Добавил:
Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.
Вуз: Предмет: Файл:
Учебный год 22-23 / argunova_yu_n_prava_grazhdan_pri_okazanii_psihiatricheskoi_p.pdf
Скачиваний:
125
Добавлен:
15.12.2022
Размер:
11.29 Mб
Скачать

Могут ли сведения о лицах с психическими расстройствами передаваться в органы внутренних дел в целях предупреждения совершения этими лицами общественно опасных деяний?

Совместный приказ Минздрава и МВД России от 30 апреля 1997 г. № 133/269 «О мерах по предупреждению общественно опасных действий лиц, страдающих психическими расстройствами» обязы вает руководителей учреждений здравоохранения своевременно информировать горрайорганы внутренних дел о самовольно ушед ших из психиатрических стационаров больных, находящихся на принудительном лечении и госпитализированных в недоброволь ном порядке (п. 3.4.). Руководителям органов управления здравоох ранением и руководителям органов внутренних дел надлежит обе спечить взаимодействие в работе с лицами, страдающими психиче скими расстройствами, а также неразглашение сведений о состоя нии психического здоровья граждан (п. 2.2.).

Этим приказом утверждена Инструкция об организации взаимо действия органов здравоохранения и органов внутренних дел Рос сийской Федерации по предупреждению общественно опасных дей ствий лиц, страдающих психическими расстройствами. Согласно Инструкции ПНД должен регулярно направлять в орган внутренних дел уточненные списки лиц с психическими расстройствами, состо ящих на активном диспансерном наблюдении и на амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра. Психиатриче ская больница в течение суток обязана сообщать в территориальный орган внутренних дел о поступлении психически больного без доку ментов, удостоверяющих личность (если он неизвестен медучрежде нию), или с документами, вызывающими сомнение в их принадлеж ности больному, а также о поступлении больного, который по пси хическому состоянию не может сообщить о себе сведения. Больница информирует также орган внутренних дел (по месту своего распо ложения и месту жительства психически больного) о его побеге из психиатрического стационара, если больной склонен к общественно опасным действиям, больница указывает полные анкетные данные больного, приметы, адреса места жительства его родственников.

Данный межведомственный нормативный акт, как указано в вводной его части, был издан в целях практического исполнения Законаопсихиатрическойпомощи,Федеральнойцелевойпрограммы

274

«Неотложные меры по совершенствованию психиатрической помощи (1995-1997 годы)», утверждённой постановлением Пра вительства РФ от 20 апреля 1995 г. №383, УК РФ, в части, каса ющейся мер медицинского характера, и комплексного подхода к решению этих задач.

Часть перечисленных выше обязанностей диспансера и боль ницы вытекает из положений ч. 3 ст. 30 Закона о психиатрической помощи, касающихся вопросов розыска лиц, подлежащих госпита лизации, а также положений Закона о полиции. В частности, п .35 ч. 1 ст. 12 обязывает полицию оказывать содействие органам здраво охранения в доставлении в медорганизации по решению суда лиц, уклоняющихся от явки по вызову в эти организации; участвовать совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, пред усмотренных законодательством, в наблюдении за лицами, страда ющими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих,

вцелях предупреждения совершения ими преступлений и админи стративных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом недобровольной госпитализации лиц в медицинские организации, а также обеспечи вать медработникам безопасные условия для доступа к этим лицам и их осмотра. Пункт 3 ч.З ст. 17 Закона о полиции позволяет поли ции осуществлять ведение банка данных о лицах, которые совер шили общественно опасные деяния и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера. Поли ция обязана обеспечивать защиту информации, содержащейся в банках данных, от неправомерного и случайного доступа, копиро вания, распространения и иных неправомерных действий. Поли ция обязана обеспечить гражданину возможность ознакомления

впорядке, установленном законодательством, с содержащейся в банках данных информацией, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

Может ли орган опеки и попечительства затребовать документы, отражающие состояние здоровья гражданина, без его согласия?

Согласно ч.2 и 21 ст. 10 Федерального закона от 24 апреля 2008 г. №48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» орган опеки и по­

275

печительства в целях получения сведений о личности предпола гаемого опекуна или попечителя вправе запрашивать информа цию о нём в медицинских организациях. При этом затребоваться может только та информация о гражданине, которая позволит установить его способность исполнять обязанности опекуна или попечителя. Документы и информация, находящиеся в распоря жении медорганизаций, запрашиваются в тех случаях, когда они не были представлены в органы опеки и попечительства самим гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном (попечителем). Документы или их копии, иная информация пре доставляются по требованию органов опеки и попечительства безвозмездно.

Закон об опеке и попечительстве не предусмотрел, однако, необ ходимость получения на это согласия гражданина. С другой сто роны, данное основание не было включено в перечень ч.4 ст. 61 ранее действовавших Основ, а затем и в перечень ч.4 ст. 13 Закона об охране здоровья, предусматривающий основания для предостав ления сведений, составляющих врачебную тайну, без согласия лица. Органы опеки и попечительства были вынуждены получать такие сведения только с согласия самого гражданина, хотя, не исключено, что существовала и иная практика.

Возникшая законодательная неопределенность в данном вопросе была устранена Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Рос сийской Федерации по вопросам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».Органы опеки и попечитель ства получили право на предоставление им некоторых медицин ских сведений о кандидате в опекуны без его согласия. Часть 4 ст. 13 Закона об охране здоровья пополнилась пунктом 11: «гю запросу органов опеки и попечительства в целях подтверждения наличия или отсутствия заболеваний, представляющих опасность для окружа ющих, у лиц, с которыми гражданин, выразивший желание стать усыновителем, опекуном, попечителем или приёмным родителем, совместно проживает в жилом помещении». Запрашиваемые сведе ния могли касаться исключительно заболеваний, представляющих опасность для окружающих, перечень которых утверждён поста новлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. №715. К ним, в частности относятся болезнь, вызванная вирусом иммунодефи цита человека (ВИЧ), гепатит В и С, туберкулёз и др. Органы опеки

276

и попечительства не вправе были без согласия гражданина запра шивать сведения по поводу нахождения или ненахождения гражда нина под наблюдением психиатра.

Пункт 11 ч. 4 ст. 13 Закона об охране здоровья, введённый Феде ральным законом от 2 июля 2013 г. №167-ФЗ, действовал, впро чем, лишь несколько месяцев и с 27 ноября 2013 г. считается утра тившим силу в соответствии с Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. №317-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законода тельные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации по вопросам охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Выведение данного основания из перечня ч.4 ст. 13 Закона об охране здоровья указывает на то, что к запросам органов опеки и попечительства, направляемым в медорганизации, должно прилагаться надлежащим образом оформленное письменное согла сие гражданина.

Вправе ли медкомиссия при освидетельствовании работника с целью определения его профпригодности запрашивать без его согласия сведения медицинского характера?

В соответствии со ст. 213 Трудового кодекса РФ постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 695 утверждены Пра вила прохождения обязательного психиатрического освидетель ствования работниками, осуществляющими отдельные виды дея тельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблаго приятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее —Правила).

Согласно п.З Правил освидетельствование работника прово дится с целью определения его пригодности по состоянию психи ческого здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности, а также к работе в условиях повышенной опасности, предусмотрен ных Перечнем. Освидетельствование проводится врачебной комис сией, созданной органом управления здравоохранением. Для про хождения освидетельствования работник представляет выданное работодателем направление, в котором указываются вид деятельно сти и условия труда работника.

277

Согласно абзацу второму п. 7 Правил в целях освидетельствова ния комиссия вправе запрашивать у медучреждений дополнитель ные сведения, о чём работник ставится в известность. Комиссия принимает соответствующее решение в течение 10 дней после полу чения дополнительных сведений.

М. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением об оспарива нии абзаца 2 п. 7 Правил, указав, что Правила в оспариваемой им части противоречат ст.61 Основ, предусматривающей случаи пре доставления сведений, составляющих врачебную тайну, без согла сия гражданина. Верховный Суд РФ своим решением от 14 февраля 2008 г. отказал в удовлетворении заявления М., а Кассационная кол легия Верховного Суда РФ (определение от 20 мая 2008 г. № КАС08172) оставила это решение без изменения.

Суд установил, что в соответствии со ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медосмотр (обследование), а также обязательное психиатрическое освидетель ствование в случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Суд обоснованно не согласился с доводами заявителя о противо речии абзаца второго п.7 Правил ст. 61 Основ. Пунктом 7 Правил, закрепляющим право врачебной комиссии запрашивать у медучреж дений дополнительные сведения, о чём работник ставится в извест ность, во взаимосвязи с п.2 Правил, устанавливающим, что освиде тельствование работника проводится на добровольной основе, вра чебная комиссия не наделена правом собирать о работнике сведе ния, составляющие врачебную тайну, без получения от него согласия на психиатрическое освидетельствование.

Верховный Суд РФ пришёл к выводу о том, что наличие такого согласия позволяет врачебной комиссии в целях освидетельство вания запрашивать у медучреждений дополнительные сведения о состоянии психического здоровья работника, и данные действия не являются нарушением положений статьи 61 Основ.

Выводы Верховного Суда РФ по данному вопросу сохраняют свою актуальность и в свете нового Закона об охране здоровья и его ст. 13.

278

Соседние файлы в папке Учебный год 22-23