- •Игпзс. Лектор: завкафедрой игп, д.Ю.Н. Профессор в.А. Томсинов.
- •Лекция 5 (10.03). Реставрация монархии. Юридические аспекты славной революции Тема 3. Конституционное законодательство второй половины XVII – первой половины XVIII века
- •Вопрос 1. Реставрация монархии Стюартов в Англии. Habeas Corpus Act 1679 года, происхождение, содержание, смысл Реставрация монархии Стюартов в Англии
- •Вопрос 2. Юридические аспекты «Славной революции». «Революция в Конвенте» в январе и феврале 1689 года
Вопрос 2. Юридические аспекты «Славной революции». «Революция в Конвенте» в январе и феврале 1689 года
Следующий вопрос у нас - юридические аспекты Славной революции. Вот явление, которое называют «Славной революцией», мне кажется, пожалуй, самое важное явление в английской истории. Ни одно другое событие так резко не изменило ход английской истории. Пожалуй, его можно сопоставить только с захватом Англии Вильгельмом Нормандским в 1066 году. Но все же надо иметь в виду, что Вильгельм Нормандский пришел в Англию в то время, когда значительная часть английской знати уже была нормандской, то есть задолго до этого шел процесс постепенного переселения нормандской знати на территорию Англии, потому что супругой Эдуарда Исповедника была в данном случае сестра герцога Нормандии Роберта, отца Вильгельма – Эмма. И, как всегда, это бывало в Англии, вместе с супругой короля или из Франции в данном случае, с севера Франции всегда одновременно приходила достаточно большая группа знати.
Второе такое переселение из Франции в Англию произойдёт во времена правления Генриха III. А вот если говорить о Славной революции, то сам этот термин, конечно, не отражает сущности данного явления. В действительности, В.А. Томсинов показал это в книге, то, что называют «Славной революцией», представляет собой завоевание Англии воинским корпусом Вильгельма Оранского, штатгальтера многих провинций Нидерландов, штатгальтер, то есть руководителя, поддержанного группировкой финансистов, которая в то время доминировала вообще во всей Европе. Она состояла из финансистов, выходцев из Португалии, Испании, Венеции, Италии.
Они обосновались в Амстердаме, и это самая мощная была финансовая группировка в то время. Когда обострились противоречия между Нидерландами и Францией, и Франция начала наступление на Нидерланды, то эта группировка обнаружила, что ее позиции очень шаткие и что необходимо менять территорию своего пребывания, необходимо создавать как бы новую базу.
И, естественно, обратили внимание на британские острова. И показалось финансистам, что это самое, пожалуй, удобное место для того, чтобы создать там новую базу.
Они наняли 20-тысячный корпус Вильгельма Оранского. Он постоянно вёл какие-то войны, на самом деле был хорошим воином и подразделение, которое находилось в его распоряжении, было самым боеспособным в Европе, это признавали все. В.А. Томсинов перечитал массу мемуаров, писем, переписок послов об этом событии, много цитирует вот из этих писем в своих книгах. В.А. Томсинову совершенно ясно, что в 1688/89 гг. английское государство утратило свою независимость, оно было целиком подчинено интересам вот этих финансистов. Окончательный захват этого английского государства произошёл в 1694 году, когда был учреждён Центральный банк Англии, который стал средоточием всех финансов английского государства.
Именно из Центрального банка Англии финансировалась деятельность парламента, деятельность Тайного совета, королевского двора, всех должностных лиц. Финансировался флот, финансировалась армия и этот Центральный банк находился в руках вот этой группировки финансистов целиком. Вильгельм Оранский предоставил им этот банк в качестве платы за то, что они сделали его английским королём. Вот это событие, очевидно, является во многом как бы образцовым для того, что произойдёт с Соединенными Штатами в 1913 году. В декабре 1913 года через Конгресс Соединенных Штатов Теодор Рузвельт, президент тогдашний Соединенных Штатов, протащит законопроект об учреждении Федеральный резервной системы. Эта корпорация международных финансистов, выходцев из разных стран, которые получат благодаря закону Конгресса право печатать доллар, то есть доллары окажутся в распоряжении не американского государства, а в распоряжении этой корпорации. В настоящее время то, что понимают под американским долгом, представляет собой долг правительства перед этой корпорацией. Такое странное явление.
Эта корпорация, в сущности, захватит американское государство, подчинит своим интересам и это хорошо видно по судьбе Джона Кеннеди. Джон Кеннеди был застрелен 22 ноября 1963г., когда-то В.А. Томсинов смотрел на это событие как на вполне закономерное и думал, что оно стало результатом каких-то разборок между различными группировками внутри Соединенных Штатов. Но увидел, что здесь нечто другое. В.А. Томсинов узнал, что фильм о Кеннеди был показан в Соединенных Штатах, его это удивило, фильм ужасный: едет в открытой машине президент Кеннеди вместе с супругой, и в него стреляют, сначала в голову, в шею потом, от головы отлетает кусочек мозга, супруга самопроизвольно бросается за этим кусочком. Все это показывают всем Соединенным Штатам, всему населению. Это казнь на самом деле, это не убийство. Никакого расследования, в сущности, не было, хотя в интернете можно найти почти сто томов этого дела. Ограничились допросом свидетелей, и до сих пор неизвестно точно даже, кто убил.
Ясно, что это не те люди, которые были назначены убийцами, иначе почему их тоже убили до окончания следствия. Вот перед нами, собственно, событие, которое на самом деле превратило национальное государство в международно-политическую корпорацию. Англия в 1689 году стала такой корпорацией и изменилась очень резко, и внешняя политика, и поведение вообще государства на внешней арене. Оно в течение XVIII века ведёт усиленную экспансию, то есть фактически государство становится орудием в руках вот этих финансистов для осуществления разного рода коммерческих проектов и, в конце концов, это государство становится на путь колониальных захватов. Во второй половине XVIII века фактически захватывается Индия. Можете спросить, как живут североамериканские колонии? А они не были захвачены, они были переселенческими, как бы излишнее население отправлялось на другие земли, на другие территории основать колонии. Поэтому неслучайно, североамериканские колонии во многом копировали порядки, которые существовали в Англии и, в конце концов, станут конкурентом Англии на международной арене.
Это совсем другие колонии, а вот колонии, которые это новое государство начнет захватывать, они на самом деле становились просто-напросто как бы ареной грабежа. Индия нещадно грабилась, африканские колонии нещадно грабились. Создавалась специальная система ограбление этих колоний, В.А. Томсинов ее изучал, потому что в значительной мере она была юридической системой и на сайте у В.А. Томсинова размещена его кандидатская диссертация, которая написана по документам британского парламента, исследовавшего состояние дел в британских колониях. Эти документы дают совершенно реальное описание тех процессов, которые происходили в колониях, что, собственно, создавалось и как Англия богатела, становилась ведущей державой мира.
Во многом благодаря Славной революции Англия вырвалась на мировой простор, и это государство с небольшим по численности населением станет мировой державой. Это уникальный случай. Посмотрите, в начале XVII века в Англии 4 000 000 человек, в Шотландии где-то 1 500 000. В течение XVII века население росло медленно, немногим больше было в начале XVIII века где-то 5 000 000 в Англии, 2 000 000 в Шотландии. Представьте себе вот с этих 7 000 000 населения Великобритания начнёт утверждаться как мировая держава. Английский язык станет мировым языком, поэтому Славная революция – это, пожалуй, одно из тех событий, которые можно назвать ключевыми вообще в мировой истории. Они изменили не только историю государства, в котором эти события происходили, они меняли мировую историю.
В.А. Томсинов описал в подробностях подоплёку Славной революция, как она осуществлялась, он обращает внимание на самые главные моменты.
Очевидно, что замысел захватить Англию в качестве базы созрел уже к середине 1688 года и, очевидно, что он строился на том, что Вильгельм Оранский был внуком Карла 1, а женой его была Мэри, старшая дочь Якова, короля Англии. До 10 июня 1688 г. у Якова не было законнорожденных детей и законной наследницей престола являлась именно Мэри, поэтому финансистам ничего не надо было делать, надо было просто ждать, когда слабый здоровьем и уже достаточно для тех времён преклонного возраста (51 год) Яков умрёт. В таком случае совершенно законным путём Мэри становится королевой Англии, и при ней Вильгельм. Естественно, вся операция, для которой позднее понадобится использование вооруженных сил, могла осуществиться как бы сама собой мирным путём. Но, к удивлению всех, 10 июня вдруг Яков объявляет всем своим подданным, что его супруга Мария Моденская родила наследника, Генри Фрэнсис. Естественно, первая реакция была, что беременной ее никто не видел и подбросили ребёнка жене специально, чтобы не прерывать линию наследования, и чтобы не допустить Мэри до престола.
Мэри была рьяной протестанткой. Яков был католиком. Вот поэтому, видимо, возникло подозрение. Но у Яков был готов к такому повороту, он позвал лордов и в их присутствии Мария родила Генри Фрэнсиса, наследника престола. Когда об этом узнали в Нидерландах, то отказались от замысла объявлять этого Генри Фрэнсиса подброшенным ребёнком. Тогда, видимо, стали готовить финансисты вторжение в Англию воинского 20-тысячного корпус. Сохранилась переписка Вильгельма с этими финансистами, в которой речь идет о деньгах. Вот любопытная фраза, В.А. Томсинов ее приводит в своей книге: «Финансисты дают деньги , которые требуются для этого вторжения, а денег требуется в несколько раз больше, чем необходимо было для обеспечения этого воинского корпуса, Вильгельм уговорил финансистов, что можно обойтись без битв, без сражений, но нужно много денег для этого, потому что все командование английской армии и в принципе можно купить и зачем воевать. Надо рядом с пушками ещё и в Англию мешки с деньгами, эти мешки с деньгами выстрелят намного удачнее пушек.
Так и оказалось, кстати. Вильгельм задает вопрос: «А если операция не удастся, как я вам верну долг?». Ему отвечают: «Тот долг в этом случае возвращать не надо, это же рискованное мероприятие, мы привыкли рисковать. Вот если вы победите, на что мы надеемся, мы думаем, что вложенные деньги хорошо окупятся». Действительно, они отнеслись к этому как к коммерческой операции, ну это характерно для финансистов. Первая мировая война, с их точки зрения, тоже была коммерческой операцией, Вторая мировая война тоже коммерческая операция. По документам хорошо видно, как готовился этот поход. Очевидно, надо было воздействовать на умы английских подданных, и Вильгельм издал целую серию деклараций. По содержанию этой декларации видно, что при нём работал довольно квалифицированный круг идеологов, потом имена этих идеологов станут известны. Они уже придут с ним вместе в Англию, они все опишут в своих воспоминаниях, как готовились к операции. В.А. Томсинов именно на их мемуары опирался, когда, собственно, рассказывал о подготовке к операции.
Яков пытался отвечать своими декларациями, но неудачно. Дело в том, что когда Яков вступил на престол в июне 1685, то он созвал парламент, но парламент оказался очень строптивым. Он выделил ему субсидии какие были нужны для сбора налогов, но дальше стал требует слишком многого и Яков приостановил его деятельность. Так получилось, что он не возобновлял его деятельность вплоть до 1688 года, и поэтому на этом сыграли, кстати, идеологи Вильгельма Оранского. Его декларации, вот этот отказ Якова созвать парламента как раз и назывался стремление к тирании, и поход Вильгельма в Англию объяснялся стремлением как бы восстановить прежний государственный строй в Англии, одновременно защитить протестантскую религию, две цели: создать парламент и защитить протестантскую религию.
Вот здесь Вильгельм представлял себя славным орудием в руках бога, и поэтому утвердилось название данного мероприятия захвата Англии нидерландскими финансистами как славной революции.
5 ноября 1688 г. Вильгельм высаживается в Торбей со своим корпусом. Яков уже стянул армию к Солсбери, бросился туда, ему сказали, что делать ему нечего там, командующие заверили, что они без него обойдутся, и Яков вернулся в Лондон. А командующие стали постепенно переходить на сторону Вильгельма. Потом обнаружится, что главнокомандующий герцог Мальборо, предок Черчилля, получит 6 000 000 £ за свое предательство, станет одним из богатейших сановников Англии. Конечно, войдёт в Тайный Совет при Вильгельме и ему будут оказаны всяческие почести. Перебегут на сторону Вильгельма даже офицеры простые, армия английская, оставшись без командования, отойдет к Лондону.
Когда в Лондон 18 декабря вступит со своими войсками Вильгельм, он попросит армию удалиться на 100 км от Лондона и в течение двух лет будет действовать запрет на посещение Лондона английскими офицерами, военными. Что лучше всего может свидетельствовать о том, что Англия действительно была захвачена войсками. В.А. Томсинов описывает, как двигался к Лондону Вильгельм, что он делал, какие шаги предпринимал Яков. Вы сами это, собственно, увидите.
Самое интересное во всей этой операции, это вот событие, которое В.А. Томсинов назвал революцией в Конвенте. Действительно, какая проблема возникла у Вильгельма? Вооруженный захват Англии ещё не возводил его на престол. Почему? А престол был занят. Кем? Естественно, он был занят Яковом, если Якова свернуть, то у него сын Генри Френсис, пусть малолетний, но наследник престола.
Поэтому, очевидно, что сама ситуация сложилась такая, которая могла быть разрешена только юридическим средством. Но Вильгельм, утвердившись в Лондоне, не имел право создавать парламент без парламента. Решить вот эту проблему легитимизации власти было невозможно. Что было изобретено, как была осуществлена на самом деле вот эта революция в Конвенте, которую можно назвать юридической революцией?
23-го числа, видимо, по подсказке к Вильгельму обратились лорды с просьбой созвать всех членов прежних парламентов, которые собирались при Карле II и Якову II. Естественно, что Вильгельм откликнулся на эту просьбу, он сначала созвал лордов в Сент-Джеймском замке, выступил перед ними с речью, в которой, собственно, обещал им восстановления прежнего конституционного строя, ничего не говорил о своем желании стать королём, он всячески это желание скрывал, да и не мог о нем говорить, Яков ещё был королём.
Яков правда удалился во Францию к тому времени, но он все равно оставался королем, с ним что-то надо было делать. Но сначала надо было созвать парламент, но как его созвать, если парламент может быть созван только законным королём. И вот тогда Вильгельм прибегает к очень интересному приему, он созывает не парламент (обратите внимание, он не имел право созывать парламент), он созывает членов Палаты общин и членов Палаты лордов прежних парламентов и назначает вместе с лордами дату этого созыва 22 января.
22 января созываются лорды и общины. Любопытно, они не могут себя назвать парламентом, потому что они созданы незаконным королём и как же они себя называют? Конвентом. Откуда взялся этот термин? Мы его встречаем в Священном писании, в ветхом завете. Конвент — это учредительный орган древних евреев, во всяком случае того народа, который описан в Священном писании. Вот само название Конвента, собрания общин и лордов, уже как показывало его подлинное назначение. Многие тогда и подумали, что Конвент учредит какой-то новый государственный строй, но Вильгельму этот новый государственный строй был не нужен, как потом окажется. Ему требовалась от этого собрания от этого Конвента одно - освободить престол.
В.А. Томсинов подробно описывает юридическую операцию. Обратите внимание, в чем заключалась сложность. Она заключалась в том, что престол был занят Яковом. Освободиться этот престол мог только, если бы Яков отрекся. Но отречение по common law понималось в качестве действия самого отрекающегося, но Яков-то не хотел этого действия предпринимать. Он по-прежнему считал себя королём. Более того, он 4 января ещё 1689 года или 14 января в1689 года обратился к лордам и общинам, которые должны были быть созваны 22 января с письмом. в котором заверил их, что он никогда не отречется, что он останется королём. Письмо это так и не было зачитано лордам и общинам, но Вильгельм о намерениях Якова из этого письма узнал. Значит, надо было придумать что-то такое, что позволяло освободить престол без желания на это самого Якова. И придумывали. Придумали отречение особого рода.
Отречение не словами, а отречение действиями. И очевидно, что идею заимствовали в самом принципе «king does not wrong» (король не может совершать правонарушения).
На семинарских занятиях мы нашли несколько смыслов в этом принципе:
Над королём нет суда, органа, который может какое-либо действие объявить правонарушением
Король, совершающий правонарушения, автоматически из-за этого перестаёт быть королём. Вот этот смысл возвели в закон, придали конституционное значение
Оставалось теперь назвать те деяния, которые составляли правонарушения, причём практически государственные преступления автоматически приводили к отречению Якова от престола. Была ещё одна проблема, даже если объявить Якова отрекшимся от престола, то у него оставался сын, престол автоматически именно этим сыном и занимался, несмотря на то что этому сыну было всего полгода.
Значит, надо было так освободить, так, собственно, оформить юридически отречение Якова от престола, чтобы одновременно он отрекался и за себя, и за сына. А как это было сделать, если ни в common law, ни в английской конституции, ни в каком статуте эта ситуация не была предусмотрена? Как это было сделано, я расскажу в следующей лекции.
