
Уголовное право
В Уложении получило дальнейшее развитие и уточнение понятия преступления. Под ним стали понимать всякое противление царской воле, нарушение предписаний и в то же время нарушение правопорядка, установленного государством.
Термин «обида» есть, но иногда он предполагает не уголовно-правовые отношения. Это не термин преступления, это термин, который предполагает гражданско-правовые отношения, а не уголовные.
X, 202 - лихое дело (бить челом о сыске; сыск, розыск - это действие процессуальное, предполагает уголовно-правовые отношения). Лихое дело было известно уже с Судебника 1497 года.
Появляется новый термин - «злое дело» (II, 1), предполагающий также уголовную ответственность.
Субъект преступления - ответственность за уголовное преступление несли все лица. Кроме того, в качестве субъектов выступают теперь не только подданные российского государства, но и иностранцы, раньше это не встречалось (X, 1 - «приезжих иноземцов»).
Субъективная сторона - можно выделить невиновные деяния, которые не являются преступлением:
XXII, 18 (иногда документ говорит «без умышления», иногда «бесхитростно»; «бесхитростно» - без вины: нет вины - нет преступления - нет наказания); в ПСГ такое встречается, когда пристав приходит на дом и происходит выкидыш); а также XXII, 20; X, 225 и X, 226
Формы вины:
а) умысел:
- прямой
- косвенный:
XXI, 69-73 - противопоставление прямого умысла и косвенного («пьяным делом»); если будет доказано, что убил не с прямым умыслом, то ответственность за убийство - торговая казнь; если с прямым умыслом - то смертная казнь; торговая казнь зачастую также влекла за собой смерть;
б) неосторожность - до СУ форма вины в виде неосторожности не встречалась:
- легкомыслие, самонадеянность (XXII, 17 - легкомысленно надеялся на свои собственные силы, что остановит коня до женщины, что предотвратит наступление вредных последствий; за это предусмотрена уголовно-правовая ответственность - бить кнутом);
- небрежность (X, 223 - «взяти пеня, что государь укажет»);
Объективная сторона
Деяния в виде:
а) действия
б) бездействия (первый раз по РП встречается): II, 6 (не донесли, бездействовали); XXII, 16.
Лицо может наказываться и при отсутствии деяния вообще (в современном праве этого нет, но в феодальном, к которому принадлежит СУ, данный институт имеется):
II, 1 - действие еще не совершено, оно только замышлялось (институт «голого умысла», когда деяния нет вообще, «мыслил и делать хотел» в будущем, то есть если произнес вслух; предусмотрен только в отношении государственных преступлений);
Стадии развития преступной деятельности:
а) приготовление (II, 2 - «начнет рать сбирать», «с недруги учнет дружиться»);
б) покушение (отличается от оконченного преступления тем, что преступный результат был желаем, но не наступил; III, 4 - хотел убить, но результат не был достигнут);
в) оконченное преступление;
Соучастие - начинается выделение ролей. В СУ можно выделить следующих соучастников:
а) соисполнители (с РП, без выделения ролей, массовка; XXII, 2);
б) организаторы и подстрекатели (XXII, 12 - «по чьему научению он такое надругательство учинил; XXII, 19);
г) пособники (XXII, 16);
д) укрыватели (XXI, 20);
Обстоятельства, исключающие наступление уголовной ответственности:
а) необходимая оборона (X, 200, 201)
б) крайняя необходимость (II, 15 - если бы изменник убежал, он мог бы причинить более серьезный вред, чем убийство этого изменника, а также косвенное указание на то, что причиненный вред должен быть меньше возможного; X, 283 - спорная, что это крайняя необходимость);
Крайняя необходимость - лицо действует в интересах другого лица. При необходимой обороне две стороны.
Новые рода преступлений (но они не новые по сравнению со статутом ВКЛ):
а) против церкви (гл. I);
б) против порядка управления (IV, 2 - изготовление подложных документов или фальшивых денег);
Развиваются новые составы преступлений в известных родах:
а) против государства и особы государя (гл. 2)
б) против личности (отравление - XXII, 23; угроза убийством)
в) против имущества (мошенничество, то есть продажа вотчины двум лицам одновременно);
г) должностные преступления (получение посула, неправый суд, волокита - X, 5-8, 15);
д) против семьи и нравственности (убийство родителей детьми, убийство детей родителями, убийство женой мужа - XXII, 1-3, 14);
Цель наказания, господствовавшая на ранних стадиях развития русского права, состояла во всех видах возмездия, - начиная от талиона и заканчивая материальным возмещением ущерба, причиненного потерпевшему, а также в извлечении выгод для казны. К середине XVII века по мере роста и централизации феодальной государственности и усиления классовой борьбы целью наказания все более становится устрашение. Отсюда часть статей Уложения после определения санкции содержит приписку: «Чтобы на то смотря и иным не повадно было так делать» (XXI, 20). Прежние цели наказания остаются, но имеют подчиненный характер. Возникает и новая цель - изоляция преступника от общества. Широко практикуется пополнение казны за счет преступников путем конфискации их имущества и назначения штрафов.
Виды наказаний
Смертная казнь
Назначалась в Уложении в 60 случаях (Н. Д. Сергеевский) и делилась на простую и квалифицированную. К первой относились отсечение головы, повешение, утопление. Ко второй - сожжение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, закапывание в землю по плечи, посажение на кол. С целью достичь наибольшего эффекта устрашения смертные казни проводили публично. Срочность их осуществления и сама процедура казни зависели от характера преступления. Государственных преступников казнили вскоре же. Татей и разбойников, приговоренных к казни, сажали в тюрьму на 6 недель «для покаяния». Возможна была отсрочка до полугода в том случае, когда преступники оговаривали соучастников, которых надлежало разыскивать. Для этого давалось полгода, по истечении которых - независимо от того, нашли или не нашли соучастников, - разбойников казнили (XXI, 21, 34).
Телесные наказания
Делились на членовредительные и болезненные. В первом случае осужденным причинялось увечье - отрезали руки, ноги, пальцы, уши, нос, язык, пороли ноздри. Частичное отрезание ушей и вырывание ноздрей служили средством мечения преступников, осужденных за разбой и татьбу. Повторное преступление влекло проставление дополнительной меты такого рода.
Членовредительным было наказание по принципу талиона (XXII, 10). Помимо принципа талиона, членовредительные наказания широко предписывались Уложением по другой системе, в основе которой лежало стремление покарать тот орган человеческого тела, которым совершено преступление: урезание языка за хулу на бога или за непристойные речи, отсечение руки у подьячего, совершившего подолг в судном деле.
Болезненные наказания состояли в битье кнутом или батогами. Наиболее тяжелым было битье кнутом. Оно делилось на простое и нещадное, служившее часто замаскированной смертной казнью. Около 100 статей Уложения содержат предписание о наказании кнутом без проставления числа ударов и характера наказания. Такая неопределенность санкции открывала простор для произвола властей.
Лишение свободы
Подразделялось на тюремное заключение и ссылку, причем ссылка в украинные города и на другие окраины в отношении разбойников и татей следовала непосредственно за отбытием тюремного заключения. Последнее было срочным, бессрочным и пожизненным. Срочное продолжалось от одного дня до четырех лет, бессрочное - «до государева указу», «насколько государь укажет».
Лишение чести и чина
Применялся главным образом к служилым людям различных рангов и носил позорящий характер.
Имущественные взыскания (штрафы)
Состояли в конфискации вотчин, поместий, убавке оклада, а также в конфискации движимого имущества и штрафах. Этот вид наказаний занимал уже подчиненное место, но не утратил прежнего своего значения - компенсации материального ущерба потерпевшему и пополнение государственной казны.
Немалая часть санкций носит весьма неопределенный характер и выражена в общей форме - «быть от государя в опале», «казнить торговой казнью да вкинути в тюрьму» и другие.