
ИГПЗС учебный год 2023 / БИЛЕТЫ / вар3 / Особенности фашистской диктатуры в Японии
.docxОсобенности фашистской диктатуры в Японии
Установление профашистской диктатуры в Японии. Временная послевоенная стабилизация японского капитализма сменилась экономическим кризисом 1927 г., не успев выйти из которого, Япония была ввергнута в мировой экономический кризис конца 20—начала 30-х гг. Этот кризис оказался сокрушительным для страны. Он затронул и промышленность, и сельское хозяйство.
В обстановке экономических потрясений, роста классовых противоречий и усиливающихся разногласий в самом правящем лагере финансовая олигархия делает ставку на сильную власть, на рвущуюся к установлению открытой диктатуры военщину, которая резко критикует парламентские буржуазно-помещичьи партии — Минсэйто и Сэйю-кай — за неспособность навести в стране “твердый порядок”
После периода относительной либерализации политического режима, с конца 20—начала 30-х гг. начинается поворот Японии к фашизму, закончившийся установлением в годы второй мировой войны монархо-профашистской диктатуры.
Милитаризация экономики, связанная с усилением политики военных авантюр в Китае, подготовкой войны с СССР, сопровождалась постепенным установлением государственного контроля над производством. В 1931 г. в Японии был принят Закон о картелях (он был принят на 5 лет, но в 1936 г. продлен еще на пятилетие), предусматривающий обязательное соглашение между крупными фирмами о квотах производства, о контроле над распределением продукции и установлением цен; в 1933 г. — Закон о создании полугосударственного треста, в руки которого переходило все производство чугуна и 50% стали. С 1938 г. законодательным путем вводится государственный контроль над финансами, торговлей, транспортом, рабочей силой, сферами распределения продукции. По существу, уже в это время японское правительство начинает проводить мероприятия, которые в дальнейшем стали основой экономической политики профашистского режима.
Ярким показателем фашизации Японии становятся бурный рост профашистских организаций, создававшихся при прямой поддержке правящей верхушки, и усиление их политического взаимодействия.
Для решения своих задач ультраправые, ультранационалистические организации используют традиционный тэнноизм, что приводит к упрочению его главных идейных позиций, ставших стержнем профашистско-монархической идеологии милитаристской Японии. Вместе с тем в тэнноизм вносятся и новые идеи, органически сочетающиеся со старыми, — идеи расового превосходства японцев, оправдывающие их право на господство над всеми другими народами и расами. Культ императора эклектически увязывается с заимствованными у Европы идеями создания “нового порядка” и пр.
В 1932 и 1936 гг. происходят первые попытки фашистских переворотов, подавление которых свидетельствовало о неустраненных еще противоречиях в правящем лагере. Временная консолидация буржуазно-помещичьих партий в Японии в 1937 г. на базе подавления левых сил и признания военной программы открыла путь не только к “большой войне”, но и к окончательному установлению профашистского, открыто террористического режима.
Характерно, что этот режим не был следствием государственного переворота, не сопровождался существенной перестройкой государственного аппарата. Он был введен конституционным правительством путем создания “новой политической структуры”. В это время не только сохранялась сильная монархическая власть, такие феодальные атрибуты японской монархии, как Тайный совет, Министерство императорского двора, но и достиг своего апогея тот фанатичный культ императора, который упорно насаждался вместе с активизацией милитаристских, крайне агрессивных кругов.
“Новая политическая структура”, олицетворявшая монархо-профашистский режим в Японии, не была фашистской партией. Она представляла собой разветвленную полицейско-бюрократическую сеть органов “движения помощи трону”, начиная от верхушечной “Ассоциации помощи трону” и кончая сельскими отделениями движения.
Во главе “Ассоциации помощи трону” стоял премьер-министр, ее верхние этажи заполнялись министрами, генералами, адмиралами, высшими чиновниками. Через губернаторов префектур и мэров городов, а также сельских старост Ассоциация включала всю бюрократию, а через общество резервистов — всю военщину. “Самораспустившиеся” буржуазно-помещичьи партии были также включены в “новую политическую структуру” путем создания в 1942 г. “Политической ассоциации помощи трону”, которая объединяла большинство депутатов парламента, весь актив партий Сэйюкай и Минсейто.
Женщины принудительно объединялись в “Женскую ассоциацию обороны родины”, в “Общество женщин-патриоток”, писатели и работники печати — в “Патриотический союз работников печати и .литературы” и пр. Жестоко были подавлены все ранее созданные организации рабочих, распущены профсоюзы, вместо которых было сформировано “Общество служения отечеству” во главе с правительственными чиновниками. Законами 1938, 1939 гг. “О всеобщей регистрации и всеобщей мобилизации” был запрещен самовольный переход рабочих с одного предприятия на другое.
В условиях существования “новой политической структуры” был пересмотрен в сторону дальнейшего ужесточения, вплоть до применения смертной казни, Закон “Об охране порядка”. В 1941 г. был принят также Закон “Об обеспечении национальной обороны”, согласно которому преследовалось всякое “распространение сведений, наносящих вред общественному спокойствию и порядку”. Под такие действия могли быть подведены любые проявления общественного недовольства. Вводилась система повальной полицейской слежки, возрождалась с этой целью сеть таких средневековых учреждений, как сельские соседские общины, которые через местные ячейки “Ассоциации помощи трону” получили ряд административных и полицейских функций.
“Моральному воспитанию” в духе тэнноизма подвергалось все население, особенно армия. Под контроль “Ассоциации помощи трону” были поставлены все средства массовой информации. Для пропаганды великодержавных идей в 1941 г. была создана массовая националистическая организация “Восточноазиатская лига великой Японии”. Своеобразной “библией” тэнноизма стала в это время брошюра, изданная в 1937 г. Министерством просвещения, “Основные принципы императорского пути”. Состоящая из канонизированных идеологических требований, предъявляемых к “подданным великой Японской империи”, основанная на признании “божественного” происхождения императорской династии, “вечной, как Небо и Земля”, она использовалась в качестве основы “морального воспитания”, обучения в школах, университетах и пр.
“Новой политической структуре” соответствовала “новая экономическая структура”, которая служила полному подчинению японской экономики задачам усиления военной мощи, готовности к войне. В соответствии с “новой экономической структурой” в основных отраслях промышленности, в торговле, финансах создавались “контрольные ассоциации”, принудительно объединявшие все предприятия той или иной отрасли или района. Их возглавляли назначаемые правительством из представителей крупного корпоративного капитала президенты, которым вверялся контроль над производством, сырьем, ценами, право регулировать распределение рабочей силы и пр., что на практике привело к установлению военно-каторжного режима труда для рабочих, лишению их каких бы то ни было легальных возможностей отстаивать свои права.
В годы войны четко проявилась тенденция к сращиванию функций административного, полицейского и военного аппаратов. Усиление централизации местного управления сопровождалось созданием надпрефектурных органов, возглавляемых сначала губернаторами крупных префектур, а затем генеральными комиссарами, командующими войсками округов. Деятельность полиции поддерживалась военной жандармерией, военизированными отрядами, создаваемыми по образцу штурмовых отрядов нацистской Германии.
Не случайно из всех официальных изданий по тэнноизму директивой штаба оккупационных властей от 15 декабря 1945 г. эта брошюра была запрещена для дальнейшего распространения.
Установление фашистской диктатуры в Японии
Постановка вопроса о японском "фашизме" может вызвать возражение, поскольку в научной и политической литературе давно утвердился термин "японский милитаризм". На наш взгляд, этот узкий термин существенно обедняет и явно недостаточно объясняет сущность и содержание процессов, происходивших в этой стране в к. 20 - первой пол. 40 гг. Между тем уже в 30 гг. были исследования "военно-фашистского движения" в Японии и специфики японского фашизма (например, монография О. Танина и Е. Иогана с предисловием К. Радека 1933 г. издания). В последние десятилетия все чаще говорится об организациях фашистского типа и толка, однако проблема явно нерешительно ставится и заслуживает специального изучения
Фашистская диктатура, как форма реакционного господства крупного капитала, устанавливается в нескольких случаях. В первом случае (классический германский фашизм) фашистская диктатура устанавливается для достижения двух целей (ликвидация левой опасности внутри страны, мобилизация людских и материальных ресурсов на внешнюю экспансию). Во втором случае фашизация является средством борьбы с левыми без целей внешней экспансии (Португалия, Испания, Чили). Японский фашизм представляет собой третью его разновидность, преследующую цель обеспечения внутренних условий для внешней экспансии в отсутствие серьезной опасности слева и для превентивной ее ликвидации.
Ряд современных авторов отмечает бросающуюся в глаза аналогию между Германией и Японией в межвоенный период, несмотря на всю разницу между ними в культурно-политических традициях. Обе страны после первой мировой войны были лишены многого из того, чем ранее обладали (Германия после поражения, Япония - после победных захватов). "Молодое офицерство" Японии требовало и добивалось фактически того же и теми же методами, что и германские нацисты (ставки на культ силы, вседозволенности и национальной исключительности, диктатуры внутри страны и внешней экспансии "высшей арийской" и "расы Ямато"). В то же время, следует отметить специфические особенности фашизма японского типа:
- во-первых, его идейную раздробленность, отсутствие "азбуки" фашизма типа "Майн Кампф", единой целостной идеологии, идеологов фашизма типа Гитлера и Розенберга. Японский фашизм более "национален" и в большей степени базируется на традиционных шовинистическо-монархических культах о "божественном" происхождении Императора и предназначении "расы Ямато" идти по императорскому пути Кадо, чтобы накрыть все восемь углов света японской крышей Хакко Иццу (при этом цель оправдывает все применяемые средства). Знаменем японского фашизма была не партия, а Император.
- во-вторых, его организационную раздробленность: не было единой Партии, но существовали несколько десятков правонационалистических организаций типа партий и еще большее количество "религиозно-этических" обществ.
- в-третьих, были существенные отличия в самом процессе установления фашистской диктатуры. В Германии это произошло одномоментно с приходом НСДАП к власти и сломом прежней государственной машины. Фашизация Японии происходила не путем прихода к власти какой-либо партии (хотя "молодые" офицеры и концерны и играли ее роль) и слома старого госаппарата, а путем постепенного усиления элементов диктатуры в рамках существующей государственной машины без ее слома. В отличие от Германии диктаторская инициатива исходила не извне, но изнутри государственных структур (часть офицерского корпуса).
Растянутость процесса фашизации Японии обусловлена вышеуказанными двумя особенностями местного фашистского движения. Среди "молодых офицеров" наблюдалось соперничество двух группировок. Первая из них "умеренно фашистская", известная как "Группа контроля" (Тосэйха). Ее целью было постепенное и методичное усиление влияния "молодых" в Вооруженных силах, и Армии в государстве. Сторонников другой организации молодых офицеров "Кадоха" (Группа "Императорского пути") не устраивал принцип постепенности захвата власти. Стремясь ускорить этот процесс, бешеные из "Кадохи" прибегали к самой беззастенчивой социальной демагогии: натравливали рабочих на старые концерны, у которых на гражданских предприятиях была низкая зарплата, и приобретали ореол "борцов против капитализма"; нападали на буржуазные партии, не желавшие установления диктатуры, под лозунгом "Пусть каждый убьет по одному партийному активисту". Впоследствии министр иностранных дел Мацуока представится Сталину, как "моральный коммунист". Не ограничиваясь демагогическими призывами, кадохи перешли к индивидуальному террору против умеренных министров и членов "Тосэйха" (ими был убит лидер "группы контроля" генерал Нагано, преемником которого стал небезызвестный генерал Тодзио). Кадоха даже строили планы захвата Императора и установления правления страной от его имени.
Раздоры в стане правонационалистов могли поставить под угрозу все их планы. Доказательством этому послужили итоги выборов 1936 и 1937 г.: большинство избирателей выступили против сил войны и фашизма. Стало ясно, что демократической процедурой к руководству страной прийти не удастся. Это побудило членов обеих фашистских группировок к объединению усилий при ведущей роли "Тосэйха" и переходу к новому этапу агрессии на материке как поводу для закручивания гаек внутри страны. Вместо ликвидированных партий и профсоюзов была создана военизированная организация типа фашистской Партии "Ассоциация помощи трону", которая ввела в стране тотальную политико-идеологическую систему жесткого контроля всех сфер жизни общества.