Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / ИГПЗС. Билеты 1 семестр.docx
Скачиваний:
7
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
2.25 Mб
Скачать

Билет № 10. Правовое положение основных групп населения по «Законам Ману» и Артхашастре Каутильи.

Источник: Избранные памятники права, Н.А. Крашенинникова; Методичка В.А. Томсинова.

В Индии механизмы взаимопомощи.

Касты – профессия, варны – функциональная. Касты – территория, свои общины и самоуправление. Касты, варны, которые выполняются самими людьми, в Индии не нужно просто это государство.

На специфические черты социальной структуры Древней Индии непосредственное влияние оказало волнообразное переселение с середины 11 тыс. до н. э. в восточном и юго-восточном направлениях древнеарийских племен и последующее освоение ими территорий Северной Индии. О древнеарийских группах племен известно то, что они принадлежали к протоиндоевропейской культуре, более высокой по сравнению с уровнем развития автохтонных индийских народов дравидов и мундов. С середины 1 тыс. до н. э. в процессе завершения не столько завоевательного, сколько протяженного во времени проникновения и освоения ариями плодородных долин Ганга здесь уже складываются первые индийские царства (княжества), первичные государственные о6разования во главе с правителями-вождями и с сильной жреческой властью.

Начиная рассмотрение данного вопроса, следует в первую очередь установить, о каких социальных группах идет речь в тексте ДМ и АК. Наиболее подробно здесь описывается правовой статус варн. Сущность варнового деления раскрывается яснее всего в нормах, закрепляющих род занятий для каждой варны. Из этих норм со всей очевидностью вытекает, что варны представляют собой не что иное, как сословия, характерные для любого классового добуржуазного общества. При анализе статей, излагающих права и обязанности брахманов, кшатриев, вайшиев и шудр, следует выделить способы закрепления варновой иерархии, обеспечивающие господствующее положение в обществе брахманов.

Вопрос о происхождении Иерархической системы варн (от санскр. varna - «Качество, цвет, категория») остается основной неразрешенной проблемой древней истории Индии. Первые упоминания о брахманах и кшатриях содержались еще в ранних мандалах Ригведы. В более поздней ведической литературе можно найти уже указания на сословно-наследственный эндогамный характер этих варн, которые вместе со сложившимися позднее варнами вайшьев и шудр определили специфическую сословно-кастовую, иерархическую структуру Древней Индии. Согласно Ригведе варны произошли из частей тела космического божества, или первочеловека Пуруши: из его уст - брахманы, из рук кшатрии, из бедер - вайшьи, из ступней - шудры. Впоследствии эта варновая структура общества получила свою кодификацию в ЗМ: «А ради процветания миров Брахма создал из своих уст, рук, бедер и ступней брахмана, кшатрия, вайшью и шудру».

Так, «Законы дара», требующие безвозмездных подношений, услуг на основе взаимности, были строго соблюдаемой в арийской среде древнейшей практикой. Их обычно-правовое регулирование основывалось на священных заповедях честности, порядка, выработанной практике жертвоприношений. Количество и ценность таких даров и услуг определялись положением дарополучателя, его возможностью отплатить дар каким-либо другим встречным даром или услугой, самыми ценными из которых считались услуги религиозные и военные. Это и направляло «законы дара» прежде всего в пользу жречества и военной верхушки, составивших ядро двух привилегированных каст (варн) древнеиндийского общества - брахманов и кшатриев, которые обозначались в древнеиндийской литературе часто единым термином «brahmarajyana» в смысле единого целого. Брахманы не занимались производительным трудом, торговлей, ремеслом, ростовщичеством, всем тем, что из стремления к материальной выгоде могло запятнать их сакральную чистоту и благонравие. Согласно ЗМ, отвергая излишество и богатство, они питались «остатками жертв, то есть дарами, приносимыми богам». Среди дарителей особое место занимал сам царь (раджа), правитель государства. Когда в ведийских текстах делается попытка определить отношения между народом и царями, говорится о бали: «Лучшие» (шрияс) получают бали, а «Худшие» (папияс) его платят. Собираемые с народа взносы шли на общие жертвоприношения, на вознаграждение жрецам, на разнообразные дарения. Они предназначались для раздач и перераспределения между приближенными ведических «царей». Эти жертвы и раздачи должны были служить для целого коллектива залогом будущего урожая и всяческого благополучия.

Вслед за перечислением рода занятий первых трех вари здесь же (ЗМ. 1, 93) содержится указание на сакральное неравенство вари и особую дхармическую чистоту брахманов. Вследствие происхождения из наилучших частей тела Брахмы в силу первородства и знаний Веды «брахман по праву господин всего этого творения» (ЗМ. 1, 93). «Все, что существует в мире, это собственность (sva) брахмана» (ЗМ. 1, 100), который «ест только свое, носит - свое и дает свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана» (ЗМ. l, 101). Первые три варны относились к категории «дваждырожденных» (санскр. двиджа), в отличие от шудр - «рожденных один раз». Под вторым рождением понималось проявление или возрождение души человека, его разума (Атмана) под воздействием изучения Вед после особого обряда посвящения. В частности, при посвящении в ученики мальчик получал шнур, изготовленный из различных материалов для представителей разных варн, который он был обязан носить до конца жизни. Наследственное превосходство брахманов, проходящее лейтмотивом в большинстве строк ЗМ, проявлялось здесь и в определении разных сроков обучения для варн «дваждырожденных»: для брахманов с 5 до 18 лет, для кшатриев с 6 до 22 лет и для вайшьев с 8 до 24 лет (ЗМ. II, 37-39). Особая ценность в древнеиндийском обществе придавалась ученому брахману, выполняющему функцию воспитания своих учеников в духе следования дхарме. «Из двух [отцов]: дающего рождение и дающего знания Веды - почтеннее отец, дающий знание Веды», - указывают ЗМ (11, 146).

Крайне противоречиво в древнеиндийских исторических источниках решается вопрос о сословно-кастовых границах низшей категории древнеиндийского общества - шудр. Если в ЗМ о брахманах, кшатриях и даже вайшьях говорится как о замкнутых сословно-кастовых категориях-варнах, принадлежность к которым определяется рождением и совершением в детстве обряда посвящения, то шудры представляют собой аморфную массу, к которой относились как низшие слои деревенского населения, зависимых работников, не принадлежащих к числу ариев, так и чужаки) из местного населения, живущие в собственных общинах, ведущих свое хозяйство. При этом упоминаются и богатые шудры, Владеющие тучными стадами), которые не принадлежали в качестве слуг отдельным лицам. Власть ариев распространялась в этом случае на целые коллективы таких чужаков, обладающих противоречивым статусом, когда их состоятельность сочеталась с неравноправием.

Так, если в ЗМ (VIII, 410 и др.) шудры относятся обычно к категории зависимых слуг, то в АК о них можно найти иные сведения. В главе, посвященной внешней политике царей (VII, 11), им рекомендуется приобретать прежде всего земли, население которых преимущественно относится к варне шудр, поскольку с этих земель царь может получить все виды доходов, налогов, податей (бхога). Здесь шудры выступают как податные наряду с вайшьи. При этом к их занятиям фактически отнесено не только служение трем варнам «со смирением», но и земледелие, скотоводство, торговля (АК. 1, 4), которая давала им возможность не только платить налоги, но и богатеть. Главной отличительной особенностью их неполноправного состояния, низкой престижности была их ритуальная «нечистота», являющаяся следствием отлучения от изучения Вед, совершения ведических жертвоприношений и ритуалов.

В шастрах достаточно свидетельств и о существовании в Древней Индии рабовладения. Раба, как скот или вещь, продавали, дарили, сдавали в наем и проч. (ЗМ. VIII, 163; IX, 42-45). Также указаны семь случаев, при которых человек становился рабом (даса): военнопленный, за содержание, рожденный в доме, купленный, подаренный, доставшийся по наследству и в силу наказани:Я (ЗМ. VIII, 415). Положение шудры, живущего в услужении в общине ариев, мало чем отличалось от положения раба, неария или наемного работника. Термин «даса» (или «дасью») относился в шастрах и к шудрам, и к рабам. Более того, в АК в «Правилах, касающихся рабов и работников» (VIII, 13) среди норм, относящихся к их имущественному, брачно-семейному и наследственному праву, между ними вообше не проводилось различий. Здесь же обращает на себя внимание ряд норм, направленных на защиту от произвола некоторых категорий рабов, например детей, рожденных в доме хозяина, или самозаложившихся за долги в рабство «дваждырожденных», а также относительно либеральный характер их освобождения. В частности, «ребенок, рожденный владельцу рабыней, подлежал освобождению вместе с матерью». Если мать была связана своим существованием с этим домом, то ее мать, брат и сестра «должны быть освобождены» (АК. 111, 7). Характерной чертой социальной структуры Древней Индии было наличие категории лиц, не входяших в ее иерархическую замкнутую систему, в которой, как сказано в «Рамаяне», «Кшатрии почитали брахманов, вайшьи были послушны кшатриям; шудры, зная свои обязанности, служили первым трем варнам» (Рамаяна. Книга 1, песнь 6, стих 19). Это были племена джунглей, включение которых в орбиту древнеиндийской цивилизации требовало определения их места в этой социальной системе. Имея самый низкий статус, более низкий, чем статус слуг-шудр, они составляли некую пятую варну - касту «неприкасаемых» или же причислялись к лицам вневарновой категории, которые исключались из жителей деревень, строя свои хижины за пределами населенных пунктов, и приходили в деревню только для выполнения самых оскверняющих работ: уборки мусора, падали, нечистот, трупов. Их можно до известной степени рассматривать как слуг, принадлежавших деревенской общине в целом.

В настоящее время можно считать установленным, что варна - это социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты, которые не происходили непосредственно от древнейших четырех варн. Складываясь еще в рамках варновой организации, они унаследовали от системы варн иерархический принцип входящих в нее элементов (каст). Неоднородность каст в значительной мере затрудняет выяснение вопроса их происхождения. Каста - это и этническая группа (например, отсталые племена, записанные в состав «неприкасаемым), и кланы воинов (раджпутские племена), и профессиональные группы, и религиозные секты, общины. Вне зависимости от их первоначального происхождения касты по мере углубления разделения труда, социально-экономического развития выстраивались в иерархии индийского общества в соответствии прежде всего со своим экономическим положением. Более того, принадлежность каст к тем или иным варнам часто прямо зависела от обладания правами землевладения и места в общинной организации.

Каста-джати как социальный институт в отличие от варны не становилась и не являлась общеиндийским социальным институтом. Она включает, как правило, небольшое число лиц, населяющих определенный район, непосредственно связанных общностью экономических интересов, со своими постоянными органами управления, системой взаимопомощи, общей кассой, пополняемой взносами и отчислениями ее членов, которые связаны также своими групповыми бытовыми интересами, проведением общих праздников, торжеств, свадеб, похорон и проч. В настоящее время принадлежность касты к той или иной варне не играет решающей роли в определении ее общественного статуса. По образу жизни и профессиональной принадлежности касты ныне могут оказаться по разные стороны варновых границ. Более высокое положение той или иной касте придает материальная состоятельность, степень общественного влияния и зачастую численность, в соответствии с которыми она, по своей собственной оценке или оценке ближайшего кастового окружения, занимает более высокое или более низкое место в локальной, местной иерархии. Вместе с тем было бы неверным считать, что варновая принадлежность той или иной касты полностью потеряла значение в определении степени ее традиционного религиозно-престижного положения. Под воздействием развития капиталистических отношений индийские касты закономерно претерпевают структурные и функциональные изменения. Появляется все большее число эндогамных образований подкаст, претендующих на более высокий ритуальный статус, чем статус касты, из которой они выросли. Отражением этих процессов стало появление еще в колониальной Индии социального движения, получившего название «санскритизация», когда в стремлении к более высокому ритуальному рангу члены «низших каст», или подкаст, заимствуют нормы поведения в быту, ритуалы, обычаи, брачные запреты и предписания более высоких брахманских каст. Не только признание религиозных кастовых различий, но и усиление кастовых стереотипов мышления в Индии отмечают многие индийские авторы.