
учебный год 2023 / Семинары / 6. Крестьянская реформа
.docx
19 февраля 1861 года император Александр II в Петербурге подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов, касающихся вопросов освобождения крестьян, условий выкупа ими помещичьей земли и размеров выкупаемых наделов по отдельным районам. На вершине иерархии данных актов стоит Манифест, положения которого конкретизируется в Общем положении о крестьянах, которое, в свою очередь, конкретизируется в Правилах о порядке приведения в действие Положений.
Документы вступили в силу не в феврале, а они начали постепенно их начали обнародовать с 5 марта, причем только в двух городах Российской Империи (Петербург и Москва), соответственно, с этого момента публикации они вступают в действие. Также в самих документах была предусмотрена поэтапность проведения данной реформы (ПП).
I этап
После подписания и введения в действие документов крестьяне именовались свободными сельскими обывателями (ОП, 2). Сроки для определения прав и обязанностей свободных сельских обывателей - с момента обнародования документа до введения в действие уставной грамоты (ПП, 4), примерно в течение двух лет (ПП, 22).
Чтобы определить статус крестьян в данный период, сначала нужно посмотреть Общее положение, затем конкретизацию в Правилах о порядке приведения в действие Положений; к первому этапу относятся следующие статьи - ОП, 1, 2 (общая характеристика статуса), 21 (свобода в личных правах, право свободного брака), 22, 23, 24, 25, 26 (помещик как третейский судья), 27, 28 (помещик как собственник земли имеет право знать, что происходит на его земле), 29 - данные статьи подчеркивают статус крестьян как свободных; конкретизация статуса в этот период в Правилах о порядке приведения в действие Положений - ПП, 2 (перекрепление запрещено, потому что крестьяне свободные; происходит расширение гражданской правоспособности и приобретение личной свободы).
Вопрос с землей в этот период - ПП, 4 (крестьяне продолжают пользоваться угодьями, они не приобретают права собственности, а продолжают пользоваться той землей, которая была у них до начала проведения реформы), так как они продолжают пользоваться той землей, которой пользовались и раньше, земля оставалась помещичьей, а за право пользования чужой землей нужно выполнять барщинную повинность и выплачивать оброк. Оброк для крестьян был легче; требования к выплате оброка - ПП, 5 (регламентируется, что можно брать в качестве оброка, а что нельзя; отменяются добавочные сборы, идет перечисление дополнительных платежей, которые уже отменены). Барщина была облегчена - с оброка на барщину переводить в одностороннем порядке нельзя, нужно согласие крестьянина (ПП, 6); женская барщина не допускается свыше двух дней, мужская - свыше трех дней в неделю (ПП, 7); за лето можно потребовать, чтобы работали не 12, а 8 дней (ПП, 9).
Месячина - это содержание, получаемое натурой от помещиков за шестидневную барщину безземельными крепостными крестьянами (например, часть продуктов, полученных трудом крестьянина). С ростом цены зерна помещикам стало выгоднее переводить земли крепостных в свои собственные и держать крепостных на месячине, затрачивая на это минимально возможное количество средств.
II этап
Двухлетний срок был подготовительным, чтобы был создан специальный институт мировых посредников. После двухлетнего срока, когда составлялись и вводились в действие уставные грамоты, крестьяне стали называться временнообязанными (ОП, 15). Чтобы стать временнообязанными, крестьяне должны были подписать уставную грамоту.
Уставная грамота - это:
а) договор, соглашение двух сторон (помещика и крестьян);
б) административный акт, воля одного лица (помещика, доверенного лица, мирового посредника);
Право составления уставной грамоты принадлежало помещику (ОП, 7; ПП, 21). Если сам помещик не мог составить грамоту, у него есть право определить доверенное лицо, которое за него будет составлять эту грамоту (ПП, 24). Если помещик принципиально не хотел составлять грамоту, был вообще против этой крестьянской реформы, мировой посредник в годовой срок обязан был сам составить грамоту без какого-либо согласия помещика (ПП, 29). Также возможно привлечение крестьян к составлению уставной грамоты (ПП, 36). После составления уставной грамоты, ее должен утвердить мировой посредник (ПП, 64). Мировой посредник мог как утвердить, так и не утвердить уставную грамоту. Не утверждал он ее, если содержание уставной грамоты не соответствовало местным положениям, которых было три вида в зависимости от вида земли (для черноземных, нечерноземных и степных земель).
В местных положениях определялись верхние и нижние пределы количества земли, и если в уставных грамотах не соблюдались эти требования, то документ не принимался и должен был приведен в соответствие с местными положениями, после чего уставная грамота утверждалась (ПП, 65). Далее идет введение в действие уставной грамоты (ПП, 69). С этого момента крестьяне приобретают статус временнообязанных.
До введения уставных грамот крестьяне продолжали пользоваться помещичьей землей. Временнообязанные крестьяне землю на праве собственности также не получали, право собственности сохраняется за помещиком, крестьяне пользуются землей помещика (ОП, 3). Те земли, которые зафиксированные в уставной грамоте, крестьяне должны были выкупить на третьем этапе. Очень часто крестьяне по уставной грамоте получали земли, худшие по качеству и меньшие по размерам, потому что были указаны минимальные и максимальные размеры (ОП, 6), чем они владели до крестьянской реформы. То есть уставные грамоты составлялись для того, чтобы на третьем этапе именно эти земли крестьяне обязаны были выкупать.
Крестьяне также обязаны были нести обязанности в пользу государства (ОП, 164), также сохранялась и рекрутская повинность (ОП, 192).
III этап
Время нахождения в состоянии временнообязанных не оговаривалось и зависело от помещика. Но оказалось, что крестьяне массово не хотели становиться собственниками, потому что земли были меньше и худшего качества. Позже выяснилось, что временнообязанных было слишком много, часть крестьян даже не приступила к третьему этапу (около 15%), поэтому в 1881 году был издан закон об обязательном выкупе наделов в двухлетний срок. В 1883 году категория временнообязанных на практике перестала существовать.
Чтобы перейти в раздел крестьян-собственников, временнообязанные крестьяне должны были приобрести в собственность поземельные угодья (ОП, 16). Но их так только именовали, поскольку они только приступали к операции выкупа, а собственниками они становились только тогда, когда заканчивали операцию выкупа.
Характеристика выкупной операции показана в Положении о выкупе (ПВ, 4). Операция осуществляется между государством и помещиком, государством и крестьянином. То есть государство стоит между помещиком и крестьянами, поэтому оно оказывает содействие. В основе выкупной операции лежит не рыночная стоимость земли, а денежный оброк (ПВ, 65). Крестьянская община являлась гарантов выплаты выкупных платежей (ПВ, 133).
В зависимости от плодородности земель вся Россия была поделена на три полосы: черноземная, нечерноземная и степная. В каждой из полос был введен особый порядок. В черноземных и нечерноземных землях закон определил максимальный и минимальный размер, который помещик должен был выделить. Минимум был всегда одинаковый - 1/3 от максимума. Меньше и больше помещик дать не мог. Степная полоса предполагала точный (указной) размер надела. Помещик имел дело не с отдельными крестьянами, а с сельским обществом, а сама община уже делила наделы между крестьянами.
За нормативную форму обязанности взяли оброк. В законе определялся размер оброка за максимальный душевой надел. Допустим, он равняется 6 десятин, соответственно, минимум равняется 2 десятинам. В законе прописывалось, что размер оброка за максимальный душевой надел, например, равняется 12 рублям в год. Если помещик выделяет крестьянину на душу 6 десятин, то максимальный оброк он берет 12 рублей в год. За первую десятину из выделенных определяется размер оброка в половину от годового, то есть 6 рублей; за вторую десятину 1/4 - 3 рубля. Оставшиеся 3 рубля раскладываются поровну на оставшиеся 4 десятины - по 75 копеек. Таким образом, если помещик выделит минимальный надел, то крестьянин платил за 2 десятины 9 рублей. Помещику выгоднее было сдавать более мелкие участки.
Эти крестьянские обязанности на практике крестьянами выполнялись далеко не всегда: задерживали оброк, не платили его. Прежде помещик мог наказать крестьянина самостоятельно, а теперь он должен был судиться с ним. В реальности эти взыскания были проблематичны, крестьяне не спешили переходить к следующему этапу.
Задача правительства состояла в том, чтобы помещики по возможности сохранили свой доход после отпуска крестьян на волю. Выкупная сумма зависела от ежегодного оброка. Для определения выкупной суммы каждый рубль от оброка умножается на 16,67. Стандартная банковская ставка - 6% годовых. Задача правительства - сделать так, чтобы помещики получали свой прежний годовой оброк: X=100/6=16,67.
Уплатить сразу размер этой суммы крестьянство не могло, поэтому правительство предусмотрело выкупную операцию. Предполагалось, что часть этой суммы крестьянство уплатит помещикам наличными (20-25%), а остальное правительство заплатит за крестьян. При уплате этих 75-80% за крестьян, правительство удержало все помещичьи долги. В итоге помещики не то, что ничего не получили, так еще и должны были государству. Также и крестьяне теперь оказались должны правительству под 6% годовых. Вся крестьянская масса теперь являлась должником государства. Теперь крестьяне должны были уже правительству. Но так как крестьянам трудно было заплатить, выплаты растянули на 49 лет. Но за это время сумма осталась так и не выплаченной. В 1907 году отменили эти выплаты. Помещики получали от правительства за крестьян выплаты в виде банковых билетов, по сути, это государственное краткосрочное обязательство. Выдав на эту сумму банковые билеты, правительство как бы взяло у помещиков кредит под 5% годовых. Периодически помещик обрезал купоны, нес их в Государственный банк и получал заем. Со временем государство должно было погасить эти долги, но погашало оно их только в том случае, когда крестьяне передавали выкупные платы за землю. То есть государство являлось посредником между крестьянами и помещиками, не заплатив никому ни копейки.