Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
ИГПЗС учебный год 2023 / Экспресс ИГПЗС.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
550.76 Кб
Скачать

Институт «аффатомии» в раннесредневековом праве франков

При рассмотрении процедуры аффатомии необходимо иметь в виду, что у салических франков, как и у других германских племен, отсутствовала в то время в наследственном праве свобода завещания, то есть индивид не мог завещать свое имущество тем, кому желал его оставить после своей смерти. Поэтому имущество умершего переходило независимо от его воли к тем, кто считался наследником по обычному праву. Римский историк Корнелий Тацит писал: «Однако наследниками и преемниками умершего могут быть лишь его дети; завещания у них неизвестны». Если же таковые отсутствовали, то указанное имущество переходило к его соседям.

В Салической правде в определенной мере восполнял этот пробел институт аффатомии - своеобразный договор дарения, который заключался в пользу третьего лица. Суть аффатомии сводилась к тому, что собственник передавал свое имущество или часть его какому-либо доверенному лицу, которое не приходилось ему родственником, с обязанностью последнего через год после смерти собственника передать имущество назначенным наследникам. Аффатомия совершалась публично в сотенном собрании под председательством тунгина, с соблюдением строгой символической процедуры, которая должна была быть при передаче имущества наследникам клятвенно удостоверена «в присутствии короля или в судебном заседании» не менее чем тремя свидетелями. Передав посреднику право собственности на имущество, наследодатель сохранял право владения и пользования им до самой своей смерти. Таким образом, процедура, выступающая в Салической правде под названием аффатомия, не является по своей сути передачей имущества. В столь сложном характере дарения вещей можно видеть влияние старых запретов на отчуждение семейной собственности не члену семьи.

Парижский парламент – возникновение и полномочия в XIV – XVII вв

В 1260 году при Людовике IX на базе королевской курии был создан специальный судебный орган - парламент, который собирался на сессии в Париже четыре раза в год и стал высшим судом во Франции. Он состоял из назначенных королем духовных лиц, рыцарей и легистов - выпускников юридических факультетов университетов, активно поддерживавших королевскую власть. Изначально члены парламента назначались на один год, а с 1467 года члены парламента стали назначаться пожизненно. Первоначально короли участвовали в заседаниях Парижского парламента, но затем перестали их посещать.

В XIV веке была предусмотрена возможность апелляции на любое решение судов отдельных феодалов в Парижский парламент. Этим окончательно был разрушен принцип, согласно которому сеньориальная юстиция считалась суверенной. Парламент превратился в высший суд по делам феодальной знати, стал важнейшей апелляционной инстанцией по всем судебным делам.

Наряду с осуществлением чисто судейских функций парламент в первой половине XIV века приобретает право регистрации королевских ордонансов и других королевских документов. С 1350 года регистрация законодательных актов в Парижском парламенте становится обязательной. Низшие суды и парламенты других городов при вынесении своих решений могли пользоваться только зарегистрированными королевскими ордонансами. Если Парижский парламент находил в регистрируемом акте неточности или же отступления от «законов королевства», он мог заявить ремонстрацию (возражение) и отказать такому акту в регистрации. Ремонстрация преодолевалась только посредством личного присутствия короля на заседании парламента. В конце XV века парламент неоднократно использовал свое право ремонстрации, что повышало его авторитет среди других государственных органов, но привело в конечном счете к конфликту с королевской властью.

В XVI-XVII веках Парижский парламент выступал в качестве своеобразной политической оппозиции королевской власти. Большое политическое влияние Парижского парламента было связано с тем, что во Франции даже в период абсолютизма сохранялась независимость судей, которых король не мог сместить по своему усмотрению. Королевским ордонансом в 1667 году было установлено, что ремонстрация может быть заявлена лишь в течение определенного срока после издания королевского ордонанса, а повторная ремонстрация не допускается. В 1673 году Людовиком XIV было решено, что парламент не имеет права отказывать в регистрации королевских актов, а ремонстрация может быть заявлена лишь отдельно. Практически это лишило парламент его важнейшей прерогативы - опротестовывать и отклонять королевские законы. Однако Парижский парламент, как и прежде, играл важную роль судебного органа.

Соседние файлы в папке ИГПЗС учебный год 2023