Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / ИГПЗС Билеты_1 / Экспресс-вопросы Рамиля Галеева.docx
Скачиваний:
6
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
550.76 Кб
Скачать

«Оммаж», «инвеститура» и «рельеф» в средневековом западноевропейском праве

Оммаж - обряд заключения вассального договора и посвящения в рыцари, сопровождавшийся принесением клятвы верности. Обряд заключался в том, что будущий вассал, безоружный, опустившись на одно колено (два колена преклоняли только рабы и крепостные) и с непокрытой головой, вкладывал соединённые ладони в руки сюзерена с просьбой принять его в вассалы. Сюзерен поднимал его, и они обменивались поцелуем.

Инвеститура - торжественный акт передачи вассалу лена или должности, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся церемонией передачи какого-либо символического предмета (кома земли, посоха, кинжала, перчатки) от сеньора к вассалу. Обряд передачи совершался после оммажа и принесения клятвы верности. Символический смысл процедуры заключался в переходе обладания предметом от одного лица к другому.

Рельеф - феодальный платеж сеньору за право отчуждать феод без его согласия или вступить во владение им в порядке наследования. Этот феодальный платёж уплачивался наследником рыцарского лена своему сеньору при вступлении в наследство. Обязательство уплаты рельефа поддерживало условный характер феодального земельного держания и обеспечивало сохранение системы вассально-ленных отношений в средневековой Европе. Рельеф, с одной стороны, представлял собой материальное подтверждение прав сеньора в отношении лена его вассала, а с другой стороны, при его уплате, гарантировал вассалу беспрепятственное вступление в наследство своего отца. Первоначально величина рельефа не была фиксированной, что использовалось монархами для изъятия значительных денежных средств с баронов при даче согласия на наследство.

«Writs» в английском средневековом праве

По общему правилу частные лица не могли обращаться в королевские суды и должны были просить о предоставлении такой привилегии, что королевская власть делала при наличии достаточных оснований. Согласно действовавшим процессуальным нормам общего права для возбуждения дела в королевских судах был необходим судебный приказ (writ). Приказом именовалось специальное предписание от имени короля, выдаваемое королевской канцелярией, без него дело не принималось к судопроизводству. Выдаче истцу судебного приказа предшествовала уплата им канцлеру судебных сборов и возможных процессуальных издержек. Получить предписание канцлера или прямое согласие суда принять дело к рассмотрению было очень сложно. Долгое время этому предшествовал тщательный учет обстоятельств дела; перечень случаев, когда выдавались предписания, расширялся очень медленно. С технической стороны предписание представляло собой не просто разрешение действовать, а являлось как бы приказом короля своим чиновникам предложить ответчику не нарушать права и удовлетворить требования истца. Если ответчик отказывался, истец предъявлял к нему иск. Этот иск рассматривался королевскими судами не столько потому, что ответчик возражал против притязаний истца, сколько потому, что он не повиновался приказу властей. Неподчинение расценивалось как неповиновение приказу и влекло публично-правовые последствия.