «врагами».

  • Ни в чем не повинные люди вдруг становились агентами японской, германской, английской разведок со всеми вытекающими отсюда последствиями.

  • Многие коммунисты обвинялись в троцкизме, что тоже считалось преступлением не только против партии, но и против государства.

  • Многие советские граждане обвинялись в подготовке надуманных террористических актов, диверсий, вредительстве. Надо сказать, что какие-то основания для обвинения всегда находились, когда дело попадало в руки следователей НКВД, они мигом придавали ему политическую окраску, хотя обычно никакого контрреволюционного умысла у обвиняемых не было.

  • Большое распространение получили дела об антисоветской пропаганде и агитации. Под нею понималась почти всякая критика существующих порядков. Это использовалось корыстными и недобросовестными людьми.

Нельзя сказать, что все эти беззакония совсем не вызывали никаких протестов, и в первую очередь со стороны прокуратуры (факты активного противодействия беззаконию отмечаются в первой половине 30-х гг). Однако известны случаи, когда прокурорское реагирование на произвол приводило к тому, что сами прокуроры оказывались за решеткой. Такая судьба постигла даже Прокурора Союза И. А. Акулова.

Милиция

В 1930 г. были упразднены народные комиссариаты внутренних дел союзных и автономных республик, ведавшие коммунальным хозяйством, пожарной охраной, борьбой с преступностью и т. д. На базе их структурных подразделений были созданы отраслевые органы, непосредственно подчиненные совнаркомам республик, в том числе управления милиции и уголовного розыска.

В 1931 г. было издано Положение о Рабоче-крестьянской милиции Союза ССР, в котором впервые регламентировались ее организация и деятельность в масштабе всего Союза. Положение предусматривало более полное подчинение органов милиции ее центральным органам.

В 1932 г. было создано Главное управление Рабоче-крестьянской милиции при ОГПУ, подчинившее республиканские управления милиции. При образовании в 1934 г. Наркомата внутренних дел СССР Главное управление милиции было включено в его состав.

В данный период были реорганизованы и контрольные органы. По решению XVII съезда партии ЦКК-РКИ была упразднена. Вместо нее создавались самостоятельные Комиссия партийного контроля и Комиссия советского контроля при Совнаркоме СССР. Партийный контроль, таким образом, был вновь отделен от государственного.