Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / Этнические общности.doc
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
182.78 Кб
Скачать

Глава III

ОБЪЕДИНЕНИЕ И РАСЦВЕТ

АРМЯНСКОГО ГОСУДАРСТВА

Наиболее существенные перемены в этот период происходили в форме государственного единства. «К III в. до н.э. окраины Армянского нагорья уже были вовлечены в сферу армянского языка и этноса, однако частично они продолжали оставаться в пределах других государств. Небольшие армянские царства на западе охватывали лишь часть армянского этноса. В этих условиях царство Ервандаканов (Великая Армения), занимавшая центральные области нагорья, оказалась тем ядром, вокруг которого должно было образоваться объединенное армянского государство. Это произошло при Арташесе I (189- около 160 г. до н. э.)».1

Арташес раздвинул границы своего государства во всех направлениях. На востоке он отвоевал у мидян Каспиану, Фавнитиду и Басоропеду. На севере – у Грузии предгорья Париадра, Хордзену и Гогарену. На западе в 183-179 гг. велась ожесточенная война между двумя группировками стран – с одной стороны, Понтом и Малой Арменией (пользовались поддержкой Рима), с другой стороны, - Каппадокией и ее союзниками (поддерживались Селевкидами). Позиция Армении в отношении этих двух лагерей была традиционно-антиселевкидской, т.е. она поддерживала Каппадокию и Пергам против Понта и Малой Армении. Война закончилась тяжелым поражением последних. В мирном договоре в числе заинтересованных сторон упомянут Арташес. Воспользовавшись поражением Малой Армении, он, видимо, «сумел путем военного или дипломатического нажима завладеть и присоединить к своему государству Каренитиду и Дерксену, которые примыкают к Малой Армении или входят в ее состав».2 В 168 г. до н.э. Арташес присоединил Таморитиду, подчиненную Селевкидам. Арташес пытался присоединить и Софену, но Каппадокия решительно сопротивлялась этому.

В результате, было создано обширное этнически компактное государство, что потребовало проведения административно-территориальной реформы. «Армения в этот период (Арташесидов) была разбита на 120 префектур, некоторые из которых ранее были отдельными царствами». 3 Границы этих префектур были обусловлены рельефом Армянского нагорья, а также этническими особенностями. В самой Армении эти префектуры именовались «стратегиями», а их правители, соответственно, «стратегами». Этот греческий термин был заимствован из государства Селевкидов, возможно, уже при Арташесе I, который сам в начале своей деятельности был селевкидским стратегом. Каждый стратег имел в своем распоряжении аппарат управления, включавший канцелярию, фискальное ведомство и военные силы. 1 Префектуры (стратегии) объединялись в более крупные административно-территориальные единицы. Некоторые из них (обычно четыре), расположенные вдоль границ Великой Армении, именовались «бдешхствами». Стоявшие во главе их «бдшехи» были облечены более широкими полномочиями, чем правители других областей (термин «бдшех» в переводе означает «князь страны»).2 Основой подобных преобразований был экономический подъем страны, заметный как в деревне – в области сельского хозяйства, - так и в городе – в развитии ремесленного производства и торговли. Экономическими и политическими центрами префектур были города. Они активно основывались еще в III в. до н.э. представителями династии Ервандаканов в Аратской долине и Софене. Но во II до н.э. благодаря проникновению эллинистической культуры градостроительство получило наибольший размах. Арташесом был основана новая столица армянского государства – Арташат. Выбор местоположения столицы (Араратская долина) был не случайным: здесь скрещивались торговые транзитные пути.

«По сообщению Мовсеса Хоренаци, в Арташат была переведена часть населения Ервандашата, прежней столицы Армении. Здесь, следовательно, состоялся синойкизм – формирование населения новооснованного города путем передачи ему части населения старых городов – обычный способ заселения новых городов в эллинистическом мире».3 Однако в Армении этот способ был недостаточен из-за малочисленности городского населения, поэтому здесь применяли и переселение чужестранцев. Причем в отличие от сельского населения, завоеванное население поселялось в городах, сохраняя свободу.

Помимо административной реформы, с целью облегчить управление обширным государством была проведена и реформа военная. Страна была разделена на четыре воеводства.4 Реформа была направлена на централизацию власти, так как при наличии большого количества относительно обособленных административно-территориальных единиц сосредоточение в руках префектов всей полноты власти, особенно военной, могло грозить сепаратистскими настроениями. А объединение нескольких префектур в воеводство способствовало сплочению еще не крепкого государства и более эффективному контролю со стороны царя. Это напоминает политику Дария и Македонского по рассредоточению власти, но важным отличием здесь является направленность на объединение. При этом гарнизоны по-прежнему размещались в наиболее крупных городах-крепостях.

Важная реформа была проведена Арташесом I в финансово-экономической сфере. Влияние эллинистического мира повлекло за собой окончательное установление в Армении свойственного ему рабовладельческого строя. Если раньше основной формой землевладения было общинное, то теперь рядом с ним активно развивалось частное землевладение, тесно связанное с применением рабской силы. Этому способствовал ряд факторов. К внутренним факторам можно отнести общий экономический подъем и усилившуюся дифференциацию общества, которая привела к умножению рабской силы. К внешним – завоевательные войны, снабжавшие большим количеством пленных рабов и обеспечивавшие возможностью освоения новых, ранее не обрабатываемых земель, что поощрялось и поддерживалось государством. Социальной основой частного землевладения был новый слой – служилая знать, которая пополняла состав господствующего класса, - а также средние и мелкие чиновники и военные. Все они обеспечивались царем землями на временное или постоянное пользование за службу. Эти частновладельческие хозяйства («дастакерты» или «агараки») могли быть мелкими или крупными, специализированными в различных отраслях хозяйства или общими. Но в любом случае их рост представлял существенную опасность для общинного крестьянства, так как богатые и сильные землевладельцы-рабовладельцы пытались присвоить также часть общинных земель. «Смысл декрета Арташеса I состоял в четком размежевании земель частновладельческих («агараки») и общинных («села»), границы между которыми стали нарушаться. Декрет имел целью придать устойчивость разлагавшейся общине, важной экономической базе государства, но одновременно он закреплял и завоевания служилой знати, классовой опоры государства, тем, что узаконивал ее земельные приобретения». 1

Что касается местного самоуправления, то оно сосредоточивалось в двух общинах: городской и сельской. Город в эллинистический период стал не только экономическим, но и политическим центром. Как и в других городах эллинистического мира, здесь появляется своя община, состоявшая из полноправных граждан. Но входили в нее лишь зажиточные слои. Остальная масса населения делилась на свободных, но неполноправных жителей и рабов. Органами самоуправления общины являлись городские старейшины и чиновники. Однако за их деятельностью следил, придавая ей угодное царю направление, представитель царя – «шахап».1 Община имела довольно широкие полномочия по решению всех возникающих в ней вопросов: начиная от бытовых и хозяйственно-организационных до судебных». Наиболее крупные и важные города (около десятка), находились вне компетенции местных властей, т.е. префектов, они подчинялись непосредственно царю, который в необходимых случаях выражал им свою волю в виде писем-указов. Также они обладали собственными вооруженными силами. На окружавшей город сельскохозяйственной территории располагались частные земли состоятельных граждан, а также земли городской общины. «Общины пользовались привилегиями: они освобождались от некоторых государственных податей и повинностей, часто получали земельные угодья от царей и вообще являлись верной опорой центральной власти государства».2

По государственно-правовому положению, социальному строю и административному устройству крупные храмы были похожи на города. Они также располагали обширными землями, которые обрабатывались храмовыми рабами – иеродулами, пользовались покровительством царской власти и служили ей опорой.

Сельская община по-прежнему составляла экономическую основу общества. Несмотря на то, что в эллинистический период она активно расслаивалась, «община продолжала существовать, ибо продолжала сохраняться незыблемой основа ее возникновения – необходимость и неизбежность совместного труда по орошению и обработке земли, невозможность выполнить эти задачи иначе, как усилиями всей общины».3 Кроме того, существование общины поддерживалось государством, так как она являлась удобной единицей налогообложения, а также важным звеном повинностной системы и поставщиком большей части воинов. Поэтому «государство брало под свое покровительство верхушку общины, практически превращая ее руководящие звенья в административный персонал и в то же время принимая меры для консервации, увековечения общины, вплоть до лишения ее членов права выхода из нее».1 Таким образом, самоуправление общины фактически превратилось в управление ею, не нарушая, тем не менее, внутренней ее организации и не лишая управляющую верхушку привычных функций.

Удельный вес и значение страны и ее властителя в системе государств древнего мира выражались в титулах и прозвищах армянских царей. Арташес I, как и первые представители династии Ервандаканов, носил титул «царь», что свидетельствовало о преемственности власти. Народ же удостоил его почетного прозвища «Благой».2 Это подтверждает высокую значимость и необходимость его реформ не только для мощи государства, но и для простого народа.

Пика своего расцвета, наибольшего могущества армянское государство достигло в правление Тиграна II Великого. Тогда же закончился второй этап территориального развития Армении, связанный с присоединением территорий с армяноязычным населением, т.е. фактически было завершено объединение страны. В этот период в состав армянского государства вошли Кордуена, так называемая Армянская Месопотамия, Высокая Армения, Киликия, и наконец была присоединена Софена. «Тигран II правление некоторых захваченных, ранее независимых государств оставил в руках их прежних царей. Они считались подданными армянского царя и были обязаны каждый год платить дань и во время войны предоставлять войско. В таких странах, как Киликия и Междуречье, которые давно потеряли независимость и не имели царей, Тигран II назначил управляющими близких себе людей».3

В связи с изменениями в государственном единстве меняется и титул царя. Начиная с Тиграна II, Арташесиды титулуются на своих монетах и «царями», и «великими царями», и «царями царей». Прозвищем Тиграна II было «Бог». Этот эпитет означал, что его носитель был обожествлен еще при жизни. Культ царя и его предков, т.е. царской династии, был широко распространен в государствах эллинистического мира как средство освящения царской власти, поднятия ее авторитета. В Армении же этот культ существовал начиная уже с Арташеса I. «При Тигране II был утвержден также культ живущего, правящего царя, причем Тигран II , был отождествлен с богом Ваагном-Гераклом, а его преемник Артавазд II – с богом Митрой».1

При Арташесидах окончательно сложился государственный аппарат. Функции строительного и финансового ведомства объединило в себе ведомство «азарапетутюн» («тысячничество», греческий термин – «хилиархия»). К его полномочиям относились: строительство, сбор налогов и наложение трудовой повинности, надзор за торговыми путями, таможенное дело, монетное дело, получившее большой размах при Арташесидах, и т.п. Ведомство «спарапетутюн» («воеводство») занималось организацией вооруженных сил страны в мирное время и применением их – в военное. Надзор за крепостями, в которых хранилась царская казна, т.е. фискальные функции, а также за царским гаремом осуществляло ведомство «мардпетутюн». Ведомство «малхазутюн» возглавляло царскую гвардию, «сенекапетутюн» - вело царскую канцелярию и архив, царскую корреспонденцию, вырабатывало тексты царских надписей, выполнявшихся на арамейском и греческом языках. «Великое судейство», соответственно, осуществляло правосудие.2 Предполагается, что во времена Арташесидов существовал «сенекапет»3, который возглавлял исполнительную власть. Вероятно, вследствие частого отсутствия царя из-за активной внешней политики ему требовался постоянно действующий орган, который бы осуществлял руководство ведомствами, т.е. выполнял бы функции правительства. Также при Тигране находился круг особо приближенных к нему правителей, которые постоянно сопровождали его. Это были четыре уже упоминавшихся бдшеха. В государственном аппарате Армении бдшехи занимали второе место после царя. Институт бдшехов был характерен еще для Персии.

Кркяшарян говорит о существовании в Армении института литургии (разового поручения).4 Этот институт подвергался изменениям по ходу изменений в государственном строе. Если в раннем периоде литургические обязанности поручались по решению наиболее состоятельному ее члену, то в эллинистический период царь сам поручал эти обязанности. О существовании института литургии свидетельствует также Плутарх, описывая строительство Тигранакерта. Он пишет, что во время строительства как простые, так и знатные граждане, чтобы угодить царю, осуществляли разные строительные работы. В Армении литургия – это служба на благо государства по поручению царя.

Важнейшей частью государственной машины во все времена являлась армия. Во времена Тиграна II в связи с активной внешней политикой этот государственный институт приобрел особое значение. Нерсисян указывает на то, что «армия Тиграна комплектовалась не только из армян, но и из населения завоеванных стран». С другой стороны, он же говорит о том, что Армения была этнически однородным государством, поэтому там «не имело распространения наемничество, очень характерное для этнически пестрых эллинистических государств и являвшееся ахиллесовой пятой их военной организации».1 Под этнической однородностью, вероятно, имеется в виду однородность населения непосредственно Великой Армении и наиболее близко расположенных к ней областей. Это, конечно, не исключает пестроты, обусловленной включением в состав государства территорий таких народностей, как сирийцы, киликийцы, финикийцы, иберийцы и т.д. Но вновь присоединяемые народы просто вливались в военные силы страны, они были обязаны служить наравне с коренным населением, безвозмездно. По этой же причине в Армении не было чрезмерно громоздкого военно-административного аппарата, что тоже было свойственно эллинистическим государствам.

Ударной силой армянского войска была тяжелая бронированная конница; также имелась легкая, более многочисленная конница, применявшаяся для преследования противника. Однако основу армянского войска составляла пехота – бронированные копьеносцы, а также лучники и пращники. К вспомогательным войскам относились подразделения осадной техники и обоза. 2Ядром армии были телохранители царя. Во времена Арташесидов телохранителями был не только всадники и пехота, но отряд солдат. В военном деле участвовали все слои населения, пополняя различные роды войск. В армию призывалось не только свободное население, но и рабы-земледельцы частновладельческих хозяйств.