Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
131.07 Кб
Скачать

Исход конфликта между Нидерландами и Францией, который длился уже многие десятилетия и с сентября 1688 году шел к новой войне между этими странами, в огромной степени зависел от того, на чьей стороне окажется Англия. Пока на английском королевском троне восседал Джеймс II, который, как известно, был не только католиком по своей вере, но и сыном француженки, существовала большая вероятность того, что Англия выступит, в конце концов, на стороне Франции33. Захват штадхаудером Нидерландов английского королевского трона позволял ему втянуть Англию в войну против Франции34.

Однако, чтобы при вступлении на территорию Британии не потерпеть поражения при первом же столкновении с английской армией, принц Оранжский должен был иметь в своем распоряжении достаточное количество хорошо обученных войск. В распоряжении английского короля находилась сорокатысячная регулярная армия, и половину ее Джеймс II был в состоянии немедленно выставить против войск штадхаудера Нидерландов в случае, если они высадятся на побережье Англии. Следовательно, принц-завоеватель должен был иметь при себе не менее двадцати тысяч войск, а с учетом того, что в захваченных городах необходимо было оставлять военные гарнизоны — на тысячу или две больше. И, как известно, в действительности он привел в Англию войско численностью в двадцать одну тысячу человек35. Это были великолепно обученные воины, имевшие большой опыт участия в сражениях, вооруженные мушкетами и самыми грозными для того времени пушками, снаряженные всем самым совершенным, что имелось тогда в Европе для экипировки воинов. Нанять, вооружить и снарядить такую армию стоило огромных денег. А ведь еще нужны были повозки и лошади (принц Оранжский получил в свое распоряжение более пяти тысяч лошадей). А для переправки в Англию всех этих воинов с лошадями, всего их вооружения и снаряжения, для отражения при этом возможного нападения английского флота нужны были десятки кораблей с моряками (пять тысяч служителей моря обеспечивали военный поход принц Оранжского в Англию).

Финансовое обеспечение «славной революции» 1688 года в Англии почему-то не принимается во внимание историками при ее объяснении. А между тем именно в нем, по всей видимости, находится ключ к разгадке этого одного из самых таинственных и самых значительных по своим последствиям для последующего устройства мира событий европейской истории.

Сохранившиеся в мемуарах и письмах лиц, причастных в той или иной степени к «славной революции», весьма скудные сведения о денежных средствах, предоставленных для осуществления военной экспедиции в Англию, показывают, что у этого события была не только политическая, религиозная, военная, но и коммерческая подоплека. Так, немалые деньги на оплату расходов по организации указанной экспедиции принц Оранжский получил от папы Иннокентия XI. Глава римско-католической церкви был в остром конфликте с Людовиком XIV, а Джеймс II являлся в его глазах самым преданным союзником французского короля. О том, что сумма, предоставленная римским папой принцу-кальвинисту, защитнику протестантской религии, была весьма значительной, свидетельствует тот факт, что для возврата долга штадхаудер Нидерландов предложил (вскоре после того, как занял британский королевский престол) передать в пользу римско-католической церкви свой личный фьеф Оранж, располагавшийся на юге Франции. Но Иннокентий XI к тому времени умер, а новый папа не захотел предавать публичной огласке финансовые связи своей организации с протестантским правителем36.

Самые большие денежные суммы на обеспечение военной экспедиции в Англию принц Оранжский получил от проживавших в Нидерландах торговцев и финансистов — потомков евреев-сефардов, переселившихся сюда из Португалии и Испании. Среди спонсоров его вторжения в Англию были, в частности, Антонио Альварес Мачадо, Якоб Перейра, Лопес Суассо. Последний, передавая Уильяму два миллиона гульденов от своей семьи, сказал ему: «Если удача будет на вашей стороне, я знаю, что вы со мной рассчитаетесь; если же вам не повезет, я согласен их потерять»37. Не меньшие суммы принц Оранжский получил и от ряда других торговых и банковский корпораций38.

Нидерланды, официально именовавшиеся с 1581 года Республикой Соединенных Провинций, были в 80-е годы XVII века территорией, в высшей степени благоприятной для развития торгового и банковского капитала. Амстердам входил в число крупнейших мировых торговых и финансовых центров. Однако обострение противоречий между Нидерландами и Францией, вылившееся в ноябре 1688 года в очередную войну между этими странами, создавало серьезную угрозу для торговой и финансовой деятельности. Военные действия вполне могли быть перенесены Францией на территорию Соединенных Провинций. Французская сухопутная армия и французский флот были в то время сильнейшими в Европе. В этих обстоятельствах нидерландские торговцы и банкиры явно нуждались в новой, более надежной базе для ведения своей деятельности, поддержки торговой и финансовой экспансии. Расположенная на острове и отделенная от Франции проливом и штормами Англия — по-французски: Angleterre, то есть «земля в углу» — была в то время самой благоприятной территорией для создания такой базы39. Однако, для этого необходимо было, чтобы принц Оранжский стал английским королем (и соответственно королем Шотландии и Ирландии). Можно не сомневаться, нидерландские торговцы и банкиры никогда бы не предоставили своему штадхаудеру столь большие денежные суммы на военный поход в Англию, если бы не были уверены, что он изначально шел в поход только за КОРОНОЙ, а не за моральным удовлетворением от созыва в этой стране «свободного и законного парламента».

* * *

5 ноября 1688 года принц Оранжский высадился со своем войском на побережье Англии, в порту Торбей (Torbay). Джеймс II был чрезвычайно расстроен этой новостью: он совершенно ясно сознавал, с каким намерением штадхаудер Нидерландов вступил на британскую землю, но не мог понять, как могло это намерение уместиться в душе его племянника и мужа его дочери.

В прокламации, изданной на следующий день, король дал тем не менее вполне спокойную и здравую оценку действиям своего родственника. Содержание этого документа стоит того, чтобы привести его полностью:

«Мы не можем не рассматривать это вторжение в наше королевство принца Оранжского без ужаса, столь нехристианским и неестественным является предприятие, осуществленное лицом, состоящим в таком близком отношении с нами; потому что это поступок, влекущий величайшее потрясение, заставляющий нас размышлять о многих несчастьях и бедствиях, которые армия иностранцев и мятежников должна неизбежно навлечь на наш народ. Слишком очевидным является из последней декларации, опубликованной им, что несмотря на многие выдвигаемые им благовидные и правдоподобные претензии, его намерения в глубине своей не предполагают ничего меньшего, чем полную узурпацию нашей короны и королевской власти, что в полной мере проявляется в принятии им на себя в указанной декларации королевского звания, в требовании им от пэров королевства, как духовных, так и светских, и от всех других лиц всяких степеней повиновения себе при исполнении его планов, что составляет прерогативу имперской короны этого королевства. И для более несомненного доказательства наличия в нем неумеренной амбиции, которую ничто не может удовлетворить, кроме как немедленное обладание самой короной, он поднимает вопрос о законном рождении Принца Уэльского, очевидного нашего сына и наследника, хотя провидением Господа при его рождении присутствовало столь много свидетелей, пользующихся несомненным доверием, что это кажется особой заботой небес в целях разоблачения столь гнусной и беспримерной попытки. Для осуществления своих амбициозных намерений он, кажется, выражает в заключении своей декларации желание подчинить все решению свободного парламента, надеясь посредством его снискать расположение у нашего народа, хотя нет ничего более очевидного, что парламент не может быть свободным, как скоро в сердце наших королевств находится армия иностранцев; так что, по правде говоря, он сам и есть единственная преграда для такого свободного парламента: мы окончательно решили, как уже объявили об этом, что как только милостью Божией наше королевство освободится от этого вторжения, сразу созовем парламент, свободное избрание которого нельзя будет подвергнуть малейшему сомнению, так как мы действительно восстановили все старинные права и привилегии бургов и корпораций нашего королевства, от которых мы будем готовы не только получать и удовлетворять все справедливые недовольства и жалобы наших добрых подданных, но также повторять и подтверждать гарантии, каковые мы уже им дали в нескольких наших декларациях нашего решения, по милости Божией, поддерживать их в их религии, в их вольностях и в собственности, и во всех других какие-либо справедливых правах и привилегиях.

На этих соображениях и обязательствах, вытекающих из их долга и естественной верности, мы не можем никоим образом сомневаться, что все наши преданные и любящие подданные охотно и искренно согласятся и соединятся с нами в деле полного подавления и изгнания тех наших врагов и мятежных подданных, которые столь оскорбительно и вероломно вторглись и нарушили мир спокойствие наших королевств»40.

Продолжение следует

 Статья первая опубликована в пятом номере журнала «Правоведение» за 2007 г.

Доктор юрид. наук, профессор, зав. кафедрой МГУ им. М. В. Ломоносова.

© В. А. Томсинов, 2007

1 Burnet’s history of his own time: from the restoration of King Charles the Second to the Treaty of Peace at Utrecht, in the reign of Queen Anne. London, 1875. P. 398. В одной из рукописей своего мемуарного сочинения Ж. Бёнет писал о государственном перевороте 1688 г. в Англии: «Я снова приступаю сейчас, в июне 1691 года, к продолжению этого произведения и собираюсь обратиться к революции, чтобы описать то, что стало для наших потомков одним из самых странных событий в истории» (A Supplement to Burnet’s History of my own time, derived from his original memoirs, his autobiography, his letters to admiral Herbert and his private mediations, all hitherto unpublished / Edited by H. C. Foxcroft. Oxford, 1902. P. 287).

2 Burnet’s history of his own time. P. 398.

3 Уильям III, принц Оранжский, родился 14 ноября 1650 г., через восемь дней после смерти своего отца.

4 Уильям III являлся с 1672 г. до самой своей смерти в 1702 г. штадхаудером не именно этих нидерландских провинций, поэтому наименование его должности словами «штадхаудер Нидерландов» носит несколько условный характер.

5 Цит. по: Mackintosh J. History of the Revolution in England in 1688, comprising A View of the Reign of James II from His accession to the enterprise of the Prince of Orange. London, 1834. P. 460.

6 «J’ai voulu, Sire, assurer par cette lettre votre Majesté impériale, que quelques bruits que l’on puisse avoir déjà semés, et nonobstant ceux que l’on pourra faire courir à l’avenir, je n’ay pas la moindre intention de faire aucun tort à sa Majesté Britannique, ni à ceux qui ont droit de pretender à la succession de ses royaumes, et encore moins d’empiéter moi-même sur la couronne, ou de vouloir me l’approprier» (цит. по: Mackintosh J. History of the Revolution in England in 1688. P. 461).

7 Первоначальные проекты Декларации принца Оранжского, объясняющей причины его вторжения на территорию Британии, были составлены несколькими его сторонниками в Англии и затем пересланы в Гаагу. Здесь все они оказались в руках советника штадхаудера Нидерландов правоведа Гаспара Фагеля (1629–1688), занимавшего с 1672 г.пост великого пенсионария Голландии. Фагель написал на их основе и на базе норм права народов и цивильного права большой по объему и тяжелый для чтения вариант декларации, который был передан для перевода на английский язык Жильберу Бёнету. Бёнет же не только изложил текст Фагеля по-английски, но и существенно сократил его. См. Об этом: Burnet”s History of His Own Time: from the restoration of King Charles the Second to the Treaty of Peace at Utrecht, in the Reign of Queen Anne. London, 1875. P. 492.

8 «It is both certain and evident to all men, that the publick peace and happiness of any State or Kingdom cannot be preserved, where the Laws, Liberties and Customs established by the lawful authority in it, are openly transgressed and annull’d: More especially where the alteration of Religion is endeavoured and that a Religion, which is contrary to Law, is endeavoured to be introduced» (The Prince of Orange. His Declaration: Shewing the Reasons, why he invades England. With a short preface and some modest remarks on it. London, M DC LXXXVIII [1688]. P. 4).

9 The Prince of Orange. His Declaration. P. 5.

10 Ibid.

11 Ibid. P.7.

12 Ibid. P. 9.

13 Ibid. P. 10.

14 Ibid. P. 13.

15 Текст указанной прокламации Джеймса II был опубликован в еженедельном периодическом издании под названием «The London Gazette», в выпуске от 20–24 сентября 1688 года.

16 http://www.jacobite.ca/documents/16880921.htm

17 Текст указанной прокламации Джеймса II был опубликован в выпуске от 27 сентября — 1 октября 1688 года «Лондонской газеты».

18 http://www.jacobite.ca/documents/16880928.htm

19 «And it is plain, that there can be no Redress nor Remedy offered, but in Parliament, by a Declaration of the Rights of the Subjects that have been invaded» (The Prince of Orange. His Declaration: Shewing the Reasons, why he invades England. P. 16).

20 См.: Animadversions upon the Declaration of His Highness The Prince of Orange // The Prince of Orange. His Declaration: Shewing the Reasons, why he invades England. With a short preface and some modest remarks on it. London, M DC LXXXVIII [1688]. P. 19–32.

21 Ibid. P. 19.

22 Ibid.

23 Ibid. P. 21.

24 «For nothing looks like a Reason but one. viz. Interest» (ibid. P. 28).

25 Ibid. P. 28.

26 «We could not forbear to suspect some design at bottom, though we had not found it own’d. But, if he had not told us so himself, we should hardly have suspected, that Interest could have drawn the Prince of Orange to dethrone the King, unprince his Son, and seize the Crown for himself» (ibid. P. 29).

27 Ibid. P. 12.

28 Mackintosh J. History of Revolution in England in 1688. London, 1834. P. 280.

29 Так, на вопрос принцессы Оранжской о том, кто присутствовал при родах королевы, Анна ответила: «Когда Королева-Вдова пришла в комнату, она стала рядом с кроватью, после этого все встали у часов. В комнате находились лорд канцлер, лорд хранитель печати, два чэмберлена, лорд президент, лорд Мидлтон, лорд Крэвен, лорд Хантингдон, лорд Повис, лорд Дувер, лорд Питербург, лорд Мелфорд, лорд Дартмаут, сир Джон Фёнели, лорд Престон, сир Николас Батлер, дюк Бофорт, лорд Беркли, лорд Мёррей, лорд Кастлемэйн; это были из Совета; а что касается других, то присутствовали лорд Февешэм, лорд Эррэн, сир Ст. Фокс и мистер Гриффин, позади пажей с черной лестницы и священников. Женщинами, которые присутствовали там, были: леди Питербург, леди Беллэсис, леди Эррэн, леди Тирконнель, леди Роскоммон, леди София Беркли, леди Фингал, мадам Мазарин, мадам Буиллон, лежи Повис, леди Стриклэнд, леди Крэвен, миссис Крэн, две португальские королевы-вдовы, миссис Бромлей, миссис Доусон, миссис Уолгрэйв, леди Уэнтворт и миссис Ферэйт. Все они стояли так близко, как могли» (Enquiry of the Princess of Orange into the Birth of the Prince of Wales // http://www.jacobite.ca/documents/1688enquiry.htm).

30 «So wee now think fit to DECLARE, that this our expedition is intended for no other designe, but to have a free and lawfull Parliament assembled, as soon as is possible» (The Prince of Orange. His Declaration: Shewing the Reasons, why he invades England. P. 12).

31 The Prince of Orange. His Declaration: Shewing the Reasons, why he invades England. P. 12

32 Через девять дней после высадки принца Оранжского с войсками в Англии французский король Людовик XIV объявил Нидерландам войну.

33 Во время франко-нидерландской войны 1672–1678 гг. так и произошло — Англия, едва началась эта война, выступила против Нидерландов.

34 Так и случилось на самом деле — 7 мая 1689 г. принц Оранжский, ставший незадолго до этого английским королем, объявил войну Франции.

35 См.: Israel J. I. The Dutch role in the Glorious Revolution // The Anglo-Dutch Moment: Essays on the Glorious Revolution and its world impact / Ed. by J. I. Israel. Cambridge, 2003. P. 106, 124–125.

36 Follain J. William of Orange “funded by the Pope // The Sunday Times. 2001. September 23 (http://www.hvk.org/articles/0901/164.html).

37 Цит. по: Джонсон Пол. История евреев. М., 2006. С. 232.

38 Современный историк К. Х. Хэлей в своей статье Голландия, вторжение в Англию и союз 1689 года» указывает, что штадхаудер Нидерландов получил у себя в стране осенью 1688 г. на обеспечение своей военной экспедиции в Британию 6 миллионов гульденов. См.: Haley K. H. D. The Dutch, the invasion of England and the alliance of 1689 // The Revolution 1688–1689: Changing perspectives / Ed. by Lois G. Schwoerer. Cavbridge, 2003. P. 21

39 О том, что у «славной революции» 1688 года в Англии, совершенной в результате вторжения войск под командованием Уильяма, принца Оранжского, была, помимо прочих, и указанная — торгово-финансовая — подоплека, свидетельствуют многие факты из его государственной деятельности на королевском троне в Англии. Любопытно, что после того, как Уильям стал британским королем в Британию переселились многие торговцы и финансисты из Нидерландов и среди них в первую те, которые финансировали его военную экспедицию и захват королевского трона. Об этих фактах пойдет речь в одной из последующих моих статей, посвященных государственному строю Англии в конце XVII – начале XVIII в.

40 Declaration of King James II, November 6, 1688 // http://www.jacobite.ca/documents/16881106.htm

Соседние файлы в папке ИГПЗС учебный год 2023