
- •Вопрос первый
- •В чем заключается суть представлений правителя о сущности своих законов
- •Есть ли какой-нибудь порядок норм, расположенных в зх. Если есть, то каков он?
- •Происхождение норм. Судебные решения, обычаи или воля Хаммурапи.
- •Законы – идеологический миф или отражение реальности. Что такое справедливость. Действительно ли содержание законов пронизано началами справедливости
- •Форма изложения норм Законов Хаммурапи. Казуистичная или же абстрактная.
- •Обнаруживается ли влияние религии на нормы зх. Если да, то в чем выражается и каков характер.
- •Вопрос второй
- •Назвать социальные группы, статус которых юридически оформляется в зх
- •Отыскать статьи, показывающие каждое из трех значений слова «человек» или «авилум»
- •Закономерность возложенных обязанностей в пользу государства и характер правового статуса
- •Назвать категории рабов, определить отличия в их правовом положении
- •В чем заключается особенность правового положения отданных в рабство на время
- •Вопрос третий
- •Брак, договор, многоженство, развод
- •Имущественные права и обязанности супругов
- •Правовое положение приемных детей
- •Наследование
- •Вопрос четвертый
- •Земельный вопрос
- •Разновидности институтов служебного держания, их дефиниции и отличии друг от друга
- •Договоры
- •Вопрос пятый
- •Привести примеры статей, отражающие понимание преступления и наказания
- •Является ли виновность необходимым основанием для уголовной ответственности
- •Принцип Талиона
- •Вопрос шестой
- •Аспекты судебного процесса на основании соответствующих статей правового памятника
- •Цель и смысл «божьего суда»
Форма изложения норм Законов Хаммурапи. Казуистичная или же абстрактная.
Самый текст кодекса Хаммурапи составлен большею частью по казуистическому шаблону: «если кто-либо сделает то-то, то подвергается тому-то» – это скорее перечень случаев из судебной практики, взятых из уголовного и гражданского права и расположенных в довольно произвольном порядке. Здесь нет ни общих принципов, ни отвлечений, ни строгой системы, зато случаи предусматриваются и разбираются с большой обстоятельностью. Начиная с преступлений против судопроизводства – клеветы, лжесвидетельства, подкупа судей, свидетелей, неправого суда, – кодекс переходит к различного рода преступлениям против собственности, затем следуют постановления на области аграрных отношений и торгового правам (42—126), законы, относящиеся к семейному праву (127–194), наказания за причинение личного ущерба, гонорары врачам, архитекторам, постановления о судостроительстве, найме судов и т. п., законы о животных (найме их, о вреде, причиняемом ими, и др.), наконец, о рабах.
В сборнике не видно ни единого принципа, объединяющего около себя правовые нормы, ни общих юридических понятий, обобщающих все многообразие конкретных юридических случаев, ни разграничения гражданской и уголовной правовых категорий. Не редки случаи, когда составители сборника, не исчерпавши вполне одного жизненного отношения, без достаточного, по-видимому, основания переходят к юридическому обсуждению другого явления, чтоб потом опять вернуться к первому.
1.7
Обнаруживается ли влияние религии на нормы зх. Если да, то в чем выражается и каков характер.
Вполне правильно оценивая значение религиозного культа, как громадной государственной силы, Хаммурапи не хотел выпускать ее из-под своего непосредственного влияния и потому входил во все стороны религиозной жизни. Некоторые же, по-видимому, наиболее важные, с государственной точки зрения, классы жрецов, как, например, «предсказатели», находились в непосредственном ведении самого царя. Хаммурапи берет на себя даже дело окончательного установления календаря и определения дополнительных месяцев года, что обычно входило в число функций вавилонских жрецов-звездочетов. «Так как», пишет он к Синиддина, «в календаре имеется пробел, то вставь в качестве второго Элула наступающий месяц и, вместо того, чтобы подати поступать в Вавилон 25 числа месяца Тишриту, распорядись, чтобы она поступала в Вавилон 25 числа второго Элула»
Вопрос второй
2.1
Назвать социальные группы, статус которых юридически оформляется в зх
Свободные
Рабы (вардум) - было сходно с античным отношение к рабу как к вещи, скоту: была ответственность за его кражу, присвоение, сокрытие от хозяина при бегстве, а также вознаграждение при его поимке и т. д. (15-17). Вместе с тем было бы неверным говорить о всех категориях рабов, в Вавилоне только как об объектах права, полностью лишённых правоспособности. Это связано с тем, что рабский труд не стал в странах Древнего Востока доминирующим в системе общественного производства. Он применялся главным образом в царско-храмовом и крайне редко в частно-общинном хозяйстве. В Вавилоне широко использовался труд других категорий зависимого люда: наёмных работников, издольщиков-арендаторов, положение которых было не намного лучше положения рабов. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками. В "Законах" выделяются следующие категории рабов:
Принадлежащие общине
Царские рыбы
Частновладельческие
Наряду с ярко выраженным неравенством между свободными и рабами в ЗХ на первый план выходит и другое социальное неравенство между самими свободными:
Авилумы (“человек”, “потомок человека”) - свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объёме. Правовой статус авилума был тесно связан, во-первых, с его принадлежностью к территориальной общине, во-вторых, с его принадлежностью к большой патриархальной семье. О тесной связи правового статуса авилума с членством в общине свидетельствует статья 136 о человеке, "убежавшем из общины", "презревшем своё поселение", который терял свой статус ("даже жена беглеца не должна вернуться к мужу"). Это характерная черта всех древнегреческих обществ, в которых коллектив, община поглощает личность, индивида как свободного обладателя прав и обязанностей (или "физическое лицо").
Мушкенумы (“падающий ниц”, “бьющий челом”, обращающийся к царю с просьбой принятия на службу) - свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Зависимые лица, получающие за службу земельный надел из царской земли. Его зависимость, видимо, и определялась тем, что он не был потомком “своих”, не имел корней в общине. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах.
Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом. Например авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума, например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенума, законы Хаммурапи гарантировали защиту их имущества.
Воины - наемные солдаты, состоящие на службе у царя. Они получали землю (имущество илку), на которой вели хозяйство силами своей семьи, и скот, а в замен обязаны были царю военной службой
Редум - от баирумов они отличались тем, что получали не только землю, но и скот, и, по-видимому, составляли тяжеловооруженные регулярные войска.
Баирум - от редумов они отличались тем, что получали только землю и, по-видимому, составляли легковооруженные стрелковые отряды
Тамкары - купцы, ростовщики, которые являлись государственными служащими
Шамаллум - агенты тамкаров
2.2