- •1. Государственный строй Англии накануне революции 1640–1660 гг. Прерогативы королевской власти. Петиция о праве 1628 года и ее политическое значение.
- •2. Законодательная деятельность «Долгого парламента» в 1641г. «Великая Ремонстрация» 1641 г.
- •5 Февраля 1641 – «Трехгодичный акт»:
- •2 Самых главных возражения:
- •Законодательная деятельность «Долгого парламента» в 1642–1648 гг. Английское государство в период гражданской войны.
- •4. Суд над королем Карлом I. Казнь короля и уничтожение монархии в Англии. Государственный строй «индепендентской» республики.
- •6. Реставрация монархии Стюартов в Англии. Habeas Corpus Act 1679 г.
- •7. Славная революция» (Glorious Revolution)1688–1689 гг. В Англии. Разработка и принятие Билля о правах (Bill of Rights) 1689 г., его конституционное значение.
- •Акт об устроении 1701 г.
- •Акт о союзе 1707-го года:
- •1701 – Создано соединенное королевство Великобритании и Ирландии.
- •9. Избирательные реформы 1832, 1867, 1884 гг. И их воздействие на развитие государственного строя Великобритании.
- •Акт о народном представительстве 1832 г.
- •Акт о народном представительстве 1867 г.
- •Акт о народном представительстве 1884 г. Акт о перераспределении мест 1885 г.
- •Развитие права справедливости
- •Развитие статутного права
- •11. Развитие институтов уголовного права в Англии в хх – начале XXI в.
- •42. Развитие государственного строя Великобритании в хх – начале XXI в. Акты о парламенте 1911 и 1949 гг. Акт о конституционной реформе 2005 г.
- •43. Парламент Великобритании в хх – начале XXI в. Акты о народном представительстве 1918, 1928, 1948, 1969 гг. Акт о Палате лордов 1999 года.
- •44. Британская империя в XIX – XX веках и её распад. Вестминстерский статут 1931 г. Развитие Британского содружества наций (Commonwealth of Nations) в хх в.
Развитие права справедливости
Право справедливости было проникнуто духом предпринимательства, превратилось в главную опору судебной политики короля и в объект критики со стороны революционного лагеря. Парламентская оппозиция суду канцлера усилилась после нашумевшего процесса по делу некоего Глэвилля в 1615 году. В этом деле лорд-канцлер Энесмер (суд канцлера) в соответствии с принципом "справедливости" пересмотрел решение суда "общего права", вынесенное главным судьей суда общих тяжб Э.Коком, на том основании, что это решение базировалось на свидетельстве, о ложности которого суду не было известно при рассмотрении дела. В связи с необычным столкновением юрисдикции двух судов король создал специальный комитет под председательством Ф. Бэкона. Последний поддержал право суда канцлера осуществлять свои решения даже в том случае, если они прямо противоречат результатам спора по "общему праву". Это вызвало негативную реакцию со стороны парламента.
Учитывая настроения влиятельных кругов общества и их стремление к стабильному правопорядку, с конца XVII века лорды-канцлеры проводят в своем суде более гибкую политику. Они стараются не повторять острых конфликтов системы "справедливости" с "общим правом». Линия на упрочение правовых начал в суде канцлера привела к тому, что в XVIII веке система "справедливости" начинает застывать, подчиняясь правилу прецедента и обретая столь же формальную процедуру, что и система "общего права».
В XIX веке процедура "справедливости" вызывала большие нарекания со стороны английских предпринимателей. Рассмотрение дел в суде канцлера в силу его перегрузки было крайне затяжным и медлительным. Двойная система прецедентного права требовала от делового мира, пользующегося услугами высокооплачиваемых адвокатов, кроме того, и дополнительных расходов. По замечанию известного английского историка права Мейтланда, "справедливость перестала быть справедливостью».
Развитие статутного права
В XVII-XVIII веках наличие авторитетного и разработанного судейского права определило положение закона как малозначимого источника права в английской правовой системе. Парламентом уделяется мало место именно законодательной работе. В это время парламент больше интересовало установление контроля над исполнительной властью, чем реализация своих прав в законодательной сфере. Парламент утверждал в большом количестве лишь так называемые частные билли, имеющие не нормативный, а юрисдикционный характер. Характерной чертой статутного права было то, что действовало очень много древних актов, затруднявших их применение в судах.
В XIX веке, особенно после избирательной реформы 1832 года, законодательная деятельность парламента резко активизировалась. Законодательство стало основным инструментом для расчистки правовой системы от явно устаревших, архаичных и часто противоречащих друг другу средневековых статутов. Новое законодательство проявило себя более эффективным и быстродействующим средством модернизации права, чем «общее право» и «право справедливости».
С 1820-х годов для упорядочения и пересмотра старых законов парламент стал использовать такое средство, как издание консолидированных актов, объединяющих без изменения законодательного текста предшествующие статуты, принятые парламентом по какому-нибудь одному вопросу.
Особенностью английского права в XIX-XX веках стало и то, что оно осталось некодифицированным. В 1866 году по инициативе известного юриста Стифена была образована парламентская комиссия по кодификации права в Англии. Сам Стифен подготовил проект уголовного кодекса. Но деятельность комиссии натолкнулась на яростное сопротивление со стороны адвокатов и судей, для которых было проще и выгоднее сохранять право в его первозданном виде. В результате общественное мнение Англии оказалось неподготовленным к идее кодификации.
В конце XIX в. в английском праве стали появляться своеобразные «суррогаты кодексов» – консолидированные статуты с элементами кодификации. Эти статуты не ограничивались консолидацией, но в отличие от кодексов они не представляли собой принципиально нового правового регулирования в какой-либо отрасли права, а объединяли в себе нормы, относящиеся к сравнительно узким и специальным сферам. Рост законодательства особенно в конце XIX – начале XX века значительно потеснил позиции прецедентного права.
Судебная реформа 1873-1876 годов
Прецедента в средневековой Англии не было. Конечно, судебные решения – основной материал, но все же нельзя сказать что судьи считали себя связанными судебными решениями вынесенными предшествующими судами по аналогичным делам. Записи велись достаточно рано, с середины XV века (в свитки), но не было никакой единообразной формы ведения записи: иногда суть спора, иногда приводилось решение. Позднее появились ежегодники, куда заносились решения по судебным делам, описывалась суть спора, иногда давалась аргументация. Ежегодники существовали в XIV-XV веках, а в XVI веке появляется новая система записей – reports. Это выдающиеся юристы (частные) старались записывать дела в которых они участвовали, записывалась аргументация. Именно в XVII веке начинает формироваться представление о прецеденте. Потом жанр этот развивается и записи теперь делится по судам казначейства, канцлеров.
В 1854 году был принят Акт о процедуре по "общему праву". По этому акту отменялась крайне казуистическая, средневековая система королевских судебных "приказов" (writs) и вводилась единая система иска. Определена связывающая сила прецедента. Акт 1858 года разрешил судам "общего права" пользоваться средствами защиты интересов сторон, выработанными в системе "справедливости", и наоборот, канцлерский суд получил право рассматривать и разрешать вопросы, составляющие ранее исключительную компетенцию судов "общего права».
Важную роль в окончательном оформлении английского прецедентного права сыграла судебная реформа 1873-1875 годов, объединившая систему общих королевских судов и суд лорда-канцлера в единый Верховный суд, который применял как нормы общего права так и права справедливости. Акт о судоустройстве 1875 года завершил процесс объединения общего права и права справедливости в единое прецедентное право. Однако полного слияния этих систем до сих пор не произошло. Таким образом, общее право приобретало такие качества, как стабильность, гибкость и рационализм при сохранившейся казуистичности. В противостоянии общего права и права справедливости в послереволюционные годы общее право одержало верх.
Несмотря на то, что после реформы 1873-1875 годов и до настоящего времени "общее право" и "право справедливости" выступают как единое судейское прецедентное право, полного слияния этих двух систем не случилось. Слияние коснулось в большей степени судебно-организационных и процессуальных норм. Что касается норм материального, то они по-прежнему четко различаются практикующими юристами и самими судьями. Таким образом, ко второй половине XIX века в основном окончилось реформирование высших судебных органов, а также формирование самих основополагающих доктрин английской правовой системы: доктрины судебного прецедента и доктрины верховенства права.
Common Law – это совокупность принципов и норм, возникших и развивающихся независимо от верховной государственной власти.
Английские правоведы 17 - воплощение искусственного разума, т.к. естественный разум – это сырьевой материал, из которого профессиональные юристы получают с помощью специальных приемов разум искусственный, составляющий настоящее основание Common Law.
Истоки естественного разума – в законах природы и в общих обычаях Английского королевства. Конструкция Common Law: древнее право + обычное право + разум.
Основа – лишь тот разум, который воплощается в обычае, при этом имеет место быть только тот обычай, который несет в себе разумные правила поведения.
17 веке происходит искажение истинной сущности Common Law, понимание его в качестве права, проистекающего из божественных и природных законов. Сознательно распространяя искаженные представления об истории и сущности Common Law, английские правоведы первых десятилетий 17 века утверждали тем самым незыблемость и верховенство его принципов в юридической конструкции государственного строя Англии. Согласно их представлениям, Common Law – лучшее по своим качествам, более пригодное для урегулирования взаимоотношений подданных с государственной властью и различных государственных органов между собой, чем какое-либо другое право. Оно придавало юридической конструкции государственного строя Англии устойчивый характер. Нормы Common Law составляли правовые ценности, которые признавались всеми политическими группировками английского общества. Common Law - главный инструмент защиты индивидов от произвола государственной власти. Common Law содержит нормы, закрепляющие гарантии личной и имущественной неприкосновенности английских подданных.
Конституционное значение Common Law:
Принципы Common Law составляли юридическую основу властных полномочий английского парламента и короля. Его принципами и нормами очерчивалась сфера общественной жизни, в которую королевская власть не могла вмешиваться.
Справедливость (Equity). Начиная с XIV в. лицо, не находившее себе защиты по общему праву, могло обратиться к королю (а позднее — к канцлеру) с просьбой об охране его интересов в порядке особого распоряжения. Конечно, этот путь был открыт лишь для людей с определенным общественным положением, и им, в частности, пользовалась развивающаяся буржуазия, интересы которой не всегда вмещались в рамки “общего права”. Рост этой практики постепенно привел к созданию особого суда, так называемого канцлерского суда (Court of Chancery), или суда справедливости (Court of Equity). Если притязание вообще не защищалось по началам общего права, то канцлерский суд являлся единственным способом защиты интересов. Так было, например, в случае переуступки прав; “общее право” не защищало приобретателя чужого права, но буржуазия в ряде случаев была заинтересована в том, чтобы лицо могло отчуждать свое право другому лицу (например, отчуждение права требования по долгам). В других случаях канцлерский суд давал иные средства защиты, чем суды, руководствовавшиеся “общим правом”, например: “общее право” не связывало с обманом недействительности договора, но такое положение противоречило “справедливости”, и канцлерский суд приходил на помощь потерпевшей стороне. “Справедливость” являлась в свое время прогрессивной формой права по сравнению с “общим правом”, но развитие “справедливости”, что характерно для Англии, происходило без ломки или прямой отмены соответственных институтов “общего права”, а наоборот, с подчеркиванием почтительности к нему. Тем самым в Англии возник дуализм “общего права” и “права справедливости”, выражавшийся внешне и в двух системах судов и просуществовавший до конца XIX в. Нормы “справедливости” не рассматриваются как обычное право, они приближаются скорее к нормам, основанным на конкретном усмотрении, на сознании классовой целесообразности того или другого вывода. И лишь английские судьи, с их широчайшими полномочиями, могли выработать это “право справедливости”.
Статутное право (Statute Law). Статутами называются законы, принятые парламентом. С XIII в. было издано много законов, не приведенных в какую-либо систему, и между законами, изданными в различные исторические периоды, существуют многочисленные несогласованности и противоречия. Но англичане, верные своему правовому консерватизму, не склонны отменять законы: нередко они просто не применяют тех древних законов, которые не соответствуют потребностям жизни. К XIX в. более 2000 законов оставались в силе. Энгельс указывает, что “статутное право” состоит из бесконечного ряда отдельных парламентских актов, собиравшихся в течение пятисот лет, которые взаимно себе противоречат и ставят на место “правового состояния” совершенно бесправное состояние”.
области гражданского права закону не принадлежала основная роль, и его значение, во всяком случае, далеко уступает значению Common Law. В Англии нет гражданского кодекса, и лишь некоторые законы касаются отдельных отраслей гражданского права, но и они не приведены в какую-либо систему
Суды. Серией актов 1873-1876 гг. и 1880 г. о Верховном суде и апелляционной юрисдикции.
Упразднено разделение высших судов Англии на суды "общего права" и суды "справедливости". Новая структура высших судов предусматривала использование процессуальных норм и той, и другой из английских "ветвей" прецедентного права. Вместо прежних центральных судов создали Верховный суд, состоящий из двух подразделений: Высокого суда, который в свою очередь подразделялся на отделения (канцелярское, королевской скамьи и др.), и Апелляционного суда по гражданским делам. Одновременно продолжали существовать суды ассизов, формируемые из судей Высокого суда, а также низшие суды - четвертных сессий, мировые суды и суды графств, учрежденные в середине XIX в. для рассмотрения только гражданских дел. Особое место занимал Центральный уголовный суд в Лондоне ("Олд Бейли"), который был судом ассизов для Большого Лондона. В составе этого суда числились лорд-канцлер и мэр Лондонского Сити.
Судебная реформа 1873 – 1876 гг. В Англии.
Связана с тем процессом, который в Англии шел уже несколько столетий – взаимодействие общего права и права справедливости. К 18 веку Судейские общины утратили своё значение как центры обучения юристов.
Законы в 1832 – 1833 – отмена средневековой системы королевских судебных приказов и введение единой системы исков.
Создание судов графств, в которых (вместе с магистратскими судами) рассматривается 90% всех судебных дел.
1854 – суды общего права и канцлерские суды получили право пользоваться процессуальными средствами обеих систем права.
1860-е гг.: публикации ежемесячных официальных судебных отчетов.
Система высших судов до реформы
– Суд канцлера (Высокий суд)
– Суд по завещаниям, разводам и морским делам
– Суд казначейства
– Суд королевской скамьи – это суд общего права
– Суд общих тяжб
– Палата Лордов
– Судебный Комитет Тайного Совета
Все высшие суды имели компетенцию, которая зачастую пересекалась.
Создан Верховный суд (High Court of Justice), включающий в себя
– Верховный суд (из 5 отделений: канцлерское, королевской скамьи, общих тяжб, казначейства, отделение по завещаниям, разводам и морским делам).
– Апелляционный суд (входили главы отделений Высокого суда), гражданские дела, с 1966 – и уголовные
– Центральный уголовный суд Лондона (Олд-Бейли).
С 1971 – Суд Королевы
В 1876 Палате Лордов вернули право высшей апелляционной инстанции (апелляционный комитет 12 лордов). Сбой логики, которая захватывалась: над Верховный судом ...
Результаты реформы 19-го века:
– Сформировалась единая система высших судов
– Решения высших судов приобрели обязательную силу (stare decisis – стоять на решенном) и имеют значение прецедента для низших судов.
– Судебное решение делится на 2 части: obiter dicta (попутно сказанное) и ratio decidendi (обоснованное решение по делу)
Прецедент следует извлечь, используя ratio decidendi. Большое значение статутного права, которое в определенной мере вытесняет использование прецедентов.
