
ИГПЗС учебный год 2023 / 41. Институты брачно-семейного права по ГГУ 1900 г
.docxБилет № 41. «Институты брачно-семейного права по ГГУ 1900 г»
А) Брачно-семейное право по ГГУ
|
|
|
|
Определение брака в ГГУ текстуально НЕ ДАНО, но есть в Мотивах к его проекту – брак есть «некоторый независимый от волн супругов нравственный и юридический порядок». |
|
ГГУ установил (§ 1303) для вступления в брак довольно высокий брачный возраст: для женщин 16 лет, для мужчин —21 год. Согласия на заключение брака со стороны родителей (опекунов) вступающих в брак лиц — в ГГУ значительно ослаблено. Оно сведено к праву отца давать разрешение на брак несовершеннолетних детей (то есть до достижения ими 21 года) и праву матери давать такое разрешение незаконным детям (§ 1305). |
|
Определялась процедура заключения брака: брак заключался по заявлению брачующихся перед чиновниками гражданского состояния лично. Заявление не могло быть сделано под условием или с указанием срока. (§1317) «брак заключается силою того, что брачующиеся заявляют перед чиновником гражданского состояния лично и в одновременном присутствии их, что они желают вступить в брак друг с другом». |
|
Ничтожность брака:
Оспоримость брака:
Из числа условий, препятствующих вступлению в брак, кроме обычных (наличие отношений родства, свойства, усыновления и т.д.), нужно выделить одно, имеющее ярко выраженный нравственный характер: «Запрещается вступать в брак разведенном по прелюбодеянию супругу с лицом, с которым разведенный супруг совершил прелюбодеяние, если, по решению о разводе признано, это прелюбодеяние послужило основанием к разводу». (§1312). |
6. Развод. |
Комиссия по составлению проекта ГГУ отвергла свободу развода супругов. Брак представлялся законодателю нерасторжимым даже по взаимному согласию супругов (в отличие от любого гражданско-правового договора). Развод был допущен только при наличии особых обстоятельств:
«Брак не должен расторгаться, хотя он фактически распался, если и поскольку сохранение брака в порядке исключения необходимо в интересах родившихся от этого брака несовершеннолетних детей, или если и поскольку расторжение брака являлось бы по причине чрезвычайных обстоятельств непереносимо жестоким для супруга, отказывающегося дать согласие на развод заявителю, и с учетом интересов заявителя в порядке исключения рекомендуется сохранение брака».
|
7. Характер правоотношений супругов |
ГГУ не знает легальной власти мужа над женой, но и не признал и равенства мужчины и женщины в браке. В § 1354 прямо закреплен принцип главенства мужа в общесемейных делах: «Мужу предоставляется решать все вопросы, касающиеся совместной супружеской жизни, в частности, он избирает местожительство». => право преимущественного решения общесемейных вопросов. Свои границы оно находило в правиле запрещения шиканы, специально применяемой германским законодателем при конструировании личных правовых отношений супругов – (§ 1354) право жены «не подчиняться решению мужа, если оно представляется злоупотреблением с его стороны своим правом». Замужние женщины, согласно § 104 ГГУ, не входят в число лиц, лишенных дееспособности. => сделки, заключенные германской замужней женщиной с третьими лицами не являются сами по себе ничтожными. Однако мужу было предоставлено право «прекратить действие юридического отношения, если он, по своей просьбе, будет уполномочен па то опекунским судом. Опекунский суд должен уполномочить его, если окажется, что деятельность жены вредит интересам супружеского союза» (§ 1358). Еще более характерны следующие правила. Согласно (1356), «жена вправе и обязана заведовать общим хозяйством». В пределах домашнего хозяйства ей предоставлено право (§ 1357) «вести дела мужа вместо него представлять его. Но «сделки, заключенные ею в пределах этого круга деятельности, считаются заключенными от имени мужа... Муж может ограничить или отменить это право жены. Впрочем, и это право мужа не было абсолютным и могло быть оспорено женой в том же опекунском суде (ч. II § 1357).
|
7.1. Имущественные права супругов |
Общее правило: для всех «браков режим общности имущества с правом мужа им пользоваться и управлять». (Режим полной имущественной общности, раздельности имуществ ГГУ также допускаются, но для этого супруги обязаны заключить особый брачный контракт). По этой системе имущество жены, принадлежащее ей до брака или приобретенное ею во время брака, остается ее собственностью, но находится в управлении и пользовании мужа («внесенное имущество»). Правомочие мужа в отношении такого «внесенного имущества»:
Гарантии жены:
Помимо режима «внесенного имущества», ГГУ установил режим «отдельного имущества» жены, на который не простирается власть мужа. К нему относились:
Итог: Консервативная система «управления й пользования имуществом» мужем. |
8. Родительская власть |
ГГУ пошел в этом вопросе по пути, проложенному пандектным правом, согласно которому «воспитание детей и руководство ими есть право родителей. Отцовская власть, как таковая, не имеет уже в этом отношении особого значения».
«Опекунский суд обязан принимать необходимые для предотвращения опасности меры, когда предвидятся вредные последствия для правильного душевного или физического развития ребенка от того, что его отец злоупотребляет правом попечения о его личности, не заботится о нем, или повинен в бесчестном или безнравственном образе действий... Отец может быть лишен права на управление, а также на пользование имуществом детей, если он нарушил право детей на получение от него содержания...». Вывод: ограничение родительской (главным образом отцовской) власти, оказавшейся в ГГУ под авторитетным контролем органа государства — опекунского суда. |
8.1. Юридическое положение внебрачных детей |
Число внебрачных детей всегда было достаточно значительным, что порождало в праве проблему определения их правового положения. Германское право XIX века признавало за внебрачными детьми право требовать содержания от отца. ГГУ вносит существенные изменения и ограничения в рассматриваемый вопрос. Внебрачным детям было предоставлено юридическое положение законных детей только по отношению к матери и ее родственникам. Гораздо худшим оказался статус внебрачного ребенка по отношению к природному отцу - незаконный ребенок и его отец не признаются состоящими в родстве со всеми вытекающими юридическими последствиями. Германский законодатель предоставил внебрачному ребенку по отношению к отцу одно право - требовать содержания до достижения 16-летнего возраста, причем содержания, лишь соответствующего общественному положению матери (а не отца). НО было поставлено в прямую связь с унизительной процедурой доказательства порядочности поведения матери незаконнорожденного ребенка в период его зачатия. Обязанности отца по отношению к внебрачному ребенку вообще отпадали! если поведение матери ребенка (во время его зачатия) не было безупречным. |
|
Б) Наследственное право по ГГУ
ГГУ весьма подробно (свыше: 450 параграфов), регламентирует, правоотношения, связанные с порядком наследования.
Наследственное право по БГБ основано в своих существенных чертах на старом германском праве. Характерные черты наследования по ГГУ:
Эта система имела своим источником старогерманское феодальное право. При ней родственники призывались к наследованию по так называемым линиям (парантеллам1). Решающим являлось естественное расчленение семьи, как оно проявлялось в ряде следующих друг за другом рождений.
В основе этой системы - стремление германского законодателя создать такой порядок наследования, при котором частная собственность отдельных лиц: 1) оставалась бы в частных руках, то есть оставалась в пределах сколь угодно широкого круга родственников, умершего (ДОСТИГАЛАСЬ введением неограниченного числа парантелл наследников) 2) предохранялась бы от измельчания. (ДОСТИГАЛАСЬ установлением следующего правила:
|
|
|
Наследование по завещанию.
Провозглашенный ГГУ принцип свободы завещания в плане социально-экономическом «соответствует сущности свободной конкуренции и основанного, на ней общества».
Согласно принципу свободы завещания, наследодатель может:
а) «назначить наследника распоряжением на случай смерти» (§ 1937)
б) «устранить от наследования по закону родственника или супруга...» (§ 1938).
Завещательная свобода подвергается определенным ограничениям в интересах ближайших родственников наследодателя в любом законодательстве. ГГУ, охраняя экономические права законных наследников, установил некоторые легальные ограничения завещательной свободы, из числа которых упомянем так называемую «обязательную долю». По ГГУ лицо, имеющее право на обязательную долю, не является наследником, так как оно устранено от наследства волей завещателя. Такое лицо, однако, вправе требовать обязательную долю, равную половине стоимости его доли наследования по закону.
1 Парантелла - группа родственников, происходящих от общего предка (включая самого этого предка).