
! (4) Билль о правах 1689 года и его конституционное значение
Оранский хотел сделать из Англии инструмент внешней политики Нидерландов – ему это удалось. Тогда (сентябрь 1688 г.) разгорелась война между Францией и Аугсбургской лигой (куда входили Нидерланды) из-за Пфальцского наследства. Оранский стремился получить финансовую поддержку, что привело к столкновению с анти-яковской группировкой.
Для получения средств нужно было созывать парламент, что отняло бы много времени, а средства были нужны уже сейчас. Поэтому Оранский придал статус парламента Конвенту. Это позволило политическим группировкам инициировать принятие положений «Декларации о правах» в качестве закона, причем с закрепление в нем новых идей относительно организации государственной власти, воспользовавшись неразборчивостью Оранского в фундаментальном законе.
Парламентарии пытались затянуть утверждение «билля о предоставлении помощи его величеству», поскольку стремились подготовить билль о узаконении положении «Декларации о правах». Оранский отрицательно относился к такому устремлению, стремясь всячески запугать парламентариев для стимулирования более скорого принятия билля о предоставлении помощи: «если под Францией падут Нидерланды – дальше будет Англия». Парламентарии со своей стороны стремились оказать на него давление для продавливания одобрения этого закона о правах: «деньги на твои долги все равно может дать лишь мы».
21 декабря окончательный вариант «Билля о правах» был передан общинами лордам на одобрение. Король принял «Акт, декларирующий права и свободы подданного и устанавливающие наследование короны» - «Билль о правах».
Конституционное значение Билля состояло в ограничение королевской власти в пользу высшего представительного органа – король не мог без согласия парламента:
приостанавливать действие законов (ст. 1);
устанавливать и взимать налоги на нужны короны (ст. 3);
формировать и содержать армию в мирной время (ст. 6).
Рядом подтверждались права поданных:
свобода подачи петиций королю (ст. 5);
свобода от жестоких и необычных наказаний, от чрезмерных штрафов (ст. 10);
свобода слова и дебатов (ст. 9);
свобода выборов парламент (ст. 8).
! [5] Акт об устроении (престолонаследии) 1701 г.
«Акт о дальнейшем ограничение Короны и о лучшем обеспечение права и свобод поданных» был принят в связи с необходимость обновить установленным после Славной революции порядка наследования престола вследствие опасности династического кризиса.
Акт был принят за год до смерти бездетного короля Вильгельма III в 1702 г. Его супруга королева Мария умерла еще в 1694 г. Дальнейшее наследование должно было бы перейти к ее сестре Анне Датской – у нее первоначально было много сыновей и парламент надеялся, что в ее ветви то найдется отвечающий требованиям наследник. Однако и ее последний сын умер в 1700 г., а надежд на новые роды не было.
Такой династический кризис мог дать возможность претендовать на престол наследников Якова II. Поэтому парламент был найти новую благонадежную (главным образом в отношении протестантизма) ветвь наследования. Выбор пал на Софью – внучки Якова I через Елизавету Богемскую. Софья была супругой электора Ганновера и уже родила от него сына Георга.
Помимо этого, из наследования исключались католики и вступившие в брак с католиками, а также их наследники.
Парламент воспользовался политической ситуацией и посредством этого акта установил некоторые новые требования и ограничения Короны:
все вступающие монархи должны присоединяться к церкви Англии
монарху запрещалось без согласия парламента покидать пределы страны
вводилось правило контрасигнатуры: решение тайного совета должно скрепляться подписью конкретного министра
рожденные вне государства не имею права претендовать на членство в Тайном Совете, Парламенте или на любую прочую должность
зависимые по должности или пенсии от короля не могут избираться в Общины
судейский статус действует «пока он будет вести себя хорошо», а не «пока так будет угодно королю»
помилование не освобождает от импичмента, объявленного Общинами
монарх и министры должны осуществляться власть соблюдая эти законы
! [6] Акт о соединении двух королевств Англии и Шотландии 1706/1707 гг. и образование Великобритании
Начатый по наследованию Английского престола Яковом I в 1603 г. процесс формирования единого королевства Британских остров главным образом завершился при короле Марии с принятием «Акта о соединении двух королевств Англии и Шотландии».
Политический интерес Англии по недопущению формирования из Шотландии плацдарма для якобитов (сторонников наследников Якова II) встретился с экономическими интересами Шотландии по получению доступа для развития своего хозяйства к ресурсной базе и рынку сбыта английских колоний. Рассматриваемый акт был принят как английскими, так и шотландскими парламентариями. Причем последние внесли в него некоторые правки.
Фундаментальным условием заключения данного акта являлась защита статуса Церкви Шотландии от посягательств подобных времен Карла I – «Акт об обеспечении протестантской религии и пресвитерианского церковного управления». Положения рассматриваемого акта определили унификацию английского и шотландского правопорядков вместе с объединением институтов или сохранением их обособленности.
[ст. 1] Королевства Англии и Шотландии с 1 мая 1707 г. соединялись в единое королевство Великобритания с единым военным знаменем
[ст. 2] Наследование королевства Великобритании осуществлялось согласно Акту об устроении (престолонаследии) 1701 г.
[ст. 3] Соединенное королевство Великобритании представляется одним парламентом
[ст. 4] Общность всех прав и преимуществ у поданных обоих королевств
[ст. 16-17] Общность монеты, мер и единиц измерения для обоих королевств
[ст. 18] Законы о торговых пошлинах и акцизов должны быть одинаковыми в обоих королевствах, прочие законы должны оставаться в силе при их не противоречии рассматриваемому акту, хотя они могут быть изменены единым парламентом: в части публичного права – безусловно; в частном праве – лишь при очевидной пользы изменения для подданных королевства
[ст. 19] Шотландское судоустройство сохраняло независимость от Вестминстерских судов. Шотландский Court of Justiciary сохранялся, как и Admiralty Court. К ним добавлялся аналог английского Court of Exchequer для решения вопросов о доходах с таможенных пошлин и акцизов.
[ст. 22-23] Шотландцы допускались в обе палаты парламента, лорды обоих королевств имеют уравнивались в привилегиях.
[ст. 25] Законы обоих королевств отменяются, противоречат данному акту