Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
учебный год 2023 / игпзс билеты крутые.docx
Скачиваний:
47
Добавлен:
19.12.2022
Размер:
2.7 Mб
Скачать

15. Особенности правовой культуры древнего и средневекового Китая. Влияние конфуцианства и легизма на развитие права Древнего Китая.

Общая характеристика права: секуляризация, профессионализм, кодексы (Тан, Ксиаохо), двухоуровневость.

Отрасли права: гражданское, семейное, уголовное.

Единственный и самый ранний кодекс, который дошел до нас — кодекс династии Тан 653 год. Сохранились сведения, что в середине 8го века в Чжоу тоже был составлен кодекс. Штат законников был, которые составляли тексты законов. Законодательная традиция в древнем Китае была сильно развита. По текстам можно делать выводы о правовой культуре только Ханьской империи, но учитывая, что она имела большую приемлимость, показывает много черт древнекитайской правовой культуре. Можно делать целостные индуктивные выводы.

Первая черта заключается в том, что древнекитайскому сознанию чуждо, что правовые ценности и законы — творения богов. Правовые ценности рассматривались как творения людей. Основной массив ценностей был в обычаях, но значимая роль была наибольшая у закона в отличие от других восточных государств. Это видно по терминологии. Термин «Фа» означал не закон, а правовую норму, которая искусственно создана. Еще был термин «Ли», который означал не кодекс, а принцип, идею, которые лежали в основании правовой нормы. Еще существовали термины для обозначения законников, людей, которые занимались профессиональным составлением законов. Ни в одном государстве востока мы не видим профессиональных юристов. Мы знаем, что функции юридические функции осуществляли административные должностные лица. Там тжати в Египте или брахманы в Индии. Уже выделялись профессиональные юристы. Они составляли тексты законов, выступали помощниками при вершении правосудия. У них был даже вот термин для «юристов», ни в аккадском, ни в санскрите нету, а у китайцев — «Фа-чия».

В 200 году до нашей эры только при установке Ханьской династии на обломках Циньской империи был основан кодекс с автором Ксиаохо, сановник приближенного Лю Бана. Юридическая деятельность была человеческой, но это не означает, что она абсолютно произвольна от божественных установлений. В Китае божественные установления — основы природы. Древнекитайское правовое мировоззрение было пронизано, с европейской точки зрения, естественно-правовыми воззрениями. Например преступники, которые приговаривались к смертной казни, а приговор был весной или летом, то надо было казнить только осенью или зимой, то есть когда природа погружается в сон, а не расцветает.

Вторая черта, ее двухоуровневый характер. Видно, что законы Китая и их правителя, в качестве одной из самых главных функций они считали поддержание общин и семейных/общинных/родовых устоев. Развивалось все на уровне а) государства б) общинном. Государственное — уголовное право. Они восприняли древнекитайскую правовую культуру.

Император был проводником воли неба, то есть должен был защищать природные установления. Соответственно он не мог издавать законы, которые противоречили условиями этим.

Законотворческий процесс был хорошо описан во многих документах, то есть мы видим, что они воспринимали предшествующие законы, даже если это законы покоренных или вражеских государств. Если государство вошло в империю Цинь, то эти законы сохраняли силу и имплементировались в кодекс. Новизна законов была очень маленькой и незначительной. То, что представляется новыми законами, то это были сборники, которые включали материал старого законодательство. Оно просто обновлялось таким образом. Мы видим четкие признаки, что закон мыслился инструментом политики.

Культура сильно зависела от гос политики. Ханьское гос-во переняло много черт Циньского гос-ва, гос идеологией было конфуцианство, но и легизм. Легисткие доктрины получили силу потому что Ханьский Китай сохранил организацию бюрократии из Циньской империи. Видно преемственность в названиях ДЛ. Ханьский Китай представлял собой комбо легизма и конфуцианства. В рамках правовой культуры этот дуализм проходил довольно четко в том числе между гос и общинной культуре./

Семейное право.

Моногамный брак признан именно таким естественным, а другие, как неприродные, запрещены. Все было пронизано естественно-правовыми представлениями. Семья являлась природным установлением.

Гражданское право.

То что называют частным правом было в кодексах, но в ограниченном количестве. Считалось, что договорные и имущественные отношения регулируются в общинах. А вот государственные отношения не считались частными, а были публичными. Принадлежность имущества ДЛ было не в виде его права собственности на это имущество, а считалось, что это имущество всего лишь плата ему за должностные обязанности. Был иной публичный характер у этого имущества. Поэтому с этой точки зрения, законы дошедшие до нас это в основном законы, относящиеся к преступлению и наказанию. Видно ряд особенностей даже для них.

Многие сделки совершались в устной форме, не сохранились сведения, которые могли бы нам позволить сделать выводы о характере гражданского права, регулирования частных отношений. Те нормы, которые вошли в кодексы и дошли до нас, мы видим, что применялась и письменная форма. Государственная власть признавала письменные сделки, в высших судах рассматривались дела не только о преступлениях, но и о неисполнении обязательств. Очень часто видим, что договоры к-п или о передаче земли записывались на дощечках. Дощечка разламывается на две части и дается сторонам. А в суде должны соединить, что договор действительно один.

Уголовное право.

Преступление — действие, которое нарушает природный характер, сложившейся в обществе. Самые тяжкие преступления были как не странно не против правителя, там мятеж заговор покушение итп или вообще убийство, нет, самые тяжкие были преступления против семейных устоев. Родственники которые совершали преступления друг против друга, это самое ужасное. Все было пронизано социальной иерархией. Мы видим, что статус правовой лиц зависел от правовой должности, которую он занимал. Сановник мог быть освобожден от наказания телесного или смертной казни, заменив на штраф. А простой не мог. Преступлений против императора нет, против сановников на 9-10 местах, а на первом против семьи. Мб против императора преступления были семейные, тк он отец всех. Не любое наказание восстанавливало справедливость. Много записей есть, что природные устои охранялись.

Вот, например, рассматривалось дело по обвинению одного юноши. Он просто донес на своего отца, обвинил его в том, что он крадет овец из общинного стада. К ответственности был принесен сын за донос на своего отца. Наказание было не возмездие, а восстановление порядка. Можно было приговорить к смертной казни, но не исполнить. Он получал статус приговоренного к смертной казни. Статус такой был на всю жизнь. Его клеймили в итоге, все понимали что он такой лошок. Человек находится в состоянии как будто он действительно скоро будет обезглавлен. Было множество условных наказаний. Например распространение клеймения преступников. Для каждого преступления был свой знак для кожи. В Афинах и Риме символ правосудия это весы, а в Китае ножик. Те кто получали увечья от наказания были в позоре полном всю жизнь. Большое влияние оказывало природная иерархия, но и соц иерархия тоже. Видим, что наказания были различные для различных соц групп. Самые жестокие наказания были для низших соц групп. Сохранялась жизнь для тех, в отношении кого можно было сделать вывод, что больше не совершат преступление. Придавалось большое значение раскаянию, если раскаялся — клеймо и живи. Было более 1000 составов преступлений.

Среди наказаний было изгнание из общины или из территории государства. Такое наказание применялось в отношении peregrini. Применялось изгнание, чтобы уменьшить население, которое не могло не сохранять свою враждебность. В отношении Ханьцев или Циньцев оно не применялось.

Доктрина 10 зол — выражала иерархию преступных деяний. В ней выразились ярче всего представления китайцев о преступлении. Она формировала иерархию скорее мировоззрения, внушение мысли о том, что семья и ее устои — самые важные вещи в жизни человека. Преступления, которые против государства, они в самом конце. Эта доктрина отображает общинную правовую культуру.