Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / игпзс билеты крутые.docx
Скачиваний:
47
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
2.7 Mб
Скачать

59. Особенности абсолютной монархии в Германии.

Общая характеристика: абсолютизм в Германии вел к децентрализации империи, но абсолютизации на местах. Князья усилились благодаря контрибуциям от городов после 30-летней войны. В результате князья стали очень независимыми. Дворянство сохраняло свои привилегии. Король Пруссии Фридрих 2 сравнил рейхстаг со стаей собак. Общеимперский налог не собирался.

Пруссия: ландтаги не собираются, централизованное назначение ДЛ кроме шеффенов и старост. Тайный совет (3 департамента), принцип неделимости территории, 4 генерал-директора, солидарная ответственность чиновников, министерства, церковь и «слуга государства».

Австрия: децентрализация благодаря магнатам, венгерская булла и конституция, венгерский сейм - с 18 века не созывается. Тайный совет-конференция (с 18 в.). Гофскригсрат. Наместники в Италии и Бельгии. Здесь не классический абсолютизм, а просвещенный.

Монархия абсолюта — дословно совершенная монархия. Нет никакого намека на неограниченную монархию, такого явления никогда в истории не было. Если она появлялась, то это власть сумасшедшего, временная власть.

В Германии сложилась не сеньориальная монархия. Наблюдаем разбитие государственности. Многие основания носили публичный характер. Сама идеология носила публичный характер. Германии - не совокупность сеньорий, а совокупность государств. Герцоги приняли решение каждого короля избирать из новой земли. Но это усиливало институционность, в 16 веке добавится наименование: Священная Римская Империя Германской нации (+Бургундия, Богемия). Гос-во является принадлежностью нации, а не королей.

Англия и Франция превратились в 16 и 17 вв. в единые национальные государства с сильной центральной властью. Феодальная раздробленность удерживалась в Германии даже в течение значительной части 19 в. Отставание в области развития хозяйства, упадок городского сословия и разнородность интересов отдельных земель и городов, входивших в состав Германии, стояли на пути создания единого национального государства.

Княжеская власть заметно усилилась после крестьянской войны в империи, ибо города, которые поддерживали крестьян, тоже проиграли и были вынуждены выплачивать большие контрибуции князьям. Также именно князья выиграли, ибо дворянское сословие сильно ослабло после войны.

Вообще можно сказать, что изначально в СРИ стоял вопрос полноты власти императора — города хотели, чтобы он правил один, более централизованно, там отменил таможенные платежи внутри, ввел единую монету, однако мне кажется это вряд ли можно назвать вообще каким-то зачатком абсолютизма. Во время тридцатилетней войны северные князья отчаянно боролись против сильной императорской власти и становления единого государства. Германия по итогу превратилась в «аристократическую федерацию» состоящую из более 300 мелких территориальных образований. В результате войны князья стали еще более независимыми — по вестфальскому миру они получили право заключать союзы не только с такими же князьями, но и с иностранными государствами. Вестфальский мир привел к полному торжеству партикуляризма в государственном строе Германии, представлявшем собою, по словам Гегеля, “возведенную в государственный порядок анархию, какой мир еще никогда не видел” .

Взамен утраты своих политических прав дворянство сохранило большую часть социальных привилегий (в том числе право сеньориальной юстиции). Из среды дворянства выходили высшие чиновники и офицеры.

Сословно-представительные учреждения в большинстве княжеств прекратили свое существование, а в остальных пришли в упадок. Князья во время тридцатилетней войны привыкли взимать подати без согласия ландтагов.

Центральная императорская власть совершенно ослабла. После Вестфальского мира рейхстаг становится собранием, для постановлений которого требовалось согласие трех курий: курфюрстской, княжеской и городской. Реальная власть рейхстага была невелика: прусский король Фридрих II сравнивал его со сборищем собак, лающих на луну. Князья сумели освободиться от военной службы империи. Общеимперский налог собирался плохо. Распадение империи на ряд самостоятельных государств обессилило рейхскамергерихт. С ним стал конкурировать имперский надворный суд, находившийся в Вене, учрежденный для земель Габсбургской династии, но принимавший к своему рассмотрению и дела, ему неподведомственные.

К концу 17 и к началу 18 в. процесс закрепощения крестьянства в значительной части Германий завершился. Во многих местностях Германии помещики стали продавать крестьян, подвергать их телесным наказаниям и т. п., обращаясь с ними, как с людьми рабского состояния. В руках помещиков сосредоточилась вотчинная полиция и юстиция над крестьянами.

В целом, немецкий абсолютизм 17 века сыграл полярную роль французскому и английскому, где привело это к централизации, а в Германии еще к большей децентрализации всей империи, но усилению абсолютной власти на местах.

Пруссия.

Прусское королевство было преимущественно протестанским, состояло из нескольких отдельных земель. Пруссия была не такой феодальной как Австрия, вела мощную экспансионистскую политику в отношении слабых соседей. Постоянная армия была создана в Пруссии в 1655 году.

Земские чины, существовавшие в отдельных областях Прусского королевства, которым управляла с начала 15 в. династия Гогенцоллернов, отстаивали самостоятельность этих областей. Поэтому сплочение отдельных земель в единое государство могло быть достигнуто лишь после подавления сепаратистских стремлений чинов. Прусским государям удалось достигнуть того, что в отдельных областях ландтаги вовсе перестали собираться (Бранденбург). В других областях их права ограничивались (по большей части у ландтагов было отнято право вотирования налогов) или прямо нарушались. В XVIII в. Пруссия вступает абсолютной монархией. Прусский король Фридрих-Вильгельм I (1713— 1740 гг.) прямо говорил: “Мы — король и господин и можем делать, что нам угодно”. Практически все должности в Пруссии назначались из центра, кроме самых низких звеньев — шеффенов и местных старост. Управление пруссией было централизованным, занимался им тайный совет, который впоследствие будет разделен на три департамента — иностранных дел, внутренних дел и юстиции. Далее на местах от них действовали директории, а под ними были ландтаги — все управлялось из единого центра. Землевладельцам принадлежала вотчинная полиция и юстиция, а также патронат над церковью и школой.

Прусское государство, управляя при помощи иерархически организованного чиновничества, стремилось подчинить своей опеке, доходившей иногда до мелочности, и руководству общественную жизнь во всех ее проявлениях, пресекая малейшие попытки развития общественной самодеятельности. В области экономической политики прусские короли держались системы меркантилизма. Деятельность государственной власти приобрела всеобъемлющий характер. В этом смысле прусское государство можно назвать “полицейским”. При назначении чиновник вообще не учитывался их престижный местный статус — Фридрих Вильгельм 1 мог спокойно назначить чиновника из одной провинции в другую.

Принцип неделимости государственной территории Пруссии устанавливается только в 1710 и 1713 гг., когда первый король Пруссии (Фридрих I принял этот титул еще в 1701 г.) объявил о неделимости владений Гогенцоллернов: Пруссии, Померании, Бранденбурга и Восточной Пруссии. В правление Фридриха Вильгельма I (1713–1740) армия Пруссии увеличилась вдвое, его наследник Фридрих II (Фридрих Великий), правивший с 1740 по 1798 г., существенно увеличил территорию страны, доведя при этом аппарат абсолютизма до полного совершенства.

Существенное слагаемое успеха составляла вышколенная прусская бюрократия. Вершину прусской административной пирамиды увенчивали четыре генерал-директора (general direktorium), учреждение постов которых приходится на 1723 г. Они отвечали за различные сферы управления и за надзор в разных провинциях, что делало их зависимыми друг от друга. Так родился основной принцип управления в Пруссии — солидарная ответственность чиновников. Общий надзор и контроль за провинциальным управлением осуществляли Krigs und Domänenkammoren палаты управления военными делами и делами королевских доменов. Именно в этих учреждениях использовался принцип солидарной ответственности.

Помимо генерал-директоров с 40-х гг. XVIII в. в Пруссии учреждаются органы центрального государственного управления — министерства. В 1745 г. в соответствии с духом времени учреждается министерство торговли, в 1768 г. появляется военное министерство. Чуть ранее учреждается министерство лесного хозяйства и полезных ископаемых. Государственный банк и государственные монополии управляются доверенными лицами короля. Церковь в соответствии с лютеранской догмой низведена до роли простого административного органа.

А наверху всей этой сложной пирамидальной организации стоит король, который скромно именует себя «слугой государства».

«Пруссия – это не государство, у которого есть армия, а армия, у которой есть государство, в котором она расквартирована»(герой французской революции Оноре Габриэль Рикети Мирабо)

Австрия.

Австрия, в отличие от Пруссии, представляла собою католическую страну, весьма далекую от централизации. Она являлась, в сущности, собранием отдельных государств, имевших одного правителя и плохо друг с другом связанных. Недостаточно развитая централизация отвечала интересам крупных землевладельцев (магнатов), господствовавших в стране.

В Венгрии (которая входит в состав Австрии) существовали общегосударственный сейм и средневековая конституция, в основе которой лежала “Золотая булла” 1222 г., устанавливавшая ежегодные собрания этого сейма. Без согласия сейма королевская власть не могла взимать налоги. Первоначально венгерский сейм пользовался правами избирать венгерских государей и даже оказывать им вооруженное сопротивление в случае нарушения прав, гарантированных “Золотой буллой” . К концу 17 в. сейм утратил эти права, но Габсбургам все же не удалось достигнуть полного абсолютизма в Венгрии. Однако Габсбурги, особенно в 18 в., довольно редко созывали венгерские сеймы.

Сеймы в австрийских землях состояли из четырех чинов: духовенства, “господ” (титулованных крупных землевладельцев), рыцарей (дворян — землевладельцев средних размеров) и королевских городов, непосредственным сеньором которых был король. В Тироле к четвертому сословию принадлежали и свободные крестьяне. Начиная с 17 в. политическое значение сеймов постепенно падало, но в их ведении оставался ряд общегосударственных функций: финансовое управление, набор рекрутов; почти весь суд и местная администрация были подведомственны должностным лицам, избранным на ландтагах.

В Австрии, так же как и в Пруссии, практиковался сгон крестьян с их участков. Помещики пользовались полицейской и судебной властью в отношении крестьян.

Австрия не имела правильно организованных центральных учреждений. Высшим органом — законосовещательным и контролирующим — был с середины 16в. тайный совет. В дальнейшем он был заменен конференцией, состоявшей первоначально из членов, приглашавшихся по каждому отдельному случаю, и лишь с начала 18 в. ставшей постоянным учреждением. Военными делами ведал придворный военный совет (гофкригсрат).

В правление Марии-Терезии делами австрийских земель ведала “императорско-королевская соединенная канцелярия” , а “венгерско-семиградская канцелярия” делами этих земель. Министерство иностранных дел ведало Бельгией и Северной Италией (Ломбардией).

Суд не был в полной мере отделен от администрации. Финансами ведала камер-коллегия, состоявшая под надзором финансовой конференции из наиболее выдающихся государственных деятелей. Государственным контролем ведала счетная палата. Во главе провинций стоял наместник, избиравшийся местными чинами и утверждавшийся королем. Наместники в силу этого являлись не столько представителями центральной власти, сколько охранителями партикуляристских тенденций областей. Бельгия и Северная Италия (Ломбардия) управлялись генерал-губернаторами.

В провинциях административными органами были первоначально “представительства и камеры” с подчиненными им специальными комиссиями, в которых заседали депутаты от сословных чинов, но с 1763 г. они были заменены губернаторами, назначавшимися правительством, с подчиненными им губернскими присутствиями (земскими правлениями). Во главе округов стояли окружные начальники, избиравшиеся чинами из местного дворянства, а потом назначавшиеся правительством.

Способы управления в Австрии носили характер опеки и регламентации всех проявлений общественной жизни, доходя до мелочей (так, Мария-Терезия воспретила женщинам румяниться и белиться). Каждый шаг подданного был предусмотрен: правительство стремилось предвидеть все, что могло быть воспрещено и что дозволено, а полиция была обязана следить за точным исполнением предписаний.