
ИГПЗС учебный год 2023 / Томсинов. Хрестоматия Древность и Средневековье 1-й том
.pdf
402 |
Раздел 2. Западная Европа |
сти уголовного права, согласно которому обвиняемый был взят под стражу, что будет действовать согласно этому Нашему имперско му уложению, и в таком случае он не обязан в дальнейшем к по ручительству и судебный писец должен правильно и разборчиво записать все, что было произведено в связи со взятием под стра жу обвиняемого: обвинение и ответы на него, поручительство, допрос, следствие, доказательства и прочее, а также то, что было решено на этом основании, как указано в статье сто восемьдесят первой и на следующих за ней листах, где находятся общие ука зания о форме таких записей.
О преступлениях явных
XVI. Судья и судебные заседатели должны быть в особенно сти уведомлены относительно тех случаев, когда преступление было совершено публично и явно при отсутствии добросовестных побуждений, правомерно освобождающих от уголовного наказания, например, если кто-либо без правомерных и настоятельных осно ваний публично и умышленно проявляет вражду или нарушает мир; или если кто-нибудь застигнут на месте преступления, или имеет при себе заведомо добытое грабежом или кражей и притом не может предъявить никаких возражений или правомерных до водов в оправдание, как ниже сего указано при установлении каж дого уголовного наказания (когда имеются извиняющие обстоятель ства).
Если при таких и тому подобных несомненных и явных зло деяниях виновный дерзостно захочет отрицать такое явное пре ступление, то судья должен подвергнуть его особо суровому доп росу под пыткой, дабы с наименьшими издержками достичь при говора и исполнения наказания за такие явные и несомненные преступления.
О том, что истец после ареста обвиняемого не должен отлучаться и обязан прежде всего указать место, куда ему направлять судебные повестки
XVII. После заключения обвиняемого в тюрьму истец не дол жен удаляться от судьи, доколе не укажет ему своего местопре бывания в надежном и безопасном городе или поселении, куда судья мог бы посылать ему впредь необходимые судебные пове стки. Согласно общему обычаю каждой страны, истец обязан и повинен выдавать тому, кто принесет ему такую повестку, опре деленную плату за доставку, из расчета за каждую милю, которую тот пройдет до него от суда. И когда истец назовет такое поселе ние, судебный писец должен записать его в судебные акты.

Германия. Каролина 1532 г. |
403 |
Об обстоятельствах, из коих можно извлечь доброкачественные
доказательства преступления
XVIII. Как уже было и будет ниже сего указано, в настоящем Нашем и Священной империи Уголовно-судебном уложении, со гласно общему праву, взятие под стражу, заключение в тюрьму, а равно допрос под пыткой тех, кто будет заподозрен и обвинен в преступлении и не сознается, должны быть основаны на доброка чественных доказательствах, признаках истины, подозрениях и уликах преступления.
Поскольку невозможно описать все те обстоятельства или признаки истины, кои образуют достаточные доброкачественные доказательства, улики или подозрения, ниже сего даны примеры таких доброкачественных улик, доказательств или подозрений, которые каждый сможет понять и назвать на своем немецком на речии, дабы не искушенные в сем предмете служилые люди, су дьи и судебные заседатели могли лучше усвоить, откуда исходят доброкачественные улики, подозрения и доказательства.
О понимании слова “доказательство”
XIX. Всякий раз, как в дальнейшем упоминается о доброка чественном доказательстве, Мы желаем, дабы под ним подразуме вались также доброкачественные признаки истины, улики, подо зрения и предположения, тем самым Мы устраняем прочие выра жения.
Без достоверных доказательств никто не должен быть подвергнут допросу
под пыткой
XX. Никто не должен подвергаться допросу, доколе не будут получены улики и не будет доказано то преступление, допрос о котором желают произвести. Если бы даже из-за мучений пре ступление было признано, сему не должно придавать веры или осуждать кого-либо на этом основании. Если же где-либо иные власти или судьи нарушат сие, то они должны и повинны будут учинить надлежащее возмещение за бесчестье, страдания, судеб ные издержки тому, кто вопреки праву, без предъявления дока зательств, был подвергнут пытке.
В таком случае никакой представитель власти или судья, никакая присяга не должны помогать укрывать или защищать от того, чтобы подвергнутый пытке мог по праву получить возмеще ние за свои издержки, бесчестье, страдания и убытки. Исключают ся, однако, все насильственные действия.



406 |
Раздел 2. Западная Европа |
ти его пропитания, добра и имущества, то он будет почитаться большим недоброжелателем и врагом противной стороны. Поэтому если его противник по процессу будет тайно убит, против него возникает предположение, что он учинил сие убийство, и, если этот человек сверх того и по своему поведению возбуждает подозре ние, что убийство совершено им, то при отсутствии у него надле жащих оправданий он может быть взят в тюрьму и допрошен под пыткой.
Правило о том, когда вышеупомянутые разделы
или пункты статей о подозрениях образуют вкупе или в отдельности доказательство, достаточное для допроса под пыткой
XXVII. Среди восьми пунктов или разделов вышестоящей статьи о доказательствах, необходимых для применения допроса под пыткой, ни один в отдельности не достаточен для правомер ного доказательства, по которому может быть применен допрос под пыткой. Но когда против кого-либо сыщутся подозрения, предус мотренные несколькими из таких пунктов или разделов в совокуп ности, то судьи или власти, которые обязаны назначить и произ вести допрос под пыткой, должны взвесить, могут ли вышеупомя нутые или тому подобные пункты или разделы о подозрениях образовать столь же доброкачественное доказательство, как ниже следующие статьи, каждая из коих в отдельности устанавливает доброкачественное доказательство, достаточное для применения допроса под пыткой.
Еще одно правило о вышеупомянутых делах
XXVIII. Надлежит особо запомнить, что когда кто-либо за подозрен в преступлении на основании некоторых из вышеука занных пунктов или разделов о подозрении, то должны быть при няты во внимание обстоятельства двоякого рода. Во-первых, об наруженные подозрения, во-вторых, предположения, благоприят ствующие подозреваемому, кои могут служить ему оправданием в преступлении. И допрос под пыткой может быть применен лишь после того, как будет установлено, что поводов для подозрения больше, чем для оправдания. Если, напротив, поводы для оправ дания заслуживают большего внимания и уважения, то допрос под пыткой не может быть применен, хотя бы некоторые незначитель ные подозрения и были обнаружены. И если в таких делах воз никнут сомнения, то те, которые уполномочены назначить и про извести допрос под пыткой, обязаны обратиться за советом к за-


408 |
Раздел 2. Западная Европа |
\ ................................................................................. |
' |
ных обстоятельствах, которые соответственно природе и характе ру каждого дела могут наилучшим образом служить дальнейше му раскрытию истины; все сии обстоятельства не могут быть здесь описаны, но каждый ревностный и сведущий может сам достаточно хорошо их представить.
§3. В-третьих, надлежит осведомиться, не питает ли дающий показания особой вражды, неприязни или ненависти к тому, на кого он доносит. Если подобная вражда, неприязнь или ненависть были известны или будут установлены, то подобным показаниям донос чика против обвиняемого не должно верить, за исключением тех случаев, когда он привел столь заслуживающие доверия и добро качественные доводы и признаки истины, что на основании рассле дования они признаны добросовестными доказательствами.
§4. В-четвертых, названное лицо должно быть достаточно подозрительным, чтобы можно было считать его способным на указанное преступление.
§5. В-пятых, надлежит, чтобы дающий показания был в них совершенно устойчив. Между тем некоторые духовники допуска ют злоупотребления, внушая во время исповеди несчастным отка заться напоследок от показаний, сделанных ими соответственно ис тине. Должно, сколь возможно, предупредить духовников, что ни кому не дозволено в ущерб общему благу способствовать преступ никам в укрывательстве ик злодейств, ибо сие может повлечь при чинение вреда неповинным людям. Если же сделавший показание или донос напоследок отрекается от него, хотя, делая его, он хорошо рассказал все обстоятельства дела, и можно полагать поэтому, что он желает действовать на пользу своим сообщникам или, возмож но, что он был побужден к этому своим духовником, как было выше указано, то тогда необходимо рассмотреть сделанные показания и другие обнаруженные обстоятельства и установить, могут ли взя-
.тые назад показания дать достаточное доказательство преступле ния или нет. В таком случае должно уделить особое внимание исследованию наличия доброй или дурной славы или молвы и положения того лица, обвинение коего было взято назад, и тем об щим делам и связям, которые были у него с отрекшимся от обви нения.
XXXII. Если кто-либо, как сказано ранее по поводу полного доказательства, достаточно изобличен тем, что из похвальбы либо по иным причинам, не будучи к тому вынуждаем, сам рассказы вал, что он совершил то преступление, в коем его обвиняют или подозревают, или же если он угрожал совершить подобное пре ступление до того, как оно случилось, и деяние вскоре затем пос ледовало, и он является таким лицом, которое можно считать спо собным на подобное деяние, то его преступление должно быть признано достаточно доказанным, и он должен быть затем допро шен под пыткой.


410 |
Раздел 2. Западная Европа |
допросят, угрожая йыткой, признает ли он то преступление, в ко ем его обвиняют, или нет, и что ему известно касательно сего пре ступления. Все, что он признает или станет отрицать, должно быть записано.
Наставление относительно доказательства невиновности,
которое должно быть учинено перед допросом, под пыткой, и дальнейшие действия,
к сему относящиеся
XLVII. Если в только что упомянутом случае обвиняемый отрицает предписываемое ему преступление, то его должно не медленно опросить, не может ли он предъявить доказательства своей невиновности в данном преступлении. В особенности надле жит напомнить обвиняемому, не может ли он показать и доказать, что в то время, когда случилось данное преступление, он находился на людях или в любом таком месте, где он не мог совершить пре ступления, в коем его подозревают. Такое напоминание необходимо потому, что некоторые по своей простоте или из страха не пони мают, каким образом им надлежит предъявлять доказательства в свое оправдание, хотя они и являются невиновными.
Если арестованный доказывает свою невиновность вышеупо мянутым образом или иными надлежащими доводами, то судья должен произвести необходимое расследование за счет обвиняе мого или его родичей или по требованию арестованного и его роди чей выслушать свидетелей, коих они желают выставить по сему поводу, как то предусмотрено и указано статьей шестьдесят вто рой и установлено в иных следующих за ней статьях. Без основа тельных, правомерных поводов не должно допускать отказа или отклонения просьбы арестованного и его родичей о доставлении вышеупомянутых свидетелей.
Если обвиняемый или его родичи по причине бедности не в состоянии понести вышеупомянутые издержки, то власти или суд должны оплатить эти расходы, и судья должен продолжать про изводство согласно праву, дабы преступление не осталось безна казанным и невиновный не был принесен в жертву поспешности.
Если при только что упомянутом расследовании невиновность обвиняемого не будет установлена, то на основании ранее обнару женных достаточных улик и подозрений он должен быть допрошен под пыткой в присутствии судьи, по меньшей мере двух судебных заседателей и судебного писца. Все, что обнаружится из показа ний или сознания обвиняемого и всего следствия, должно быть тщательно записано, обвинителю должно быть сообщено то, что его касается, и должны быть выданы без всякой вредной утайки и волокиты копии по его просьбе об этом.

Германия. Каролина 1532 г. |
411 |
Каким образом те, что на допросе под пыткой сознаются в преступлении, должны быть затем вне пытки и понуждения допрошены
о прочих обстоятельствах. Во-первых, об убийстве
XLVIII. Если допрашиваемый, как указано выше, сознается в своем преступлении под пыткой и его признание будет записано, то допрашивающие должны тщательно расспросить его по пово ду этого признания в отдельности обо всех обстоятельствах, необ ходимых для открытия истины, кои будут частично упомянуты ниже сего, и о подобных им. Так, например, если он сознался только в самом убийстве, то должно допросить его, из каких побуждений он совершил деяние, в какой день и час и в каком месте, помогал ли ему кто-либо в этом и кто именно, где он зарыл убитого или что с ним сделал, каким оружием было совершено это убийство, ка ким образом и какие именно удары или раны нанес или причинил он убитому, или же умертвил его каким-либо иным способом, какие деньги или что-либо иное имел при себе убитый, что убийца взял у него й как он поступил затем с этой взятой добычей: про дал ли, подарил ли кому, оставил ли себе или спрятал. Большая часть подобных вопросов относится также к разбойникам и ворам.
Если допрашиваемый сознается в измене
XLIX. Если арестованный сознается в измене, то его должно допросить, кто его подстрекал к этому и что он за это получил, а также где, когда и каким образом сие произошло и что его к тому побудило.
Осознании в отравлении
L.Если допрашиваемый сознается, что он отравил или же хотел отравить кого-либо, то, как указано выше, его надлежит также допросить о всех причинах и обстоятельствах дела, и в осо бенности о том, что его побудило к этому и чем и каким образом он пользовался и намеревался воспользоваться при отравлении, где он получил этот яд и кто ему при сем помогал или давал советы.
Если допрашиваемый созна,ется в поджоге
LI. Если допрашиваемый сознается в поджоге, то, как указа но выше, его надлежит в особенности допросить относительно при чин, времени и сообщников и сверх того о том, какими зажигатель ными средствами он учинил поджог, от кого, каким образом и где он получил подобные средства или материалы.