Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:

ИГПЗС учебный год 2023 / 4. Преступления и наказания-1

.docx
Скачиваний:
0
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
156.88 Кб
Скачать

Преступления и наказания

Титул XVII Эклоги закрепил специфические черты уголовного права Византии. О значимости данного раздела свидетельствует и тот факт, что по своему объему данный титул занимает около 1/5 всего документа.

Классификация преступлений:

Говоря о классификации преступлений, следует отметить, что на первом месте в Эклоге стоят преступления против религии и Церкви, а также против государства.

Наиболее тяжкими преступлениями против религии являются колдовство и знахарство (ст. 43), а также ересь (ст. 52), влекущие за собой смертную казнь. К еретикам, представлявшим собой в то время довольно мощную оппозицию государству и церкви, Эклога относит манихеев и монтанистов. Участники этих сект проповедовали строгий аскетизм, отрицали значение церкви и государства.

Примечательно, что отречение от христианской веры византийских воинов, попавших в плен, не образует состава преступления по светскому праву: вопрос об ответственности в данном случае должен был решать церковный суд, как правило, суд епископа (ст. 6), который мог назначить лишь наказание по церковному праву в виде покаяния (епитимьи).

К преступлениям против религии и Церкви в Эклоге относятся также побои духовенства (ст. 6), кража из алтаря (ст. 15), клятвопреступление (ст. 2), разграбление могил (ст. 14), связь с монахиней и с крестницей (ст. 23, 25), изготовление амулетов (ст. 44).

В тесной связи с религиозными в Эклоге находятся государственные преступления. Такие тяжкие преступления против государства как восстание (политический мятеж) и покушение на императора в значительной мере носили религиозный характер, поскольку византийский император рассматривался как хранитель всего христианского мира и Вселенской Церкви. Неслучайно, согласно ст. 3, подобного преступника надлежало в тот же час предать смерти как намеревающегося все разрушить. К государственным преступлениям относилась и государственная измена, также карающаяся смертной казнью (ст. 53).

В Эклоге рассматривается целый ряд преступлений против личности: убийство, нанесение телесных повреждений, похищение и продажа свободных людей, изнасилование, клевета (ст. 42, 45-51, XVII). Обращает на себя внимание тот факт, что убийство раба хозяином наказывалось лишь в том случае, если оно было совершено умышленно. При смерти же раба от побоев хозяин не нес никакой ответственности (ст. 49).

В духе христианских заповедей значительную группу в Эклоге образуют преступления против семьи и нравственности. К ним относились не только запрещенные Библией так называемые «содомские грехи», такие скотоложество и мужеложество, но и кровосмешение, прелюбодеяние, двоеженство, половые отношения вне брака, аборт и другие. Эти преступления, как дерзкое попрание христианской морали, карались тяжелыми наказаниями, как правило, смертной казнью, членовредительскими или телесными наказаниями (ст. 19-22, 27-29, 32-39, XVII).

В Эклоге содержится и ряд преступлений в сфере экономики: кража (ст. 10-13), фальшивомонетничество (ст. 18). Наиболее тяжкими преступлениями против собственности являлись умышленный поджог (ст. 41) и разбой (ст. 50), караемые смертной казнью. В ст. 5, XVII устанавливается наказание за самосуд - один из видов преступлений против правосудия.

С помощью публично совершаемого и устрашающего наказания византийский законодатель стремился не только наказать виновных, но и предотвратить совершение в будущем подобных тяжких преступлений.

Наказания

Одной из отличительных черт византийского уголовного права является жестокость наказаний. Значительный круг преступлений в Эклоге предусматривает смертную казнь в квалифицированной форме: в виде отсечения головы мечем (наиболее распространенный вид смертной казни), сожжения и даже распятия на фурке (ст. 33, 38, 41-43, 45, 50, 52, 53, XVII). Суровость наказаний во многом объясняется, с одной стороны, сложившейся традицией в постклассическом римском праве, а с другой - сложной внутриполитической обстановкой в Византии в VIII веке, политикой императоров-иконоборцев.

В то же время можно говорить об определенной «гуманизации» наказаний в Эклоге по сравнению с римским правом: за целый ряд преступлений, которые ранее карались смертной казнью, здесь устанавливались лишь телесные и членовредительские наказания в виде битья плетью, отсечения руки, отсечения носа, отрезания языка, ослепления, оскопления, острижения наголо (ст. 10, 11, 15, 23, 24, 26, 39, XVII). Представляется, что формирование столь широкой системы членовредительских наказаний в уголовном праве Византии, являющейся одной из его наиболее ярких, характерных черт, во многом происходило под влиянием обычного права восточных провинций. Нередко наказание назначалось по принципу символического талиона.

Наряду со смертной казнью, телесными и членовредительскими наказаниями Эклога закрепляет также такие наказания, как изгнание, штраф и конфискация имущества (ст. 4, 8, 11, 24, 40, 44, XVII).

Стремление византийского законодателя неукоснительно следовать христианской морали, для которой нет различия «между рабом и свободным, варваром и эллином», привело и к определенной демократизации норм Эклоги о преступлениях и наказаниях: в большинстве случаев нет прямой зависимости назначения наказания от сословного статуса преступника. И все же этот принцип проводится не всегда последовательно (ст. 11, 12, 22, 29, 49, XVII).

Несмотря на довольно высокий уровень юридической техники, для Эклоги характерно отсутствие абстрактных определений, в том числе общего понятия преступного деяния, а также четких границ между преступлением и деликтом (ст. 7-9. XVII).

В то же время можно выявить отдельные институты общей части уголовного права. Так, на примере поджога (ст. 41, XVII) в Эклоге хорошо показаны отличия виновного деяния (с формой вины в виде умысла и неосторожности) от абсолютно невиновного причинения вреда. Среди обстоятельств, исключающих и смягчающих ответственность, выделяют возраст преступника, незначительный размер ущерба. Так, малолетние (до 12 лет) участники такого тяжкого с точки зрения Эклоги преступления как мужеложество не привлекаются к ответственности, так как они «из-за малолетства не знали, что с ними делали» (ст. 38, XVII). К отягчающим ответственность обстоятельствам относились рецидив, значительный размер ущерба, публичный и дерзкий характер совершения преступления (ст. 10, 11, 41, 45, 49, 50, XVII). Эклоге известен и институт соучастия (ст. 24, XVII).