Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / ИГПЗС Билеты / Экспресс-вопросы Рамиля Галеева.docx
Скачиваний:
3
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
550.76 Кб
Скачать

Семейный статус

Необходимым условием полной правоспособности в сфере частного права являлось в Риме определенное семейное состояние, самостоятельность в сфере семейных отношений. Древнейшая римская семья представляла собой союз людей, объединенных не кровной связью, а подчинением власти одного и того же домовладыки (paterfamilias). В древнейшее время только paterfamilias был носителем правоспособности в сфере частного права; члены семьи, подчиненные власти домовладыки, правоспособности в сфере частного права не имели. Вступая в имущественные правоотношения, они устанавливали права не для себя, а для домовладыки, не создавая, однако, для последнего обязанностей. Постепенно юристы стали признавать ответственность самих подвластных по заключенным ими в интересах paterfamilias сделкам, а претор установил дополнительную ответственность paterfamilias по тем же сделкам.

Параллельно с признанием юридической силы сделок, совершенных подвластными, шел и процесс признания за ними прав на отдельные группы приобретавшихся ими имуществ, сначала на имущество, приобретенное в связи с военной службой, затем и в связи со службой гражданской, далее на имущества, дошедшие от матери, и в праве Юстиниана paterfamilias сохранял лишь очень ограниченные права на имущество детей.

Утрата одного из трех состояний правоспособности влекла за собой и утрату правоспособности. Существовало три степени умаления правоспособности:

а) максимальная - была следствием возникновения рабства, утраты свободы, однако было исключение, когда взятый в плен римлянин возвращался на территорию римского государства;

б) средняя - была следствием утраты римского гражданства, хотя свобода сохранялась;

в) минимальная - была следствием подрыва старых и установления новых семейных связей (вступление женщины в брак, переход в кабалу);

Классификация вещей по «Институциям» Гая

В классический период в римском праве выработалось понятие вещей в широком значении. Этим понятием охватывались не только вещи в обычном смысле материальных предметов внешнего мира, но также юридические отношения и права. Гай так и делит вещи на телесные (которые можно осязать) и бестелесные (которые нельзя осязать). В качестве примеров бестелесных вещей Гай называет наследство, узуфрукт, обязательства. Однако в числе примеров бестелесных вещей Гай не упоминает права собственности: римские юристы не различают четко право собственности на вещь и саму вещь, вследствие чего право собственности попадает у них в категорию телесных вещей.

Деление вещей на движимые и недвижимые в римском праве не имело особого значения. И те, и другие подлежали почти одинаковым юридическим нормам. Недвижимостью считались не только земельные участки и недра земли, но и все созданное чужим трудом на земле собственника. Оно признавалось естественной или искусственной частью поверхности земли. Сюда относились постройки, посевы, насаждения. Все эти предметы, связанные с землей или фундаментально скрепленные с ее поверхностью, считались ее составной частью («сделанное над поверхностью следует за поверхностью»). Отдельная собственность на дом и на землю представлялась невозможной. Воздушное пространство над участком также рассматривалось как часть поверхности. Под движимыми вещами понимались: мебель, домашняя утварь, рабы, животные. Уже по Законам XII таблиц приобретение земли и движимых вещей по давности владения требовало разных сроков: для давностного завладения землей был установлен более длительный срок (два года), чем для движимых вещей (один год).

Главным делением вещей было деление на манципируемые и неманципируемые. Круг манципируемых вещей был очерчен довольно узко: он охватывал италийские земли, построенные на них дома и земельные сервитуты, на рабов и вьючных или упряжных животных (быки, лошади, ослы), обслуживающих земли римских землевладельцев. Наоборот, к числу неманципируемых относились все вещи, не входящие в группу манципируемых, в частности, провинциальные земли и все движимые вещи, мелкий скот (свиньи, овцы, козы), мебель, продовольствие. Это деление определялось тем, что к числу манципируемых относились вещи, которые издревле и еще ко времени Законов XII таблиц рассматривались как наиболее ценные части римского земельного хозяйства. С экономическим значением манципируемых вещей была связана и основная особенность их юридического положения - особо усложненный порядок перенесения права собственности на эти вещи. В то время как для отчуждения неманципируемых вещей было достаточно простой передачи, для отчуждения манципируемых вещей требовалось применение формальных и сложных способов - манципация или in iure cessio.

Различались вещи делимые и неделимые. Делимыми признавались вещи, которые от разделения не изменяют ни своего рода, ни своей ценности; каждая отдельная часть представляет прежнее целое, только в меньшем объеме. Делимыми считались земельные участки, а также движимые вещи, как сырье, материалы однородного состава (руда, камни). Кроме материального разделения вещей мыслилось и разделение права на идеальные доли (при прекращении общей собственности на вещь, то есть права собственности, принадлежавшего нескольким лицам в идеальных долях, имела большое значение юридическая делимость или неделимость вещи: только в первом случае допускалось ее разделение в натуре между бывшими общими собственникам, во втором случае вещь оставалась в собственности одного из них, а остальные получали денежную компенсацию.

Вещи делились также на потребляемые и непотребляемые. К потребляемым относились вещи, которые согласно их прямому назначению при первом же пользовании материально уничтожались. Сюда относились продовольствие и деньги (в том смысле, что при каждом расчете они терялись для собственника). Непотребляемыми считались такие вещи, которые не изнашивались от употребления (драгоценные камни), или если и уничтожались, то постепенно, теряя свою ценность и способность выполнять свое назначение.

Еще одним делением вещей было на вещи, определяемые родовыми признаками и индивидуальные. Значение этого деления выступало в различном решении вопроса о риске случайной гибели вещи или партии вещей. Если вещь или партия вещей рассматривалась участниками правоотношения как родовая, то она считалась юридически не подверженной гибели, ибо всегда могла быть заменена другой однородной вещью («род не погибает»). В случае же гибели индивидуально определенной вещи лицо, обвязавшееся доставить ее, освобождалось от обязанности замены. Из понятия родовых вещей развилось понятие вещей заменимых, то есть таких, которые оборот обычно рассматривает как определяемые родом, весом, мерой, числом.

Вещи делились на простые и сложные. Простые вещи представляли собой вещи, образующие нечто физически связанное и однородное, не распадающееся на составные части (раб, бревно, камень). Сложные вещи, состоящие из искусственных соединений разнородных вещей, имеющих между собой материальную связь и носящих общее наименование, например, здание, корабль, шкаф. Части сложных вещей не терялись вполне в целом, они были до их соединения отдельными вещами и могли даже принадлежать разным лицам. Иногда права других лиц не прекращались и после того, как их вещь стала частью чужой сложной вещи, но с другой стороны, соединенные части подчинялись праву, установленному на целое. Еще одну группу составляли совокупность раздельных вещей, материально не связанных, соединенных только одним общим назначением и именем (стадо, легион).

Вещи делились на главные и побочные. Вещами побочными (придаточными) являлись вещи, определенным образом зависящие от главной вещи и подчиненные юридическому положению последней. Основными видами побочных вещей считались части вещи, принадлежности и плоды. Части вещи не имели юридически самостоятельного существования. Когда вещь в целом являлась объектом юридической сделки, то последствия этой сделки распространялись и на все части вещи.

Римские юристы различали вещи в обороте и вещи вне оборота. К первой категории относились все вещи, составляющие объекты частной собственности и оборота между отдельными лицами; такие вещи могли быть предметами мены. Внеоборотными вещами считались такие вещи, которые или по своим естественным свойствами, или в силу своего особого назначения не могли быть предметами частных правоотношений. Вне оборота были вещи:

а) которые согласно естественному праву принадлежат всем (воздух, вода, моря);

б) публичные вещи, основным и единственным хозяином которых являлся римский народ (общественные здания и укрепления, публичные дороги и реки, театры, стадионы);

в) вещи божеского права, то есть вещи, посвященные богам, которые не были способны быть предметом чьего-либо гражданского права (храмы, богослужебные предметы, места погребения);