Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / ИГПЗС. Билеты 1 семестр.docx
Скачиваний:
15
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
2.25 Mб
Скачать

Билет 49. Английское государство в XII веке. Реформы английского короля Генриха II. Королевские приказы (writs).

Генрих вступил на престол – он был как раз очень способным молодым человеком, несмотря на то что он был всего лишь младшим сыном. Младшие сыновья редко бывают способными, они вырастают слишком в благоприятной обстановке, когда не надо бороться за жизненные блага. Генрих в итоге оказался и герцогом Нормандии, и королем Англии. Генрих проведет первые реформы, которые усилят резко публично-правовой характер государственной власти. Он заключил договор с магнатами в 1100-м г., назвал его Хартией Вольностей, в этом договоре он признал за церковью привилегии в первой статьи, признал определенные привилегии за магнатами, но в то же время он позаботился, чтобы король сохранил все свои правомочия, прежде всего правомочия единственного собственника земли.

Учредил первую публично-правовую должность – юстициария. Главная функция короля – судебная – и для ее осуществления он создал должность юстициария. Придал большее значение должности канцлера, канцлер стал уже при нем участвовать в управлении судебных функций. Именно Генрих I учредил на самом деле разъездных судей, Генрих II, которому приписывают это нововведение, на самом деле пользовался плодами реформ Генриха I. То, что именно при Генрихе I были разъездные судьи, – об этом свидетельствуют сохранившиеся приказы Генриха I – приказы, которые направлялись судьям и шерифам для разрешения тех или иных споров. Именно Генрих настоял на том, чтобы земельные споры разрешались королевскими судьями, а затем это все повторит ГенрихII.

В 1135-м году он умер, осталась у него только дочь – Матильда – была частью знати провозглашена королевой, это так испортило ее характер – когда ее отстранили от престола, не смогла смириться с этим и начала войну против своего двоюродного брата, племянника Генриха I, по имени Стефан, который ее и отстранил. Он был человеком достаточно слабовольным и недостаточно умным, поэтому устраивал многих магнатов. Началось правление Стефана, и все это правление шла гражданская война между Матильдой и войсками Стефана. Она во Франции соблюдала войско, периодически приезжала с ним в Британию – поступала не по-женски. Был случай, когда она захватила под свой контроль почти всю территорию Британии.

Стефан в конце концов победил, его поддержали магнаты, и Стефан, вступив на престол, вынужден был отказаться от Хартии Вольностей 1100 г. и издать свою Хартию, в которой он до предела уменьшил полномочия короля и до предела расширил полномочия местных магнатов. И поклялся их. соблюдать. Правление Стефана до 1154 г. – его считают анархией, но этот термин появился только в английской историографии 19-го века, на самом деле Стефан следовал закономерностям феодального государства, которое существовало на континенте. Он понимал, что на самом деле государственная власть осуществляется не единолично королем, а королем вместе со знатью. Не принимал единоличных решений. Эта его политика настолько ослабила государство, что крупные магнаты фактически стали доминировать в этом государстве, стали захватывать земельные угодья у более слабых землевладельцев.

Анархия политическая быстро превратилась в анархию социальную и экономическую, распространившуюся на землевладение, это подорвало фактически основы государства. Конечно, неизвестно, что было бы с Англией, если бы Стефану наследовали его сыновья. В это время на континенте у Матильды подрос сын – Генрих. Она была замужем за графом Анжуйским. Генрих после смерти отца стал графом Анжуйским, получил в свое распоряжение довольно большие средства и продолжил борьбу за английский трон, которую вела его мать. Он был намного успешнее Матильды, он пользовался огромным авторитетом, несмотря на свою молодость – был двухметрового роста, рыжебородый воин, не носил шлема даже, потому что хорошо рубился и меч защищал его. Участвовал во всех битвах и приобрел огромный авторитет.

Сумел очень хорошо жениться. Женился на бывшей супруге Людовика VII – Элеоноре Аквитанской. Элеонора Аквитанская не могла родить сыновей Людовику VII, Людовик с ней развелся. Она вышла замуж за Генриха, и смогла родить ему 5 сыновей! 4 живых осталось (один умер) и еще одна дочь. Настолько плодовитая оказалась, несмотря на то что была очень образованной (смех и аплодисменты в зале). Это я уже перенесся в современность.

Генрих получил контроль над ресурсами герцогства Аквитанского – огромной территории! Он вломился со всеми этими ресурсами в Англию и принят был очень хорошо – за ним ведь фактически половина Франции, огромное войско и сам он статный, молодой – лучший король. Стефан после 2-3 битв это понял, что бесполезно воевать – и в декабре 1153-го года заключил с ним соглашение, по которому Стефан до смерти своей остается на троне, но передает трон не своим сыновьям, не своему старшему сыну – а именно Генриху. Генрих спокойно удалился во Францию – он, наверное, знал, что короли, которые подписывают такие договоры, долго не живут. 1154 – Стефан умер. Генрих и не поспешил в Англию, настолько был уверен, что его там примут как короля и что не нужно будет бороться за престол – только через 2 месяца, уже в декабре прибыл в Англию.

Первые его шаги показывают, что это был выдающийся государственный деятель, природный государственный деятель – а я других и не знаю, потому что на должность главы государстваневозможно обучиться.Это та профессия, которая требует исключительно природных талантов, потому что знаний приобрести неоткуда – нет такой науки, которая учила бы быть главой государства – кстати, это трагедия человечества. Человечество находится всегда жертвой случайной игры: кто находится во главе государства.

Англии повезло. Во главе государства оказался очень способный, талантливый француз. Приняли в Англии Генриха очень хорошо, потому что знать в основном была англо-нормандской, и старофранцузский язык был языком этой знати. Про английский язык вспомнят только лет через 300 – в середине 15-го века.

Первые шаги были удивительны. Генрих II вдруг подтвердил Хартию Генриха I. Объявил о том, что будет ее соблюдатьтем самым он признал Хартию Стефана недействительной. И сказал, что действительно будет наследником своего деда во всех шагах, которые он предпринимал. Генрих назначил на ключевые посты в своем государстве представителей трех кланов, которые в то время вели борьбу между собой. Он показал, что он сторонник компромисса, что он не будет никого уничтожать, не будет становиться на сторону какой-либо феодальной группировки. Он всех будет использовать на государственной службе.

Генрих, конечно, был очень озабочен отношениями с церковью – при Стефане церковь распоясалась, стала государством в государстве. Генрих стал вынашивать планы для того, чтобы подчинить церковь. В 1164-м году собирается королевская курия в Кларендонеи принимают конституцию – конституцию в то время – всего лишь договор. Договор о мире с церковью. На каких условиях? На тех, которые когда-то утвердил еще Генрих I. Церковь самостоятельна. Священники могут подлежать светскому суду, в случае если за их преступления церковный суд их отказывается наказать.Кларендонская конституция никогда не вступила в силу, скорее она была выражением намерения. Годом ранее после смерти Архиепископа Кентерберийского Генрих сумел протащить на этот высший духовный пост в Англии своего собутыльника – Томаса Беккета.

Генрих хотел ослабить церковь, поэтому избрал на должность архиепископа абсолютно безнравственного человека, развратника и пьяницу – какое же было удивление Генриха, когда вдруг он стал получать от Беккета, своего собутыльника, наставления, увещевания о том, что жить надо правильно. Томас Беккет стал архиепископом, бросил пить, стал жить скромно, перестал иметь отношения с женщинами и стал чуждаться роскоши, которую очень любил, когда был простым воином. Одно время Генрих начал думать, не сошел ли Беккет с ума.

Церковь стала соперником Генриха – отсюда и попытка с помощью Кларендонской конституции подчинить церковь. Все-таки позиции церкви оказались сильнее. В 1164-м году после неудачной попытки подчинить церковь светскому суда Генрих покинул территорию Англии, отправился во Францию и долго задержался там, до 1170-го года. А вернулся он после одно события: получив очередное увещевание от Беккета, который в очередной раз требовал от Генриха вести праведный образ жизни – мол, до него дошли сведения о пьянках, которые Генрих во Франции устраивает. Генрих разгневался и, видимо, в порыве гнева воскликнул: «Боже, кто же меня избавит от этого Беккета!» Видимо, воскликнул так чувственно, что два рыцаря воодушевившись желанием избавить их сеньора от Беккета – немедленно отправились в Англию, сразу же ринулись в Кентерберийский собор в Лондоне, увидели Беккета у алтаря, тот молился, они подбежали и зарубили сразу же – вернулись к Генриху и сказали: «Все, избавили».

Генрих всей Европе пытался доказать, что он никаких приказаний об убийстве Томаса Беккета не отдавал. А вся Европа так и не надо было давать никаких приказаний. Он был настолько талантливым королем и верховным правителем, что ему достаточно было высказать просто пожелание, даже в бреду – и его подчиненные немедленно брались этот бред осуществить – представьте себе, какая прочная это была власть.

Главная реформа, которая предписывается Генриху,была на самом деле осуществлена в то время, когда в Англии он отсутствовал, был на территории Франции. Эта реформа была выражена в так называемой Кларендонской Ассизе (1166) – приказ короля, как бы законодательный акт, принятый вместе с магнатами. Эта Ассиза установила порядок рассмотрения земельных споров.

– Было постановлено, что все земельные споры решаются только королевским судом.

– Было постановлено, что королевские судьи в решении земельных споров следуют местным обычаям

– Судьи привлекают к содействию в решении земельных споров коллегию из местных рыцарей (12-ти баронов). Эта коллегия получила название jury (дословно – коллегия присяжных).

У нас по-прежнему пишут, что якобы суд присяжных берет начало из этой реформы Генриха II. Этот Jury совсем не был тем судом присяжных, к которому мы привыкли. Современный суд присяжных решает вопросы вины, а тот суд присяжных – на самом деле не суд присяжных, а просто коллегия баронов, знатоков местных обычаях, которые давали сведения королевским судьям об этих обычаях. Не сохранилось конкретного документа, показывающего, что разъездной суд был учрежден именно в 1166-м году. А зачем нужно было издавать этот документ, если он существовал еще при Генрихе I?

Более того, разъездной суд – это институт Франкского королевства, ничего удивительно, что он существовал еще с Генриха I.

В 1170-м году Генрих издал ассизу о проведении расследования в отношении шерифов. У нас так и называют это – «расследование о шерифах». Но на самом деле, конечно, перед нами настоящий обвинительный акт в отношении шерифов. Шерифы обвиняются во всех проступках. Это было не просто расследование, это было обвинение против шерифов. Это обвинение вели разъездные судьи, приезжавшие из Лондона.

В 1176-м году издается Нортгемптонская ассиза, в ней уже территория Англии делится на округа и 2 разъездных судьи назначается в каждый округ. Где-то 6 округов и 12 разъездных судей.

1166 – Генрих настаивал на том, что земельные споры должны разрешаться только королем, одновременно издал типовой приказ – Ассизу о новом захвате – королевский приказ, который как бы составлял модель решения спора о земле, захваченной силой. Запрещалось эту землю возвращать силой, разрешалось возвратить только по суду. 1181 – Ассиза о вооружении. Не совсем точное название. Генрих пошел на то, что освободил от обязательной военной службы феодалов при условии, если они заплатят за отказ служить – на эти деньги Генрих мог нанять войско.

Войско ему необходимо было. Дело в том, что в начале 1170-х гг. – неизвестно точно, после какой ссоры – вспыхнул конфликт со старшим сыном – Генрихом. Конфликт быстро перерос в гражданскую войну, очень ожесточенную. Сын оказался достоин своего отца как воин. И если бы не его смерть, еще неизвестно, как события бы повернулись. Генриха в столкновении с отцом поддержала его мать Элеонора. Она удалилась из Англии в Нормандию, там она окончит свои дни.

Она переживет Генриха. Генрих не выдержал тягот борьбы со своими сыновьями, которые почему-то решили, что Генрих должен поделиться своими владениями. В 1189 – он умер. Элеонора умрет в 1204 – их похоронят вместе, на севере. До сих пор есть небольшой собор с красивым надгробием, где лежат эти два очень достойных человека, крупнейшие личности 12-го века Европейской истории.

После Генриха на престол взойдет его следующий сын Ричард I Львиное Сердце – и при Ричарде, как ни странно, короле очень неумелом, бездарном, но прекрасном воине – при нем завершится процесс превращения Английского государства из частно-правовой корпорации в публично-правовую корпорацию.Процесс этот начал еще Генрих I, а, в сущности, начал еще Вильгельм I Завоеватель.

Ричард почти все свое время проводил на континенте, в Крестовых походах, попадал в плен, выкупался. Погиб он при осаде одной из крепостей – пошел проверять стражу, и кто-то с крепости выстрелил из арбалета и попал ему в шею. Тяжело раненый, он через некоторое время умер. Тот, кто сидел в крепости, очень расстроился, что достойный противник умер не от его руки. Арбалетчик был найден и торжественно повешен.