Скачиваний:
11
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
729.01 Кб
Скачать

Вопрос 11. Источники древнеиндийского права.

ДХАРМАШАСТРЫ - ритуально-правовые сборники, призванные регулировать цикл жизнедеятельности для реализации дхармы. Термин «дхармашастра» употребляется в более широком смысле как 1) вся «дхармическая литература», включающая помимо собственно Дхармашастр также Дхармасутры, и, в более специальном, как 2) стихотворные сборники указанной тематики, наиболее древним и авторитетным среди которых был текст Законов Ману.

Дхармашастры собственно являются наставлениями по выполнению религиозного долга. В Древней Индии Дхармашастры составлялись различными школами богословов и использовались как религиозно-правовые трактаты.

Дхармашастры содержали различные нормы поведения: правовые, религиозные и морально-этические, такие нормы, которые были добродетельны с точки зрения брахманизма. Дхармашастры формально не были сборниками законов и не имели обязательной силы. Но они являлись основными предписаниями и правилами, которые определяли как должен был поступать человек в общественной и личной жизни в зависимости от того к какой касте или сословию он принадлежал.

До нашего времени дошло более 20 Дхармашастр, как целиком так и в отрывках. Большинство из них относится к I—IV векамнашей эры. Эти тексты предоставляют богатый материал для исследователей, по которому можно судить о жизни общества в Древней Индии. Наиболее известными Дхармашастрами являются: «Ману-смрити», «Нарада-смрити» и «Яджнавалкья-смрити».

I. Манавадхармашастра (Законы Ману) – самая авторитетная, цитируемая и популярная – была окончательно отредактирована не позднее 1–2 вв. Текст, включающий около 2700 стихов, распределяется по 12 главам (адхьяйи). Глава 1 задает космологическую «рамку» изложения дхармы: великие мудрецы-«визионеры» риши просят у первочеловека Ману изложить дхармы всех варн и людей смешанного происхождения; Ману излагает космогонический процесс, «запущенный» Самосущим, происхождение Брахмы и Пуруши, неба и земли, всего сущего и всех живых существ, а также космические «дни» и «ночи» и далее поручает изложить все одному из семи риши – Бхригу, который также начинает с истории мироздания, созданного семью Ману (сыновьями Самосущего), а затем переходит к общим положениям – об изменении дхарм в четыре космических века (завершая нынешним – кали-югой), об основных обязанностях брахманов, кшатриев, вайш и шудр и о превосходстве брахманов над остальными людьми. Главы 2–6 излагают источники «дхармического сознания» и обязанности брахмана, в последовательности ашрам (стадии ученика, женатого домохозяина, лесного отшельника и странствующего аскета), в соответствии с материалом Дхармасутр. Глава 7 посвящена дхарме кшатрия-царя, а также установкам правильной администрации и политики (нити) – в этих материалах некоторые исследователи правомерно усматривают утилизацию традиции «науки политики» (артхашастра). В главах 8–9 разбираются «гражданские» и судебные законы и наказания (находящиеся в компетенции царя), 18 традиционных поводов для судебного иска по гражданским и уголовным делам, регуляция супружеских и родственных отношений и дхармы двух низших варн – вайшьев и шудр. В главе Х рассматриваются лица смешанного происхождения (потомство супругов различных варн), нормативные профессии трех первых варн и допустимые для них занятия в чрезвычайных ситуациях (ападдхарма). Глава XI посвящена «очищениям» или «искуплениям» (праяшчитта) после совершения обрядовых и нравственных проступков, наказаниям за эти проступки в следующих рождениях, правилам дарений и жертвоприношений. В главе XII излагается «усредненная» индуистская антропология – индивид рассматривается в единстве нематериальных (Атман как «познающий поле» и душа-джива) и телесных начал и (в соответствии с учением санкхьи) как объект действия трех гун, калькулируются последствия как благих, так и не-благих деяний в последующих рождениях; наконец, рассматриваются знатоки дхармы и ее противники, обольщенные ложной философией. Последняя глава и весь текст завершаются «замыканием» космологической рамки: Пуруша или Атман есть универсальное божество, и те, кто видит его во всем сущем, достигают высшего состояния, Брахмана.

Гномическая афористика Законов Ману близка к дидактической поэзии Махабхараты. Типичные примеры – прославление мудрости того, кто «принимает знание даже от недостойного, высшую дхарму от низшего, а женщину-сокровище – из худого рода», «ибо нектар можно извлечь и из яда, наставление получить от ребенка, пример для подражания от врага, а золото из нечистого источника», или прославление дхармы, которую «надо постепенно накапливать, как белые муравьи свой муравейник», «ибо в другом мире не будут спутниками ни отец, ни мать, ни сын, ни жена, ни родственники – останется только дхарма».

II. Яджнявалкья-смрити (составленная, возможно, ко 2–3 вв.) состоит из трех книг, представляющих три большие темы: добродетельное поведение (ачара), судопроизводство (вьявахара) и искупление (праяшчитта). В разделах, посвященных дхарме царя и судопроизводству, значительно влияние Артхашастры. Четкость композиции текста свидетельствует о его основательном редактировании (полагают, что композиция первоначальной версии была ближе по строению Дхармасутрам и Законам Ману). Составитель текста знаком с древней «теософией», учениями санкхьи и йоги, охотно рассуждает о перевоплощениях Атмана, сменяющего телесные оболочки подобно тому, как актер переодевается в разные костюмы. Нет недостатка и в гномической афористике, например: «Владыки всего – брахманы, преданные изучению Вед; выше их – те, кто совершает жертвоприношения; но те, кто достиг познания Атмана, выше и этих» и т.д.

III. Среди Дхармашастр, восстановливаемых лишь по цитатам в других текстах, наиболее значимой была Брихаспати-смрити, которая значительно ближе кЗаконам Ману, чем Нарада-смрити, и соотносилась с ними примерно таким же образом, как схолии (варртики) с толкуемым текстом. О сравнительно позднем времени ее составления свидетельствует упоминание письменных судебных документов и запрет на известный обычай самосожжения вдов (сати). Еще к более позднему времени относилась Катьяяна-смрити, ссылающаяся на предыдущую. Дошли также цитаты из Харита-смрити – стихи, посвяшенные правовым проблемам.

В комментаторской дхармической литературе различают создававшиеся на основе этих текстов самостоятельные трактаты – «симфонии» цитат по тем или иным вопросам. Наиболее важными текстами первого типа являются комментарий Медхатитхи к Законам Ману, называемый Ману-бхашья и датируемый не ранее 8–9 вв., а также комментарий к Яджнявалкья-смрити Виджнянешвары Митакшара, составленный, вероятно, в 12 в., – наиболее авторитетный памятник классического индийского права. Среди «симфоний» цитат выделяется нибандха («компендиум») Апарарки (12 в.), тематизирующая Яджнявалкья-смрити, а также ряд других текстов этого жанра, составлявшихся образованными царскими чиновниками. Образцом средневекового комментаторства может служить объемный свод Чатурваргачинтамани Хемадри (13–14 вв.), в пяти разделах которого рассматриваются обеты, дары, паломничество, поминальные жертвы, обрядовый календарь при изобилии цитат из Дхармашастр и Пуран (в которых также затрагивалась дхармическая тематика). Популярность Законов Ману в Средневековье преодолела границы Индии: их влияние неоспоримо в буддийских правовых текстах Бирмы, Таиланда, их изучали и в Индонезии.

АРТХАШАСТРА  - сводный трактат по науке управления и политике, приписываемый Каутилье, полулегендарному министру основателя династии мауриев Чандрагупты I, но составленный, вероятно, в 1–2 вв. Истоки индийской «политологии» восходят еще к поздневедийской эпохе (в перечне дисциплин знанияЧхандогья-упанишады упоминается и экаяна – «наука единоправления»). Среди первых теоретиков и, вероятно, уже популяризаторов артхашастры были странствующие философы паривраджаки, которые обсуждали такие незначительные с точки зрения буддистов темы, как «цари, воры, министры, армии, опасности, сражения» и т.д. За периодом начальных учительских традиций, вероятно, последовал период конкурирующих школ. Статистические исследования языка Артхашастры позволяют соотнести с периодом этих школ появление специальных пособий, посвященных местному управлению и судопроизводству. Среди предметов дискуссий этих школ выделяются проблемы, связанные с числом необходимых советников, наложением штрафов (обязанности надзирателей), структурой действующей армии и ряд других. В какой-то момент была произведена попытка унификации доктрин артхашастринов – процесс, напоминающий историю сложения текстов сутр в школах философии. Составитель текста постоянно рассматривает позиции своих предшественников, последователей Ману, Брихаспати, Ушанаса, Парашары.

Раздел I открывается изложением общих принципов «науковедения». Основных наук четыре: Веды, наука о хозяйстве, наука о самом управлении и философия (анвикшики), представленная санкхьей, йогой и локаятой (возможно, подразумевается ньяя). Философия исследует посредством логической аргументации предметы трех остальных (дхарма и адхарма, польза и вред, правильная и неправильная политика). Другие основные предметы первого раздела – обязанности и поведение царя как основного компонента государства (ср. соответствующие разделыДхармашастр), его окружение и чиновники. Раздел II посвящен рангам и обязанностям чрезвычайно разветвленной системы чиновников-надзирателей. Разделы III–V – судопроизводству, фискальной системе и наказаниям нарушителей общественного порядка. В разделе VI обсуждаются основы государства (мандалайони), в VII – шесть методов внешней политики: мир, война, выжидательная позиция, наступление, искание защиты и «двойственная политика» (сочетание мира и войны). Раздел VIII посвящен государственным нестроениям, но в его начальной части обсуждается одна из первостепенных проблем индийских «политологов»: какие факторы государства являются наиболее важными – царь, министры, сельское население, крепость, казна, войско или союзники. Уже предшественники составителя Артхашастры ставили вопрос о возможности редукции этих единиц до минимального набора «неразложимых», «атомарных» элементов (была даже попытка свести этот набор к двухчастному варианту – «царь» и «царство»). Разделы IX–XIV возвращают нас вновь к внешней политике: рассматриваются средства предупреждения военной угрозы, устройство и действия войсковых частей, «тайные меры» царя в войне, тактика овладения крепостью противника. Раздел XV занимает особое место: здесь анализируется список 32 признаков научно организованной дисциплины знания, материализованной в тексте (тантра-юкти).

На Артхашастре основывалась целая традиция политико-дидактических сочинений, посвященных искусному поведению и политике (нитишастра). Среди них выделяются Нити-сара (Суть искусного поведения) Камандаки (ок. середины I тыс. н.э.) и Нитивакьямрита (Нектар словес об искусном поведении) джайна Сомадэвасури (11 в.).

Соседние файлы в папке ИГПЗС учебный год 2023